Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

  о причине [происхождения] мира 


Приступая к теме настоящей главы, следует прежде всего отвергнуть приписываемую божеству заботу и труд по сотворению мира, так как он не мог быть со&здан одновременно блаженным и бессмертным творцом.
Какие должен был иметь Платон глаза, чтобы обо&зреть творение такого труда? Как он может делать бога конструктором и строителем мира? Как бог к этому приступил? Какие инструменты, рычаги и машины были при этом пущены в ход? Кто были его помощники в таком невероятном труде? Каким образом могли слу&шаться и повиноваться воле божественного архитектора воздух, огонь, вода и земля? Откуда, в самом деле, воз&никли те пять форм64, из которых образуются все остальные, способные приводить в движение наш дух и порождать чувственные восприятия? Было бы слишком долго повторять все то, что скорее представляется бла&гим пожеланием, чем действительным открытием.

193

13 Пьер Гассенди

Даже тот бог, о котором говорит [Платон], либо не существовал в те века, когда тела были неподвижны
или беспорядочно перемещались, либо же он тогда спал, а если и бодрствовал, то скорее всего находился в каком-то промежуточном состоянии. Первое нельзя допустить, если бог извечен. Что касается второго, то, если бы бог испокон веков спал, он был бы мертв, так как вечный сон — это смерть. Но как раз бог не спосо&бен спать: ведь его бессмертие отделено непроходимой пропастью от состояния, близкого к смерти. Если же бог бодрствовал, то либо ему чего-то недоставало для блаженного состояния, либо он должен был обладать абсолютным блаженством. Первое предположение ис&ключает для него возможность блаженства, так как не может обладать блаженством тот, кому для этого чего-то недостает; второе же абсурдно, ибо незачем заниматься мироустройством тому, у кого все есть.
Подчеркнем еще следующее: что побудило бога разукрасить мир различными знаками и блестками, словно некими отличиями? Не для того ли, скажут нам, чтобы иметь лучшее обиталище? Раньше, мол, бог испо&кон веков жил словно в жалкой лачуге, и разве непо&нятно, что после сотворения мира бог наслаждается тем разнообразием, которое, как мы видим, украшает небо и землю? Однако может ли это веселить бога, и если да, то как мог он быть так долго лишен этой утехи?
Может быть, кто-нибудь скажет, что бог устроил все это ради людей? Не ради ли мудрых? Значит, это огром&ное начинание ради немногих? Или, может быть, ради глупцов? Но во-первых, не было причины оказывать услугу нечестивцам. Затем, чего можно было этим до&стигнуть, если все глупцы потому-то и самые жалкие люди, что они глупцы? Разве существует большее не&счастье, чем глупость? Далее, в жизни есть очень много тягот, которые мудрецы смягчают, уравновешивая их благами, глупцы же не способны ни избегать будущих тягот, ни переносить настоящих.
Или, может быть, бог сотворил и мир и в мире чело&века с тем, чтобы люди ему поклонялись? Но к чему богу человеческое поклонение, ему, блаженному, ни в чем не нуждающемуся? Или если бог оказал человеку столько чести, что создал ради него мир, наделил его мудростью, сделал его господином всего живого и окру- жил его любовью, как сына, то почему он создал его смертным и хрупким? Почему подверг всевозможным бедствиям того, кого он любил? Между тем человек должен бы быть и блаженным, как самое близкое к богу существо, и вечным, как тот, для поклонения которому и для созерцания которого он был создан.
Из всего сказанного следует, что мир создан приро&дой, или, как выразился один из натурфилософов, судь&бой (Fortuna) 65.
Я говорю о природе, подразумевая природу атомов, носящихся по бесконечной Вселенной, или мирозда&нию. Эти атомы, сталкиваясь со всех сторон с какими- нибудь большими массами, могут взаимно захватывать друг друга, сцепляться, переплетаться и, смешиваясь различным образом в вихревом движении, сначала об&разовать некий хаотический клубок. Впоследствии же, после долгих сцеплений и расцеплений, подготовок и как бы различных проб (т. е. испытав всякого рода движения и соединения), они могут наконец принять ту форму, которую имеет наш мир.
О судьбе же я говорю постольку, поскольку атомы сталкиваются, сцепляются и объединяются не в силу какого-либо определенного плана, а по воле случая, так что судьба, как уже было сказано выше, не есть какая- нибудь самостоятельная причина, организующая атомы и приводящая их к указанному результату; напротив, эта судьба — сами атомы, поскольку они без заранее обдуманного намерения взаимно сталкиваются, пере&плетаются и образуют соединение в зависимости от слу&чая.
Все содержащиеся в этой главе ошибочные воззре&ния особенно детально опровергнуты при исследовании вопроса о творце мира (в пятой главе четвертой книги первого раздела «Физики», а также в других местах).
 
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме   о причине [происхождения] мира :

  1. 158. Теоретические попытки обоснования причинной связи
  2. ИДЕЯ СУДЬБЫ И ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ
  3.   о причине [происхождения] мира 
  4. НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО  
  5.   § 16. Причинность и закон  
  6. Введение: характеристика проблемы Происхождение вселенной: проблема “самого начала”
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
  8. Очерк 1. «Гадание» Владимира Мономаха и события 1097-1113 гг.: опыт реконструкции
  9. О происхождении человека
  10. II ПРОГРЕСС, ЕГО ЗАКОН И ПРИЧИНА
  11. «Фалсафа» – светский вариант арабо-исламской философии. «Фалсафа» и религия. Разработка проблемы единства бытия как философской проблемы. Концепция творения мира вещей: необходимосущее и возможносущее бытие. Картина строения бытия, эволюции сущего.
  12. 4. Многообразие мира как проблема
  13. Отношение Бог – мир
  14. 36. Происхождение государства
  15. 4. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА
  16. ГЛАВА ШЕСТАЯ ПОЗНАНИЕ МИРА И МАГИЯ
  17. Понятие жизненного мира в феноменологии Эдмунда Гуссерля
  18. § 3. Преступления против мира