<<
>>

ЕРЕТИК (мораль). 

Еретик в собственном смысле слова - это человек, который по отношению к определенному воззрению или секте сделал удачный или неудачный выбор. В принятом смысле слова этим выражением обозначают людей, придерживающихся мнения, противоречащего одной или нескольким догмам христианской религии, или же упорно его защищающих (...)

Но неопровержимо доказано, что заблуждающимся можно предоставить свободу в вопросах религии, что в основе их ошибок может лежать похвальное стремление просветить себя, не подкрепленное, однако, силою, внимательностью и широтою ума, необходимыми для этого.

Постыдно поэтому чернить способы выражения и добродетели ере- тика. Люди прибегают к этой низкой хитрости, потому что боятся, что мы от уважения к личности перейдем к уважению ее трудов, от одобрения стиля к одобрению воззрения. Но разве не существует лучших средств и способов научить людей отделять благое от дурного? Когда- то говорили, что Арий таил в себе невероятное высокомерие под личиной наивысшей скромности. Но откуда узнали об его высокомерии, если он так мало его обнаруживал1? Пользующаяся такими методами защита истины не обретет славы. Не принесет ей большего успеха и употребление таких ругательных слов, как "еретик", "заблудший", которыми осыпают друг друга; не говоря уже о том, что часто светский человек, как раз глубочайшим образом погрязший в ошибках, с горячностью обвиняет того, кто мыслит совершенно правильно и больше всего работает над тем, чтобы просветить себя.

Я не ставлю здесь вопроса, следует ли разрешить чтение еретических книг. Я спрашиваю только, должны ли мы распространить этот запрет и на книги людей твердой веры, книги, опровергающие еретические. Если правоверные, как это предписывает им долг, приводят аргументы еретиков с полной точностью в своих опровержениях, то это равносильно тому, как если бы мы разрешали чтение трудов еретиков. Но если правоверные избегают этой объективности и долга в деле критики, то они сами из-за недостатка искренности готовят себе позор и предают благое дело своей подозрительностью (...)

(...) Отрицающие еретики (теология). В терминологии инквизиции так именуют тех, кто, будучи убеждены в истинности еретических воззрений доказательствами, очевидность которых они отрицать не могут, внешне отрицают ересь, открыто выступают в качестве исповедующих католическую религию и декларируют, что их ужасает ересь, в которой их обвиняют. Смотрите "Инквизиция".

 

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме ЕРЕТИК (мораль). :

  1. IX. Общие итоги второго периода в истории науки уголовного права в России
  2. 18. Дисциплинарная власть церкви
  3. 6. Переводная и оригинальная новелла. Повесть о Фроле Скобееве
  4.   3. ИРИНЕЙ И ИППОЛИТ  
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ
  6. ЕРЕТИК (мораль). 
  7. НАТУРАЛИСТ. 
  8. 1. ПОЛИТИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ» И «ИОСИФЛЯН»
  9. Глава двадцать шестая. ПРОТИВОРЕЧИЕ В ТАИНСТВАХ.
  10. Оценка феномена войны в мировых религиях
  11. Естественный предел познания