<<
>>

§ 1. Основные теории происхождения государства Теологическая теория происхождения государства


Представители: Аврелий Августин (354-450), Фома Аквинский (1225-1274), Жозеф де Местр(1753-1821), неотомисты.
Содержание:  Древнейшие сохранившиеся  источники, отражающие содержание  данной теории - Библия; Законы царя Хаммурапи.

Название происходит отгреческого слова «теос» - Бог. В странах Древнего Востока теологическая теория происхождения государства была единственной.  Согласно теологической теории, государство - продукт божественной воли  («вся власть от бога»). Законы царя Хаммурапи  (гласят, что   «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"). Теологическая теория является отражением  фундаментальных основ восточной деспотии – принципа  божественного происхождения государства и государственной власти.
Аврелий Августин утверждал, что государственная власть и государство происходят от бога, а причиной их создания был грехопадение людей. Монархи не сами устанавливают власть, она принадлежит им не по крови, не по рождению, не по выбору, а по воле Бога. В исключительных случаях Бог прямо назначает правителя. Так было с народом Израиля, когда Богом был назначен правитель Моисей. В других случаях воля Бога проявляется через естественный ход событий,  через действие норм позитивного (писаного) права. Здесь Божественное  предопределение сказывается не прямо, а опосредованно.
Фома Аквинский считал, что от бога  происходит только сам  принцип власти, а государство является делом людей. Важнейшая задача  государства – обеспечить людям праведную жизнь.
Жозеф де Местр исходя из теологической концепции отстаивал  королевский абсолютизм во Франции даже в начале XIX в.

Патриархальная теория происхождения государства.
Представители: Конфуций (551-479 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Р. Филмер (1604-1688).
Содержание:  Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.
Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между собой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархальная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Таким образом, согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.
Свое развитие теория нашла в XVII веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх». Р.Фильмер  пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом, библейская семья Адама рассматривалась как зародыш государственности.
В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, историк М.Н. Покровский.

Психологическая теория происхождения государства
Представители: Л. И. Петражицкий (1867-1931), 3. Фрейд (1856 -1939).

Содержание:  Возникновение государства объясняется  свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, желанием повелевать и подчиняться. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. В качестве  доказательства представители теории ссылаются на  примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных  и политических лидеров.

Договорная теория происхождения государства
Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1 1677), Г. Гроций (1583-1645),  Д. Локк (1632-1704),, Ж.-Ж. Руссо (1712-1778),А.Н. Радищев (1749 – 1802).
Содержание:  Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. и получила широкое распространение в Новое время, одновременно с зарождением теории правового государства и теории разделения властей.
Представители данной теории считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство, перейдя в правовое состояние. Если же условия договора нарушаются, то народ имеет право на  революцию.
Ж.-Ж. Руссо в его знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» с идеей  общественного договора связывал  реализацию принципа народного суверенитета.  По его мнению,  цель договора -  в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый остается столь же свободным, как и прежде.
Ж.-Ж. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".
А. И. Радищев считал, что государство возникает не как результат некого Божественного Провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных; что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают, но не теряют свою естественную свободу. Отсюда он выводил право народа на восстание и революционное свержение монарха, если он злоупотребляет властью и допускает произвол.

Теория насилия (завоевания)
Представители: Е. Дюринг (1833-1821), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).
Содержание: Государства возникают исключительно по военно-политическим причинам, в результате завоевания одних племен другими. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения — государство, и его инструмент -  право. Л. Гумплович  утверждал, что  история не представляет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения.

Ирригационная теория происхождения государства.
Представители: К. А. Витфогель.
Содержание: Возникновение государств связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д.).  Эта необходимость приводит к образованию класса  интеллектуалов-управленцев, налаживающих систему ирригации, от функционирования которой зависит выживание  всего общества. В результате данный класс получает власть  над всем обществом.  Создаются разветвленный управленческий аппарат, нацеленный на обеспечение бесперебойного функционирования ирригационной системы и контроля над  участием всего населения в  едином  производственном и жизненном  цикле.

Органическая теория происхождения государства
Представители: Г. Спенсер (1820-1903).
Содержание: Согласно данной теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм — государство, в котором правительств выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние функции {оборона, нападение). Таким образом, государство приравнивается к человеческому организму, так  как  является результатом действия сил природы.  Оно так же наделяется  самостоятельной волей  и сознанием. Наибольшее развитие  теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Марксистская теория.
Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).
Содержание: Основным письменным источником  марксистской теории является работа  Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)
Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится  возникновению классов.  Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.
В соответствии с общематериалистическим  подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие  его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления  и привело к возникновению государства.

<< | >>
Источник: С.И. Митина. Теория государства и права: Учебное пособие / С.И. Митина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. 2007

Еще по теме § 1. Основные теории происхождения государства Теологическая теория происхождения государства:

  1. 11. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия.
  2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  3. Государство и право, их роль в жизни общества
  4. Тема 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  5. § 1. Основные теории происхождения государства Теологическая теория происхождения государства
  6. § 2.   Теории происхождения права Теологическая теория происхождения права
  7. 2. Основные теории происхождения государства. Теологическая теория происхождения государства.
  8. Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  9. 2. Основные теории происхождения государства
  10. Лекция 2. Теории происхождения государства
  11. § 5. Теория насилия
  12. 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  13. 2.3. Теории происхождения государства
  14. 2.3. Основные теории происхождения государства и права
  15. Задание 2. Проанализируйте основные традиционные теории, которые охватывают отдельные аспекты происхождения государства, подчас возводят в абсолют некоторые его свойства и качества.
  16. 4. Многообразие теорий происхождения права и государства, его причины.
  17. 2. Основные теории происхождения государства. Общая характеристика.
  18. Теория происхождения государства и права
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -