1.1. понятие государства
Проф. Александр Федорович Черданцев полагает, что термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью) . Владимир Иванович Даль определил этот термин как царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя .
По мнению проф. Валерия Николаевича Протасова и ряда других авторов, термин «государство» («stato» от лат. status) ввел в XVI веке в речевой (научный) оборот итальянский политический деятель и историк Никколо Макиавелли (1469–1527). Этот термин нашел свое отражение, в частности, в его работе «Государь» (изд. в 1532, рус. пер. 1973). Государство Н. Макиавелли понимал преимущественно как аппарат, который монопольно обладает публично-властными прерогативами и управляет подданными, народом . Разумеется, что государство, как общественное явление, существовало до Н. Макиавелли уже тысячелетия. Однако до введения в речевой оборот слова «stato», как утверждает проф. А.Ф. Черданцев, использовались более конкретные термины: полис или civitas (государство-город), res publica (дело народа) в Древнем Риме, княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т.д. С давних времен политические деятели, философы, юристы пытались ответить на вопрос: что такое государство? «Однако до настоящего времени, – по утверждению проф. Людмилы Александровны Морозовой, – отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем» .Проф. Александр Федорович Черданцев классифицирует определения понятия государства с точки зрения истории политической мысли. С этой позиции автор называет теологический
(государство есть не что иное, как слуга религии), юридический (государство воплощение права), классический (государство – это совокупность трех элементов – власть, территория, население), кибернетический (государство – это определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями) и социологический (государство – это либо общество, либо элемент, институт общества) подходы к определению понятия государства.
Наряду с данной классификацией А.Ф. Чердан-цев также пишет о либеральной концепции государства (государство – это ночной сторож, который не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает «правила игры»), о концепции «государство–менеджер» (нейтральный управитель общественными делами), о концепции «государство – социальный арбитр» (государство – это арбитр, разрешающий конфликты в обществе). Особое место автор отводит марксистскому пониманию государства, как организации, выделившейся из общества в результате разделения общественного труда, и ставшей орудием политического и экономического господства одного класса над другим .Проф. Виталий Васильевич Оксамытный полагает, что «при выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнообразию в дефинициях». Так, с точки зрения политологического подхода, автор понятие государства определяет как власть, т.е. возможность «подчинять своей воле других, заставлять других соопределять свое поведение с волей властвующего…». С позиции социологического понимания государства – это особая организация общества, «призванная и способная на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать от его имени…». «Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно-политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека…». «Функциональный подход к определению государства сформулирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства». Учитывая названные походы, В.В. Оксамытный предложил так называемое «формализованное» определение государства «как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений» .
Принимая во внимание мнения А.Ф.
Черданцева и В.В. Оксамытного, а также исходя из семантического соотношения различных определений понятия «государство», все же представляется более рациональным классифицировать условно эти дефиниции с точки зрения социологического, классово-экономического, юридического и политического подходов.Так, с точки зрения социологического подхода государство – это: 1) «самодовлеющее общение граждан» (древнегреческий философ Стагирит Аристотель, 384–321 гг. до н.э.) ; 2) единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силу и способности всякого для общего мира и защиты» (английский государственный деятель и философ Томас Гоббс, 1588–1679) ; 3) общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы, т. е. большинства граждан, входящих в государство; государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона (английский философ Джон Локк, 1632–1704) ; 4) организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина XIX века) ; 5) социальное явление «кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни…» (А. Паршин) ; 6) «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Николай Михайлович Коркунов) ; 7) «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенною волею, достойными и мужественными поступками» (Иван Александрович Ильин, 1883–1954) . В других случаях И.А. Ильин определял государство либо как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» , либо как публично-правовую, властно-повелительную, обязательно-принудительную организацию .
С точки зрения классово-экономического подхода государство – это: 1) «форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» (немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс) ; 2) «машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин) ; 3) «продукт классового общества и проявление непримиримости антагонистических классовых противоречий» (М.И. Хмелинин) ; 4) единственно возможная всеобъемлющая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества (А.И. Королев) ; 5) организация суверенной политической власти, являющейся в руках классов, владеющих основными средствами производства, важнейшим орудием обеспечения их экономических и иных интересов (Б.Г. Баланик) ; 6) «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны» (проф. С.С. Алексеев) ; 7) аппарат, машина для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса (проф. В.М. Сырых) .
С точки зрения юридического подхода государство – это: 1) «общий правопорядок» (древнеримский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон, 106–43 гг. до н.э. В другом случае М.Т. Цицерон определял государство как дело народа. При этом им использовался термин не государство, а республика. Государство в трактовке Цицерона есть не только выражение общего интереса всех его свободных членов, но и является правовым обществом) ; 2) «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости» (французский учитель по государственному праву Жан Боден, 1530–1596) ; 3) «система норм», «нормативный порядок» (австрийский юрист Ганс Кельзен, 1881–1973.
В другом случае Г. Гельзен определял государство либо как юридическое лицо, либо как «политически организованное общество») ; 4) «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (австрийский социолог Людвиг Гумплович, 1838–1909) .В современной отечественной правовой литературе даются в основном такие определения понятия рассматриваемого термина, которые можно отнести к политическому аспекту проблемы. Так, в одном случае государство определяется как «властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающей правовой порядок на определенной территории» (проф. Людмила Александровна Морозова) . В другом – данный термин определяется как «политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества суверенную публичную власть, придающая праву обязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок» (проф. Виктор Михайлович Корельский) . В третьем – как «политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе» (проф. Виктор Дмитриевич Перевалов) . В четвертом – это понятие определяется как «универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, но выполняющая также «общие дела» и осуществляющая социально-политический арбитраж в отечестве» (проф. Вениамин Евгеньевич Чиркин) . В пятом – под государством понимается «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. Михаил Иосифович Байтин) . В шестом – этот термин определяется как «публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории» (проф. Валерий Васильевич Лазарев) . В седьмом – «государство – это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов» (проф. Александр Федорович Черданцев) . Существуют также и другие подобного рода определения понятия «государство» .