Карл МАРКС

Этические воззрения Карла МАРКСА (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820-1895).
Fb К. МАРКС - основатель теории научного коммунизма, философии диалектического и исторического материализма.
Высшей формой гуманизма является коммунистический гуманизм, получивший научное обоснование в теории марксизма.
Впервые научно, проанализировав, влияние частной собственности на личность, К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли антигуманный характер капиталистического общества, в котором достижения социального прогресса и культуры обращаются против человека (Отчуждение). Наемный труд, эксплуатируемый капиталистом в целях получения прибыли, отрицает в человеке личность, изнуряет его физически, разрушает его дух. Частная собственность разъединяет людей, приводит к деградации человека в духовном и моральном отношении. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» («Капитал» т.3, -с.75) (Личность и коллектив). Коммунистический гуманизм сумел разрешить и преодолеть противоречие, которое не в состоянии были преодолеть гуманисты прошлого - противоречие между интересами отдельного класса и всего человечества. К. Маркс показал, что только пролетариат способен освободить все человечество, ибо его собственное освобождение от эксплуатации «заключает в себе общечеловеческую эмансипацию...» Коммунистическая нравственность является самой гуманистической в истории человечества. Она не просто провозглашает своим основным принципом любовь и уважение к человеку, но и ставит вопрос о создании подлинно человеческих условий в самом обществе, необходимых для гармонического развития личности (Всестороннее, целостное гармоническое развитие личности).
ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ развивали в 20-е годы ХХ века ученые США: У. Файт, И. Бэбит, К. Гарнет, И. Левин и др. На поверку буржуазные концепции ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ зачастую были далеки от гуманизма. Н-р, У. Файт заявлял, что человек не обязан уважать интересы
др. людей, если они сами не могут постоять за себя. С т. зр. У. Файта получается, что уважения и любви достойны только люди с крепкими кулаками, способные самостоятельно пресекать обиды против себя.
<< | >>
Источник: А. М. Пронин. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА. 2005

Еще по теме Карл МАРКС:

  1. Карл МАРКС
  2. Карл Маркс.
  3. Карл Маркс
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»] 1887  
  5. III. Маркс
  6. МАРКСИЗМ
  7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА Философия как прикладная наука
  8. Исторические судьбы учения Карла Маркса
  9. 4.5. Марксистская философия
  10. § 2. Карл Маркс о занятости и безработице
  11. Постмарксизм в Германии. Триумф Гегеля над Марксом
  12. Проблемы капитала в "Капитале" Маркса
  13. ОТЧУЖДЕНИЕ – ИСТОРИЧЕСКИ ИСХОДНАЯ КАТЕГОРИЯ МАРКСИЗМА. ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИХ РУКОПИСЕЙ 1844 г.
  14. МАРКС
  15. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