СЕРЕН КЬЕРКЕГОР

(Kierkegor, 1813-1855) - датский философ-мистик, писатель, предшественник современного экзистенциализма. Кьеркегор считал, что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во внимание собственно человеческого существования, его чувств и переживаний, являющихся такими же реальностями, как и сам человек.
Не познание объективного мира, а познание самого себя в подлинном существовании (экзистенции)- главная задача «субъективного мыслителя». Мир, согласно воззрениям Кьеркегора находится в состоянии «смертельной болезни», причиной которой является «отчаяние». Все существующее представляется парадоксальным: несчастнейший человек является счастливейшим, а счастливейший - несчастнейшим, истина - ложью, ложь - истиной, реальность - иллюзорностью, иллюзорность - реальностью и т.п. В этой парадоксальной диалектике человек должен познавать только самого себя, ибо «истина есть субъективность».
Кьеркегор выделяет три стадии жизни, которые должен пройти человек для достижения своей цели: 1. Эстетическая стадия жизни человека (когда личностные возможности никогда не превращаются в действительность, когда человек живет «воображаемой жизнью»). 2. Этическая стадия жизни человека (когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство ответственности за свое собственное существование). 3. Религиозная стадия жизни (когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не конечность). Индивид, будучи существом религиозным постоянно чувствует свой долг перед Богом.
Осн. этич. соч.: С. Кьеркегора: «Или-или», «Страх и трепет», 1844; «О понятии страха», 1844.
V
<< | >>
Источник: А. М. Пронин. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА. 2005

Еще по теме СЕРЕН КЬЕРКЕГОР:

  1. СЕРЕН КЬЕРКЕГОР
  2. Неоидеализм
  3.   Эволюционизм  
  4.   2.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД
  5.   § 8. Язык онтологического видения мира  
  6. И. В. Киреевский
  7. § 2. Влияние платонизма на формирование христианской теологии
  8. Жизнь и творческий путь
  9. 10.БОГ УМЕР?
  10. 1. Русская музыка и идеи экзистенциализма в культуре ХХ века
  11. Антропологическое направление
  12. СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Неклассическая философия: эпоха и понятие
  13. Парадокс как концептуальный конструкт трансперсональной метафизики немецкой мистики