<<
>>

  ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

Пьер Гассенди, этот «лучший философ среди гума&нистов и ученейший гуманист среди философов», как писал о нем Пьер Бейль, родился 22 января 1592 г. в деревне Шантерсье близ города Диня (Прованс) в кре&стьянской семье.

Первоначальным обучением Пьера Гассенди зани&мался его дядя со стороны матери, священник местной церкви.

Этот человек рано заметил большие способности мальчика и помог устроить его на учебу в колледж в городе Дине. Молодой Пьер Гассенди успешно изучал греческий и латинский языки и особенно математику.

1 Об Этьене де Клаве см.: В. П. Зубов. Развитие атомисти&ческих представлений до начала XIX века. М., 1965, стр. 181— 182.

По окончании колледжа Гассенди около года гото&вился к продолжению образования и был принят в уни&верситет в городе Эксе. Успехи Гассенди во время пребы&вания в университете были настолько велики, что пре&подаватель философии и теологии патер Фезе говорил, что не может со всей точностью сказать, является ли Пьер Гассенди его учеником или учителем, настолько он хорошо знает философию. Фезе нередко поручал свое&му ученику читать вместо себя лекции в университете.

Окончив Эксский университет, Гассенди с 1612 по 1616 г. работает руководителем духовного училища в Дине. В 1616 г. он получает в Авиньонском универси&тете ученую степень доктора теологии и избирается со&борным капитулом своего родного города на должность преподавателя теологии в духовном училище. Гассенди был рукоположен сначала в диаконы, а 1 августа 1617 г. в священники католической церкви. Через некоторое время он занял кафедру философии в том самом Эсском университете, где незадолго до того учился.

Первоначально Гассенди вел преподавательскую деятельность в обычном для доктора теологии того вре&мени направлении схоластического аристотелизма. Но чем больше он вникал в существо схоластики, чем больше знакомился с великими открытиями Коперника, Кеплера, Галилея, Тихо Браге, с передовыми философ&скими веяниями своей эпохи — учениями Джордано Бруно, Петра Рамуса, Людовика Вивеса, Монтеня, Шаррона, тем больше он оказывался в оппозиции к аристотелевской схоластике.

Одно время он днем читал лекции для своих студентов в духе официальной схола&стики, а вечером — в духе антисхоластики, развивая критику Аристотеля и аристотеликов (перипатетиков).

К этому же времени относятся его усиленные заня&тия математикой и астрономией, которые он проводил совместно с ученым Пейреском и настоятелем собора Лавалетты в Эксе Готье, страстным любителем астроно&мии и другом Гассенди.

В конце концов у Гассенди возникает конфликт с иезуитами, он оказывается вынужденным покинуть ка&федру в Эксском университете и возвратиться снована родину в город Динь, где читает лекции, а также вы- ступает в качестве священника кафедрального собора. Через некоторое время он был командирован диньским капитулом в Гренобль, там нашел многих единомыш- ленников-антиаристотеликов и стал писать большую полемическую работу, полное название которой «Пара&доксальные упражнения против аристотеликов, в кото&рых потрясаются главные основы перипатетического учения и диалектики и утверждаются либо новые взгляды, либо казалось бы устаревшие взгляды более древних мыслителей». Это произведение было создана на основе лекций, прочитанных в городе Дине и Экс- ском университете. Оно первоначально должно была выйти в семи частях: часть первая — против учения аристотеликов в общем, вторая — против диалектики Аристотеля, третья, четвертая и пятая — против «Фи&зики» и прочих натурфилософских трудов Аристотеля, шестая — против его метафизики, седьмая — против этики. Однако Гассенди опубликовал в 1624 г. только одну первую часть. В 1658 г., посмертно, была издана неоконченная вторая часть. В ней Гассенди объясняет причины того, почему первоначальный план издания остался невыполненным: друзья предупредили его об угрожающей ему опасности со стороны перипатетиков.

Гассенди в связи с выходом его работы ожидали не&приятности. Первая часть его работы против аристоте&ликов вышла анонимно, однако в те времена умели бы&стро разоблачать настоящих авторов — этим занимались иезуиты, имя Гассенди и его взгляды были известны, и дело кончилось тем, что в дальнейшем ему пришлось «открещиваться» от тех антидогматических, материали&стических, сенсуалистических и коперниканских тео&рий, которые он разделял и страстно хотел, как передо&вой ученый, проповедовать.

