<<
>>

2.3. Теории происхождения государства


Многообразие теорий происхождения государства обусловлено тем, что, во-первых, философы, мыслители, предлагавшие объяснения происхождения государства, жили в разные исторические эпохи и потому они использовали разный объем накопленных человечеством знаний.
Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые исследовали для подтверждения своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием. В-третьих, авторы односторонне воспринимали окружающую действительность и не учитывали многие иные факторы, влияющие на процесс происхождения государства. В результате в литературе говорится о теологической, патриархальной, ирригационной, органической, психологической, договорной, классово-экономической теориях, теории насилия и многих других теориях происхождения государства.
Теологическая теория происхождения государства. Одними из ее авторов были: 1) архиепископ Константинополя (Царьград, столица Византийской империи), представитель греческого церковного красноречия, византийский церковный деятель, православный богослов Иоанн Златоуст (344–407); 2) византийский философ Фома Аквинский (1226–1274, XIII век, соч. «О правлении властителей»); 3) игумен (ведущий, духовный чин, присваиваемый настоятелю православного монастыря) Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин, 1439–1515); 4) французский философ Жак Маритен (1882–1973, основатель неотомизма – официальная философия католической церкви, религиозное обоснование современных естественнонаучных теорий, томизм – учение Ф. Аквинского).
Основные положения теории: 1) государство есть результат Божественного замысла; 2) государство образовалось в результате сложного исторического процесса и усложнения общественных связей, которыми руководит «Промысел Божий»; 3) государство возникло как необходимый элемент в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений пороков (греха); 4) государство сформировалось в результате последствий грехопадения прародителей, исказившее первозданную природу человека, его разум, его волю, не позволяющие падшему человеку принять полноту совершенного Божественного закона ; 5) государство вечно как и сам Бог; 6) государь наделяется Церковью правом повелевать людьми, и призван реализовать волю Бога на земле; 7) государство появляется вместе с монорелигией; 8) царь, отвечая перед Богом за вверенное ему государство, несет три обязанности – распространять учение Божье, создавать условия для благочестивой жизни людей, наказывать творящих зло.
Патриархальная теория происхождения государства. Ее представители: 1) древнегреческие философы Платон (428–348 до н.э., соч. «Государство») и Аристотель (384–322 до н.э., соч. «Политика»); 2) английский ученый Роберт Фильмер (XVII век соч. «Патриарх»); 3) русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842–1904).
Основные положения теории: 1) люди стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства; 2) государство возникло в результате разрастаний семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, народности; 3) государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха
Ирригационная теория происхождения государства.
Ее основателем считается немецкий ученый К. Витфогель (соч. «Восточный деспотизм»).
Основные положения теории: 1) в Древнем Египте на берегах Нила, в Шумере на берегах рек Евфрат и Тигр, в Древнем Китае на берегах Янцзы и Хуанхэ жили кочевые племена, которые затем перешли к оседлой жизни; 2) этому способствовал переход людей от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; 3) для ведения земледелия и скотоводства требовалось орошать земли, что возможно было только путем создания ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.); 4) создание таких сооружений возможно было путем организации большого количества людей, которыми необходимо было управлять, руководить; 5) создание аппарата управления и послужило причиной происхождения государства.
Органическая теория происхождения государства. Ее представителями были: 1) английский философ и социолог Г. Спенсер (1820–1903, соч. «Позитивная политика»); 2) швейцарский юрист И. Блюнчли (1808–1881); 3) французский социолог Р. Вормс (1869–1926); 4) русский юрист Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920).
Основные положения теории: 1) общество функционирует подобно человеческому организму; 2) государство есть результат эволюции общества; 3) государство возникает одновременно с появлением людей и совершенно так же, как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает; 4) функции мозга выполняет правительство, системой пищеварения являются низшие классы (земледельцы, ремесленники), кровеносную систему составляют торговля, транспорт и иные средства сообщения.
Психологическая теория происхождения государства. Эту теорию обосновывали: 1) французский социолог Г. Тард (1843–1904, соч. «Социальные законы»); 2) проф. Петербургского университета Николай Михайлович Коркунов (1853–1904); 3) английский ученый Д. Фрэзер (1854–1941); 4) австрийский ученый, врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939); 5) основатель психологической школы права, русский юрист Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931); 6) русский проф. М.А. Рейснер (1868–1928); 7) русский юрист Федор Федорович Кокошкин (1871–1918).
Основные положения теории: 1) психологически врожденная потребность людей жить вместе; 2) постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов; 3) появление государства – результат особых свойств человеческой психики, в том числе стремление людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни; 4) государство создается посредством эмоций и переживаний людей; 5) государство появилось как результат подавления агрессивных влечений человека.
