<<
>>

IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ЭТИКА"

Раздел 1. Этика как наука о морали
1.1 Предмет и задачи этики. Генезис и эволюция понятий "этика", "мораль", "нравственность". Предмет этики и его историческое изменение. Специфика морали как предмета этики.
Круг этических проблем, образую-щих предмет этики. Место этики в системе современной духовной культуры общества. Связь этики с другими гуманитарными науками: философией, историей, психологией, педагогикой, эстетикой, социологией, юриспруденцией.
Задачи этики и её структура. Уровни этического знания: описательный, философско-теоретический и нормативный. Нормативность этики, ее проявление в качестве ценностно-ориентирующего фактора. Практически- воспитательное значение этики, роль морального просвещения в развитии личности. Возрастание роли этики на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
1.2. История этических учений. Становление этического знания в рамках древневосточной культуры. Этико-философские системы Древней Индии и Китая. Античная этика как учение о добродетелях и совершенной личности. Этические взгляды Сократа, Платона, Аристотеля. Основные этические учения и школы античной философии.
Религиозная этика. Теологическое обоснование морали в этике средневековья (Августин Аврелий, Ф.Аквинский).
Антропоцентризм как исходный принцип философии и этики эпохи Возрождения. Этическая мысль Нового времени (Т.Гоббс, Б.Спиноза, П.Гольбах, Г.Гельвеций). Философско-этическое учение И.Канта об автономии морали, категорическом императиве и доброй воле.
Этические учения Х1Х в. Учение Г.Ф.В.Гегеля о морали и нравственности. Антропологический эвдемонизм Л.Фейербаха. Эволюционное этическое учение (Э. Спенсер, П.А. Кропоткин) Этика сострадания А.Шопенгауэра. Ф.Ницше о "переоценке ценностей" морали.
Этические искания в русской философии: Н.Ф.Федотов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Вл.С.Соловьев, Н.С.Бердяев.
Основные направления и учения в этике ХХ в. (марксизм, экзистенциализм, этика психоанализа, неотомизм, неопозитивизм).
Раздел 2. Теоретические проблемы этики
2.1. Возникновение и историческое развитие морали. Проблема возникновения морали в теоретической этике. Основные этические концепции происхождения нравственности: религиозная, эволюционно-генетическая, социально-историческая. Значение данных конкретных наук (истории, этнографии, археологии, естественных наук) для научного исследования вопроса о происхождении морали. Методологические трудности "реконструкции" становления морали. Проблема соотношения объективных и субъективных предпосылок формирования нравственности.
Генезис морали и её историческое развитие. Нравы родового общества, их особенности и историческая ограниченность. Табу, обычаи, тради-
ции - древнейшие средства социальной регуляции поведения людей. Значение нравов родового строя в формировании общечеловеческих элементов морали. Развитие общества и усложнение механизмов нравственной регуляции. Исторические формы нравственной регуляции, их особенности. Соотношение общечеловеческого и конкретно-исторического (классового, религиозного и национального) в развитии морали. Адыгская мораль и этика.
2.2. Сущность, специфика, структура и функции морали. Мораль как особый способ освоения социальной действительности, форма общественного сознания и система регуляции поведения человека.
Свойства морали. Табу, обычаи, традиции и мораль. Взаимодействие морали с другими формами общественного сознания и общественных отношений: правом, политикой, религией, искусством. Моральное и правовое регулирование: единство и различие.
Структура морали, ее основные элементы: моральное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения. Моральные понятия, нормы, принципы, идеалы, моральные чувства, интуиция - компоненты морального сознания. Добро и зло, долг и совесть - исходные представления морального сознания, контрольно-императивные и оценочные механизмы нравственного сознания. Оценка и самооценка как выражение моральной санкции. Нравственная деятельность. Поступок - "ядро" поведения. Структура морального поступка: цель, мотив, средства достижения цели, действие, его результат и последствия. Нравственные отношения и их специфика.
Многофункциональность морали как проявление многообразия потребностей и интересов общественного развития и универсальности человека. Основные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, воспитательная, ценностно-ориентирующая, познавательная. Единство функций морали.
Раздел 3. Высшие моральные ценности и категории этики
3.1 Свобода и необходимость. Детерминизм и индетерминизм, этический фатализм и волюнтаризм - исторические формы решения проблем моральной свободы. Диалектическая традиция в решении этой проблемы. Проблема человеческой свободы в философии экзистенциализма. Свобода и моральная ответственность личности, их взаимосвязь. Моральный выбор - форма проявления нравственной свободы и ответственности личности. Понятие морального конфликта и его принципы - альтернативность ценностей, необходимость выбора и его драматизм, риск и ответственность. Виды нравственных конфликтов, их источники, природа и способы разрешения - выбор на основе иерархии ценностей. Поступок по совести, по справедливости. Проблема соотношения целей и средств их достижения. Диалектический подход в оценке целей и средств. Общие принципы и правила оценки поступков индивидов.
Добро, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство - высшие моральные ценности и категории этики. Категории добра и зла в истории этической мысли. Диалектика добра и зла. Добро и зло как проявление человеческих взаимоотношений. Справедливость - понятие морального сознания и принцип деятельности, правильная мера соответствия деяния и воздаяния. Справедливость как критерий добра.