По его словам, первый том его работы вышел в свет без обычной апробации и едва не привел его к трагедии. «Подумай, что же дол&жно было произойти со всем прочим заготовленным сна&ряжением? Итак, я жду другого оборота вещей и луч&шей участи...» [3] — заключает Гассенди.

В 1628 г. Гассенди оказывается в Париже, и в том же году он в обществе своего друга Луилье совершает путешествие за пределы родины, в Голландию и Анг&лию. Начинается самый блестящий период в жизни Гассенди. Везде, где он побывал, в каждой стране его принимают как известного передового ученого — фило&софа, астронома, математика и т. д. В Англии Гассенди знакомится с Гоббсом, с которым у него устанавлива&ются дружественные отношения, продолжавшиеся до конца жизни. Гассенди оказывается в кругу самых крупных ученых своего времени, в обществе Декарта, Мерсенна, Ферма, Ля Мот ле Вайе. Он завязывает пере&писку с Т. Кампанеллой, Галилеем. Гассенди пишет Галилею теплые письма в самый трудный для послед&него период жизни — когда он находился под судом ин&квизиции. Астрономические занятия роднили Гассенди с Галилеем, он сочувствовал коперниканству, и это ска&залось на характере его писем. «Я пребываю в величай&шем беспокойстве по поводу судьбы, ожидающей Вас, о Вы, величайшая слава нашего века...» — писал Гас&сенди Галилею. «Оставайтесь самим собой и не допу&скайте, чтобы мудрость, которая всегда была Вашей по&другой, покинула Вас в Вашей почтеннейшей старости. Да будет с Вами уверенность в Вашей вечной пра&воте»

В 1631 г. Гассенди снова оказывается в родном го&роде Дине в качестве настоятеля кафедрального собора. Он путешествует по Провансу, сопровождая герцога Ангулемского — губернатора этой области. Он публи&кует ряд новых работ по астрономии, анатомии, а также ряд биографий известных в то время ученых, в частно&сти биографию своего друга астронома Пейреска. К ап&релю 1634 г. относится работа Гассенди «Письмо по по&воду книги лорда Эдуарда Герберта, англичанина, «Об истине», представляющая собой критический разбор с позиций сенсуализма книги Герберта, лорда Чербери, «Трактат об истине, насколько она отличается от от&кровения, правдоподобного, возможного и ложного».

Гассенди в эти годы снова посещает Париж и в начале 40-х годов вступает в полемику с Декартом по основ&ным вопросам метафизики и теории познания.

Он за&щищает против философского дуализма Декарта фи&лософский материализм, отрицает субстанциональность души, которую отстаивает Декарт, развивает материа&листическое учение о телесности души и зависимости психических функций от тела. Против рационализма Декарта Гассенди выдвигает сенсуалистическую и эм&пирическую концепции познания.

Эта деятельность Гассенди развернулась в связи с тем, что Декарт написал в 1641 г. работу «Метафизиче&ские размышления». Он направил ее на отзыв Мер- сенну. Мерсенн же послал указанную работу Гассенди с просьбой подвергнуть ее критическому анализу и ре&зультаты этого анализа в письменной форме переслать ему. Гассенди выполнил просьбу Мерсенна, сформули&ровав свои «Возражения», но направил их непосредст&венно самому Декарту. Декарт напечатал свою работу вместе с «Возражениями» Гассенди и своим ответом на них. Ответ Декарта был составлен в весьма раздражен&ном и высокомерном тоне, и это побудило Гассенди написать новые, более обстоятельные возражения про&тив метафизики Декарта и его рационалистической теории познания. Так появились две работы Гассенди: «Метафизическое исследование против Декарта» (Па&риж, 1642) и «Метафизическое исследование, или Со&мнения и новые возражения против метафизики Де&карта» (Амстердам, 1644) — работы, которые в большей мере, чем другие, свободны от теологических оговорок; в них защищаются в принципе правильные материали&стические позиции в вопросах теории познания.

