<<
>>

ЛАО-ЦЗЫ (VI- V вв. до н.э.) - легендарный китайский философ

Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, он существует.
Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом , и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен.
Таким образом , воспитывается искренность.
Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не является больным.
В древности способные к учености знали мельчайшие и тончайшие вещи. Они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду.
Человек при своем рождении нежен и слаб. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это что начинает жить.
Когда в стране много запретительных законов, то народ становится бедным.
Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое это человеколюбие, второе - бережливость, а третье стоит в том, что я не смею быть впереди всех.
ЛАО-ЦЗЫ ( Ли Эр, IV - III в.. -до н. э.) - китайский философ, создатель этического учения даосизма. Даосизм - учение о выборе верного «дао» пути по уму и совести. «Дао мудрого человека - это деяние без борьбы. Мудрый человек ничего не накапливает. Он все отдает другим...». По
мнению Лао-цзы, чтобы привести людей к счастью, не следует их просвещать. Счастье и познание - исключающие друг друга цели. Лао-цзы связывает с распространением знаний упадок нравов, возникновение неравенства, алчности, честолюбия - все это исходит от власть имущих. Лао-цзы проповедовал возврат к идеализированной им патриархальности родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь». С точки зрения Лао-цзы: Суть счастья как блага народа заключается в возврате к равенству, к простоте и невежеству «золотого века», а счастье заключается в умеренности, спокойствии и близости к природе. Таковы основополагающие принципы Даосизма.
(Лунь юй// Древнекитайская философия. Собр. текстов . в 2-х т. -Т. 1. - М., С.139-174.
Этика и ритуал в традиционном Китае. - М., 1988. - С. 3-16, 173-201.)
<< | >>
Источник: А. М. Пронин. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА. 2005

Еще по теме ЛАО-ЦЗЫ (VI- V вв. до н.э.) - легендарный китайский философ:

  1. ЛАО-ЦЗЫ (VI- V вв. до н.э.) - легендарный китайский философ
  2.   Мо-цзы  
  3. «мо-цзы»  
  4.   «ЧЖУАН-ЦЗЫ»
  5.   «СУНЬ- ЦЗЫ» [109]
  6. «ЧЖУАН-ЦЗЫ» [111]  
  7.   ЛАО-ЦЗЫ ДАО ДЭ ЦЗИН / ТРАКТАТ О ПУТИ И ДОБЛЕСТИ [209] 
  8.   Лао-цзы
  9. В. К. Шохин, А. В. Смирнов ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
  10.   «РАЗЪЯСНЕНИЕ [ПОЛОЖЕНИЙ] ЛАО-ЦЗЫ»