Долг и совесть как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Объективная и субъективная стороны долга, его уровни. Долг и нравственная свобода личности. Совесть как осознание моральной ответственности человека перед обществом. Чувственно-эмоциональный и рациональный уровни совести. Совесть, стыд, вина. Взаимосвязь совести с сознанием долга и пониманием добра.
Понятие чести и достоинства как отражение ценности и значимости личности. Исторические изменения представлений о чести и достоинстве. Комплементарность чести и достоинства. Нравственно-психологические характеристики чести и достоинства: адекватность самооценки, уверенность, самокритичность, честолюбие, тщеславие. Достоинство, гордость, гордыня.
Особенности представлений о добре, справедливости, долге, совести, чести, достоинстве в адыгской нравственности.
Смысл жизни и счастье как выражение высших потребностей человека. Основные концепции смысла жизни. Смысл и цель жизни. Объективная и субъективная стороны смысла жизни и счастья. Общечеловеческое и конкретно-историческое в содержании смысла жизни и счастья. Различные представления о счастье и назначении человека. Смертность человека и проблема смысла жизни. Счастье и несчастье, радость и страдание. Иллюзорные формы реализации смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, потребительство, мещанство.
Любовь и дружба как высшие моральные ценности. Социально-нрав-ственные характеристики товарищества, дружбы, любви. Роль дружбы в становлении личности. Нравственный смысл любви. Любовь как нравственно-эстетическое чувство и как отношение между людьми, связанными глубокими духовными чувствами и взаимным влечением. Христианское, "куртуазное", сентиментальное, романтическое представление о любви. Индивидуализация любви в эпоху становления и развития буржуазных отношений. Виды любви. Увлеченность, влюбленность, любовь. Нравственные ценности верности, целомудрия, изменение их содержания в истории культуры. Любовь и брак. Любовь, секс, эротика.
Раздел 4. Прикладная этика
4.1 Понятие прикладной этики, её особенности и структура. Экологическая и биомедицинская этика: понятие, специфика, виды. Экологическая этика: сущность, предмет, основные задачи и проблемы. Эволюция отношений человека к природе. Современные проблемы экологизации морали как социокультурного феномена. А. Швейцер о принципе "благоговения перед
жизнью". Любовь и уважение к природе - главные императивы, регламентирующие отношение современного человека к природе. Свобода и морально-экологическая ответственность личности.
Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное. Проблемы человеческой жизни в учениях русских мыслителей (Вл.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.К.Рерих, Н.Ф.Федоров). Основные проблемы биоэтики: право человека на жизнь и право на смерть (аборты, эвтаназия). Этические проблемы генной инженерии и клонирования, воспроизводства человече-ского потомства, трансплантологии, современной психиатрии.
Профессиональная этика. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали. Кодексы профессиональной морали, их место в общей системе нравственности. Корпоративизм профессиональной морали и пути его преодоления. Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм - исходный принцип профессиональной этики. Категории профессиональной морали и этики: профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство, справедливость, профессиональный такт.
Виды профессиональной этики. Педагогическая этика о нравственных принципах и нормах взаимоотношений педагога с учащимися, коллегами, родителями учеников. Нравственно-психологический климат педагогического коллектива. Судебная этика о требованиях к личности юриста, нормах и принципах взаимоотношений всех участников судебного процесса.. Деловая этика (этика бизнеса). Управленческая этика. Этика журналиста.
Культура общения и этикет. Общение как нравственная ценность. Образ жизни и общение. Одиночество, его социальные и психологические предпосылки. Роль понимания, сочувствия, сострадания в общении. Общность интересов, нравственных ценностей и идеалов - основа полнокровного гуманистического общения. Основные виды общения.
Этикет как средство человеческого общения. Возникновение и историческое развитие этикета. Из истории российского этикета. Этикет и мораль: единство и различие. Особенности норм современного этикета: демократизм, целесообразность, условность и символизм. Национальная специфика этикета. Адыгский этикет: понятие, история, основные принципы. Адыгский этикет и современность. Роль этикета в регуляции человеческих отношений. Виды этикета. Студенческий этикет. Деловой этикет.
<< | >>
Источник: Биштова Т.Р.. Этика. Учебно-методические материалы по курсу Составитель Биштова Т.Р. - 2-е изд., перераб. и доп. - Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ,2003. -37 с.. 2003

Еще по теме IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ЭТИКА":

  1. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
  3. Программа
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  5. Пример из собственной практики
  6. IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ЭТИКА"
  7. 5.1.5. Организация рекламной деятельности
  8. БИБЛИОГРАФИЯ
  9. Истоки моей творческой деятельности.
  10. Программа возрождения России
  11. КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ, КАК ИСКРЕННЕ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЮБИЛИ...
  12. ФИЛОСОФСКАЯ ЖИЗНЬ В г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
  13. § 2. Пути и средства эстетического воспитания