В 1645 г. Гассенди по предложению кардинала Ри&шелье, главы французского правительства и архиепи&скопа Лионского, назначается профессором математики Королевского колледжа в Париже. Его известность как ученого достигает высшего уровня, он становится в один ряд с крупнейшими учеными своего времени и ра&ботает главным образом в области механики, астроно&мии, математики. В 1646 г. он публикует в соавторстве с Ферма сочинение «Об ускорении при падении тяже- лых тел», в 1647 г.— «Астрономический указатель» и ряд резко полемических работ, направленных против различных реакционеров от науки.

Еще в период своего первого длительного пребыва&ния в Париже Гассенди опубликовал сочинение, на&правленное против мистика Робера Флудда (1574— 1637).

Сочинения Флудда представляли собой смешение астрологии, алхимии, каббалистической философии. Флудд выступал против физического объяснения мира, доказывал, что воздух есть элемент «мировой души», а ветер — дыхание, исходящее из уст самого бога и име&ющее поэтому «ангельскую природу». В своем сочине&нии Гассенди защищал физику от нападений со сто&роны теологов, доказывал, что ни Библия, ни Еванге&лие, цель коих — «спасение души», не имеют отноше&ния к научному объяснению природы, что установления священного писания вовсе не должны в точности совпа&дать с объяснениями физики. В полемике против Флудда Гассенди использует принцип двойственности истины: пригодное для спасения души непригодно для научного объяснения природы. Принцип двойственности истины нередко использовался в XVII в. для защиты науки против религии. Эту функцию он выполняет и у Гассенди.

В период преподавательской деятельности Гассенди в Королевском колледже в Париже ему пришлось да&вать отпор астрологу и математику Ж.-Б. Морено (1583—1656). Морено выступил с книгой, направлен&ной против Гассенди. Считая последнего сторонником учения Коперника и защищая геоцентрическую систему мира, Морено намекал на судьбу Галилея, угрожал, как бы с Гассенди в Риме не обошлись более сурово, чем с Галилеем. Гассенди ответил Морено в сочинении «О движении вдавливания, происходящем при враще&нии». В этом сочинении он ограничился заявлениями о своей ортодоксальности. Но так как Морено продолжал выступать против него и в 1650 г. опубликовал новую работу под названием «Против эпикурейской филосо&фии Гассенди», то Гассенди вынужден был встать на путь более резкой полемики. Однако он не стал высту&пать лично, а прибегнул к помощи своих учеников.

Слава Гассенди как философа и ученого в послед&ний период жизни была настолько велика, что вокруг него создалась целая школа последователей. Среди них был и Франсуа Бернье, философ, врач, историк и гео&граф, горячий приверженец Гассенди, составивший и издавший после смерти последнего восьмитомное «Изложение философии Гассенди».

К его помощи и прибег Гассенди в борьбе против литературных паскви&лей Морено. Бернье опубликовал памфлет под назва&нием «Анатомия смехотворной мыши, или Рассуждения Ж.-Б. Морено». А когда Морено издал еще один паск&виль против Гассенди, то Бернье выступил против него с новым памфлетом «Прах смехотворной мыши». Мо&рено выступил с новым произведением, на этот раз про&тив Бернье, назвав его «демонейшим демоном, дьяво- лейшим дьяволом и сатанейшим сатаной» Полемика продолжалась и в дальнейшем, все более выявляя про&грессивность материалистических воззрений Гассенди и реакционность идеалистических и теологических воз&зрений Морено.

В этот же период своей жизни Гассенди выступает горячим пропагандистом философского учения Эпи&кура. Заслуга Гассенди состояла, во-первых, в том, что он, как говорил Маркс, освободил «Эпикура от интер&дикта, наложенного на него отцами церкви и всем сред&невековьем» [4], и, во-вторых, в том, что, сформулировав свои философские взгляды под влиянием материализма Эпикура и Лукреция, он стал страстным защитником атомистики и сенсуализма в гносеологии и этическом учении, оказав, несмотря на все теологические оговор&ки, немалое воздействие на последующее развитие ма&териалистической философии во Франции и Англии.

Возникает вопрос: почему Гассенди воспринял воз&зрение на материю в духе античной атомистики, а не пошел дальше и не предпринял, подобно Декарту, по&пытки создать новую, самостоятельную и оригиналь&ную теорию материи?