Договорная теория происхождения государства. Ее разработчиками были: 1) голландский юрист Гуго Гроций (1583–1645, соч. «О праве войны и мира»); 2) английский философ Томас Гоббс (1588-1679, соч. «Левиафан» ); 3) английский философ Джон Локк (1632–1704, соч. «Два трактата о правлении»); 4) французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778, соч. «Общественный договор»); 5) русский писатель, мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749–1802).
Основные положения теории: 1) до возникновения государства люди жили в условиях так называемого естественного состояния, т.е. в положении «войны всех против всех»; 2) чтобы не уничтожить друг друга, люди договорились между собой о создании государства для обеспечения общего блага; 2) для этого они заключили общественный договор (договор всех со всеми), по которому люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности; 3) эти права были переданы правящим, которые обязаны были обеспечить порядок как среди подвластных, так и защиту от нападения со стороны других племен; 4) общественный договор, который послужил основанием возникновения государства, представлял собой «состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего единого объединяющего всех центра» .
Классово-экономическую теорию обосновали немецкие мыслители и общественные деятели Карл Маркс (1818–1883)
и Фридрих Энгельс (1820–1895), изложившие свои взгляды в
совместных работах «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В дальнейшем эта теория получила развитие в работах Владимира Ильича Ленина (1870–1924) «Государство и революция» и в лекции
«О государстве».
Основные положения теории: 1) государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противоположные классы; 2) «государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим с собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожирали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» ; 3) «так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» ; 4) в результате появления избыточного продукта (частная собственность), который накапливался у определенной группы людей: старейшин, вождей, военачальников, – постепенно в обществе сформировалось два класса – имущие (богатые) и неимущие (бедные); 5) для того чтобы они не уничтожили друг друга, возникает необходимость в создании организации особого рода, которую назвали государством; 6) такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих; 7) государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классовые противоречия.
Теория насилия происхождения государства. Ее обосновывали: 1) немецкий философ Евгений Дюринг (1833–1921, соч. «Ценность жизни»); 2) австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838–1909, соч. «Общее учение о государстве»); 3) немецкий философ Карл Каутский (1854–1938).
Основные положения теории: 1) государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим; 2) такое завоевание обусловлено необходимостью применения насилия по отношению к побежденному племени; 3) «племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати»; 4) «принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство» ; 5) между людьми возникают конфликты, их нельзя разрешить иначе, как посредством привлечения третьей силы, которую выполняет аппарат насилия; 6) без господства большинства
над меньшинством не может возникнуть государство; 7) собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой .
В литературе называются также: 1) расовая теория (немецкий философ Фридрих Ницше, 1844–1900, соч. «Воля к власти», государство возникло благодаря установлению господства высших рас над низшими); 2) инцестная теория (французский этнограф К. Леви-Стросс, соч. «Антропология», «Первобытное мышление», государство образовалось в результате установления запрета инцеста, поскольку требовался контроль за его соблюдением и необходимо было принуждение в силу его неисполнения); 3) спортивная теория (испанский философ Ортега-и-Гасет, 1883–1955, соч. «Восстание масс», «История как система», государство возникло в результате инициаций – посвящения с помощью физических упражнений – бег, прыжки, борьба, метание копья и т.д., которые организовывали и проводили специально выделенные старшие члены рода, ставшие затем управляющими); 4) патримониальная теория (французский ученый Галлер, 1768–1854, соч. «Реставрация политической науки», государство возникло из поземельной собственности, когда государь, король, царь владели землей, а их власть распространялась на всех, кто на этой земле проживал); 5) диффузная теория (Гребнер, государство возникло в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не
использовался); 6) теория специализации (Т.В. Кашанина, государство возникло в результате специализации труда в экономической, политической (управленческой), судебной, законодательной, исполнительной, военной, идеологической, научной сферах) .

<< | >>
Источник: Потапов М.Г.. Теория государства и права : учеб. пособие: в 2 ч. / М.Г. Потапов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,2006. – Ч. 1. – 440 с.. 2006

Еще по теме 2.3. Теории происхождения государства:

  1. 11. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия.
  2. 12. Договорная теория происхождения государства.
  3. 13. Марксистская теория происхождения государства.
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  5. 1. ПЛЮРАЛИЗМ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  6. Тема 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  7. § 1. Основные теории происхождения государства Теологическая теория происхождения государства
  8. 2. Основные теории происхождения государства. Теологическая теория происхождения государства.
  9. Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  10. 2. Основные теории происхождения государства
  11. ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  12. Лекция 2. Теории происхождения государства
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -