МИР, ИЛИ ТРАКТАТ О СВЕТЕ Le Monde ou Traite de la Lumiere
Впервые трактат был издан К. Клерселье в Париже в 1664 г. по копии неизвестного переписчика. Но Клерселье имел и оригинал (до нас не дошедший), по которому он и сделал новое издание в 1667 г. Правда, оригинал, которым располагал Клерселье (откуда заимствова&ны иллюстрации и схемы), был, по всей вероятности, лишь черновым наброском. Вторая часть названия («Трактат о свете») принадлежит издателю, который разделил все произведение на главы и снабдил их заголовками (в издании Адана — Таннери нумерация глав вынесена на поля, а их названия поставлены в скобки).
На русском языке работа впервые была издана в переводе С. Ф. Ва&сильева под названием «Космогония» (Баку, 1930; 2-е изд.— М.; Л., 1934). Для издания Избранных произведений Декарта (М., 1950) этот перевод был сверен с оригиналом А. К. Сынопаловым. Для данного издания он вновь сверен с оригиналом И. С. Вдовиной (по изд.: Oeuvres XI 3—118).
- Здесь и в дальнейшем под философами Декарт имеет в виду прежде всего схоластиков, последователей Фомы Аквинского, физи&ческие воззрения которых были заимствованы из аристотелевской (пе&рипатетической) традиции.—181.
- Отсюда видно, что Декарт уже работал в это время над вопросами, которые он рассмотрел в «Диоптрике», вместе с двумя другими произ&ведениями вышедшей в 1637 г. в одном переплете с «Рассуждением о методе» (см. вступит, статью).— 183.
- Речь здесь идет об известной доктрине Аристотеля (и многих схоластиков), согласно которой мир ограничен сферой неподвижных звезд, за которой пребывает божественный перводвигатель.— 185.
- Эти слова Декарта показывают, что атомы для него — мельчай&шие видимые тельца. Основанием такого воззрения могли послужить сообщения Аристотеля («О душе» I 2, 403 b28 — 404 а 20) и его комментатора Симпликия (1-я пол. VI в.), согласно которым осново&положники атомизма Левкипп и Демокрит представляли атомы как пылинки, беспорядочно двигающиеся во всех направлениях и видимые в солнечных лучах, проникающих в темное помещение. В действи&тельности понимание атомов у Демокрита было более сложным.— 186.
- Прем. 11, 21.- 206.
- Здесь Декарт также имеет в виду свою «Диоптрику».— 240.
- Основная рукопись «Мира» на этом обрывается. Как считает Ш. Адан (OeuvresXI 699—702), в черновой рукописи этой работы XVI и XVII глав не было. Однако К. Клерселье издал в 1664 г. «Трактат о человеке», обозначив его как XVIII главу трактата «Мир». В нашем издании это произведение (OeuvresXI 119—202) отсутствует, так как мы помещаем трактат Декарта «Описание человеческого тела. Об образовании животного».— 249.