Это объясняется, во-первых, большой зависимостью философских воззрений Гассенди от предшествующей философии. Гассенди как бы стоит между предшеству&ющей философией древней Греции и итальянского Возрождения, с одной стороны, и Декартом — с дру&гой. Куно Фишер прав, называя Гассенди «запоздальш мыслителем эпохи Ренессанса, так как он брал за обра&зец Эпикура» х. Это обстоятельство связано с основным научным интересом Гассенди, который прежде всего- был историком науки, интерпретатором и комментато&ром прошлых и современных ему философских и науч&ных теорий. Например, в своем самом большом сочине&нии — в «Системе философии» — он дает обстоятельное- изложение истории философии, истории логики, исто&рии этических учений т. д. Он издает биографии ряда ученых, изложения биографий и учений Птолемея, Ко&перника, Тихо Браге и др. Точно таким же образом он подошел и к пропаганде учения Эпикура. В 1647 г. Гас&сенди издал трактат «О жизни и характере Эпикура»г в 1649 г.— работу «Замечания на X книгу Диогена Лаэрция, трактующую о жизни, характере и взглядах Эпикура», представляющую собой перевод на латинский язык десятой книги сочинения греческого автора Дио&гена Лаэрция «Жизнеописания знаменитых философов» с приложением комментариев, составленных Гассенди. Выводом из этих двух сочинений явилась работа «Свод философии Эпикура», содержащая систематическое из&ложение философии греческого материалиста, состав&ленное на основе сохранившихся фрагментов сочинений самого Эпикура, различных древних комментаторов и поэмы Лукреция.

Во-вторых, надо учитывать, что атомистические воз&зрения в значительной мере соответствовали основному направлению развития тогдашней физической науки — воззрения Ньютона сложились под влиянием греческой атомистики (с идеями которой великий ученый ознако&мился отчасти через Гассенди).

В-третьих, увлечение Гассенди атомистическими теориями древних философов было прямо связано с острой полемикой по поводу философских воззрений Эпикура в конце XVI — начале XVII в. Мы имеем в виду, с одной стороны, различные проявления типично средневекового отрицательного отношения к Эпикуру — издание разными авторами памфлетов против эпику&реизма. В 1553 г. епископ Пьер дю Вали опубликовал работу против «атомистов-эпикурейцев». В 1556 г. фи&лософ-платоник Жан де Невиль жаловался в сочинении, направленном против «эпикурейцев и атеистов», на по&явление множества последователей Эпикура. Платоник Гильом Дезатель около 1555 г. издал перевод отдель&ных одиозно подобранных мест поэмы Лукреция, назвав при этом всех эпикурейцев свиньями, а Франсуа де ла Ну в 1587 г. говорил в своей работе об опасности эпику&реизма для государства, церкви и даже для армии.

С другой стороны, мы имеем в виду появление боль&шого числа работ, положительно оценивавших учение Эпикура.

В Голландии филолог-гуманист Эриций Путанеус издал в 1609 г. «Некоторые изречения Эпикура», пред&приняв попытку реабилитировать великого греческого мыслителя. Атомистические идеи пропагандировали голландец Горелус (1592—1620), немецкий ученый Зеннерт (1572-1637).

В Италии в 1643 г. была издана книга Клода Берн- гара «О философии перипатетиков», защищавшая ато&мистику. В 1646 г. Магненус (Жан Маньен), профессор университета в Павии, напечатал книгу «Возрожден&ный Демокрит», а в 1647 г. Джованни Нарди издал поэму Лукреция с приложением комментария, реабили&тирующего эпикуреизм и атомистику.

В Англии и во Франции также одна за другой выхо&дили в свет, несмотря на препятствия, чинимые теоло&гами, работы, реабилитировавшие моральный облик и философское учение Эпикура. Френсис Бэкон в работе «О мудрости древних» (в главе о Купидоне) восхвалял атомистику Демокрита. В 1600 г. в Париже вышла кни&га Николя Хилла, носившая заглавие «Эпикурейская, демокритовская, теофрастовская философия». В 1621 г. вышла в свет в Женеве работа Бассона «Естественная философия против Аристотеля», в которой учению сред- невековых аристотеликов противопоставлялись прин&ципы атомистического материализма. В антиаристоте&левских сочинениях Этьена де Клава, вышедших в 1624 г., проводилась та же линия.

На эту волну антиаристотелевской и демокрито-эпи- курейской литературы в Европе начала XVII в. обра&щают внимание большинство историков философии, и в частности Людвиг Фейербах в своей «Истории фило&софии нового времени от Бэкона до Спинозы» (в главе о Гассенди).

Из приведенных данных видно, что работы Гассенди об Эпикуре возникли отнюдь не случайно, явившись за&вершением ряда идейных течений в философии и есте&ствознании его времени.

Гассенди всю жизнь страдал туберкулезом. Вслед&ствие обострения болезни он в 1649 г. вынужден был оставить работу в Королевском колледже в Париже и уехать на юг Франции. На некоторое время он посе&лился в Тулоне, где имел возможность лечиться, поль&зуясь морским воздухом. В Тулоне он прожил два года, используя это время, чтобы под конец жизни дать си&стематическое изложение собственных философских взглядов, или, как он писал в одном из своих писем, «построить философскую систему, основанную на кри&тическом рассмотрении всех предшествовавших фило&софских учений».

В 1653 г. Гассенди снова возвратился в Париж. Со&вершенно больной, он заканчивал свой итоговый фи&лософский труд — «Систему философии». В последние годы жизни он опубликовал работы по истории науки: «Жизнь Коперника», «Жизнь Тихо Браге», «История диньской церкви» и др. Гассенди умер 24 октября 1655 г. в возрасте 63 лет в Париже и был похоронен в церкви Saint Nicolas des Champs в капелле рода Мон- моров, впоследствии разрушенной (во время револю&ции).

Гассенди оставил на имя одного из своих друзей, Луи Монмора, завещание, в котором поручал ему взять на себя заботы о сохранении и публикации его литера&турного наследства, а упоминавшегося нами выше сво&его ученика Бернье он просил позаботиться о приведе- нии в порядок оставленных им и еще не опубликован&ных рукописей. Завещание Гассенди было выполнено как Бернье, так и Монмором. В 1658 г. в Лионе было издано полное собрание сочинений Гассенди в шести томах. Другое издание его сочинений, также в шести томах, было издано во Флоренции в 1728 г.

В первых двух томах обоих изданий помещено боль&шое произведение «Система философии», в котором Гас&сенди излагает собственное учение. Согласно канонам, установленным в средневековой философии, «Система философии» Гассенди подразделяется на три самостоя&тельные части: логику, физику и этику.

Это произведение Гассенди, подводящее итог его философской и научной деятельности, написано в соот&ветствии с его материалистической, атомистической и сенсуалистической эпикурейской концепцией, однако содержит большое число теологических отступлений и оговорок, цель которых — доказать ортодоксальность автора по отношению к господствующей религии. В ча&стности, Гассенди вставил в свою работу «Свод филосо&фии Эпикура» ссылки на различные места из «Системы философии», которые содержат опровержения отдель&ных положений эпикуреизма, не соответствующих ка&толической догме.

В третьем томе сочинений Гассенди опубликована основная работа, посвященная пропаганде эпикурейской философии,— «Свод философии Эпикура», затем две книги сочинения «Парадоксальные упражнения против аристотеликов», обе работы против Декарта, письмо Эдуарду Чербери по поводу его книги «Об истине» и несколько работ по вопросам физики.

Четвертый том содержит астрономические труды Гассенди. В пятый том вошли еще две работы об Эпи&куре: перевод десятой книги «Жизнеописаний знамени&тых философов» Диогена Лаэртского с комментариями к ней и работа «Жизнь Эпикура, афинского философа». Здесь же помещены жизнеописания Тихо Браге, Копер&ника, Пейреска и ряд других работ. В шестом томе со&браны письма Гассенди.

<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме   ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  :

  1. D. Судьбы научно-догматической разработки русского положительного уголовного права
  2. 1.2. Общая характеристика научных проектов
  3. 6.1. Направленность научно- методической деятельности педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения
  4. 5. Духовная жизнь общества
  5.   ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
  6.   Беседа третья ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ?
  7. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  8. 4. СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  9. ЛЕССИНГ, ЕГО ВРЕМЯ, ЕГО ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  10. 1.1. О понятии "научная революция"
  11. § 31. Научная деятельность профессоров И.И. Ивановского, В.Н.Лешкова и А.В. Лохвицкого
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -