<<
>>

  ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [†]

  ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРОТИВ АРИСТОТЕЛИ 1С О В, В КОТОРЫХ ПОТРЯСАЮТСЯ
ОСНОВЫ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И ДИАЛЕКТИКИ В ЦЕЛОМ И УТВЕРЖДАЮТСЯ ЛИБО НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ, ЛИБО, КАЗАЛОСЬ БЫ, УСТАРЕВШИЕ ВЗГЛЯДЫ ДРЕВНИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
«Exertationes paradoxicae adversus Aristoteleos, in quibus praecipua totius peripareticae doctrinae atque dialecticae funda- menta excutiuntur, opiniones vero aut novae, aut ex vetustioribus obsotetae, stabiliuntur».— Историю первого издания этого труда см.
в т. I, стр. 9. В 1649 г. первая кпига «Парадоксальных упражнений» была издана в Амстердаме, а в 1656 г. переизда&на в Гааге. Вместе первая и вторая книги вышли в свет в 1658 г. в Лионе в т. III полного собрания сочинений Гассенди; вторая книга была переиздана в 1659 г. в Голландии. Второе издание обеих книг вышло во Флоренции в 1727 г.
В 1959 г. известный французский исследователь Бернар Рошо издал «Парадоксальные упражнения» с параллельным переводом на французский язык, снабдив их подробными ком&ментариями. (Pierre Gassendi. Dissertations en forme de para&doxes contre les Aristoteliens. Livres I et I.I. Texte etabli, traduit et annote par Bernard Rochot, docteur es Lettres. Paris, 1959, 520.) Латинский заголовок издания Рошо в точности воспроизводит заглавие амстердамского издания 1649 г., отличающееся от заглавия издания 1658 г. одним словом: вместо «ех vetustiori&bus» («более древних») там стоит «ех veteris» («древних»). Значительной разницы смысла это разночтение не да-ет.
На русском языке «Парадоксальные упражнения» публи&куются впервые. Перевод выполнен с латинского издания 1658 г. Г. Гурвиц (Книга I и Упражнение I и III, § 1—12 книги II), Н. А. Федоровым (Упражнение II и § 13, 14 Упраж- нения III Книги II) и Е}. А. Берковой (Упражнения IV—VI Книги II). При сверке перевода, осуществленной JI. А. Фрей- берг, использовался также французский перевод Рошо.
1 Жозеф Готье (Gaultier, Joseph, 1564—1647) — нриор Ва- летты (около Тулона), генеральный викарий Экса, астроном и юрист. — 7.
* Существует предание, что жители города Абдеры пору&чили Гиппократу, знаменитому греческому врачу и основопо&ложнику научной медицины (460 — ок. 377 гг. до н. э.) обсле&довать умственные способности не менее знаменитого филосо&фа Демокрита (460—370 гг. до н. э.).
Эпикуреец Дамис —« персонаж диалога «Зевс трагический» греческого писателя-сатирика Лукиэна из Самосаты в Сирии (II в. н. э.). В этом диалоге устами Дамиса Лукиан отрицает провидение и проповедует эпикурейское учение о невмеша&тельстве богов в дела людей.
Тимокл — действующее лицо того же диалога. — 8.
  1. Марциал, XIII, 2. ст. 3—5. (цит. по изд.: «Марциала эпиграммы в переводе и с объяснениями А. Фета, тт. І—II». М., 1891).

Латин — знаменитый римский мим. — 8.
  1. Лотарэ (Lautaret) — врач, современник Гаосенди, про&славившийся своим героизмом и самоотверженностью во время эпидемии чумы в Дине в 1629 г. — 9.
  2. Капитул — в римско-католической церкви коллегия ду&ховных лиц — каноников кафедрального собора. В средние века Капитул обладал большими полномочиями, постепенно сужавшимися в последующее время.
    — 9.
  3. Шарль Табарэ (Tabaret, Charles) — владыка Шаффо, друг Гассенди, в 1624 г. был просенешалем Диня. — 9.
  4. Валуа (Valois, Jacques, 1582—1654) — астроном и астро&лог, занимал пост казначея Франции в Гренобле. — 9.
  5. Дедал — легендарный греческий художник, скульптор и зодчий. Ему приписывается постройка лабиринта на Крите. По преданию, царь Крита Минос заточил Дедала и еш сына Икара в этот лабиринт. Дедал смастерил себе и сыну крылья и улетел с Крита, но во время этого полета Икар по неосто&рожности слишком приблизился к Солнцу, лучи которого рас&топили воск, скреплявший перья крыльев, и он погиб.

Икаро-Менипп — персонаж произведения Лукиана «Икаро- Менипп, или Заоблачный полет».—Р.
  1. Цицерон. О старости («De senectute»), § 2. —10.
  2. Bueec, Хуан Луис (1492—І540) — испанский философ, просветитель и гуманист. Выступал против подчинения фило&софии теологии, считая теологию лишь частью философии. В своих главных сочинениях — «О душе и жизни», «О пауках», «О спорах», «Против псевдодиалектиков» — Вивес призывал заменить преклонение перед авторитетами логическим доказа&тельством.

Шаррон (Charron, Pierre, 1541—1603) — французский теолог и философ-моралист, ученик Монтеня. Был придворным про- поведником при дворе Генриха IV, затем главным викарием при епископе г. Кагора. Главные сочинения — «Три истины», «Трактат о мудрости», «Христианские беседы». —10.
  1. Рамус (Pierre de la Ramee, 1515—1572) — французский философ-гуманист. В 1536 г. защитил в магистерской диссер&тации тезис: «Все, что сказано Аристотелем, ложно». В своих лекциях и философских трудах боролся против схоластики и преклонения перед авторитетами. Высшим авторитетом объ&явил человеческий разум. В 1561 г. Рамус перешел в проте&стантизм; был зверски убит во время Варфоломеевской ночи.

Пикко де ля Мирандола (1463—1494)—итальянский уче&ный и философ-гуманист. На его взгляды оказали влияние Платон, Аристотель и неоплатоники. Учил, что все религиоз&ные вероисповедания лишь этапы на пути к познанию единой религиозной истины. В 1486 г. выставил на диспут 900 тези&сов, которые папа объявил еретическими. Развивал идею пла&тонизма и неоплатонизма о срединном положении человека между материальным и божественным миром. Признавал сво&боду воли и считал человека способным самому творить свою судьбу. —10.
  1. Онемели... словно Марпесские скалы: намек на Верги&лия (Энеида, VI, 471). —
  2. Цицерон. Оратор («Orator»), XIV, 46. — 12.
  3. Цицерон. Учение академиков («Academica»), II, § 65— 66. -13.
  4. ...во многих случаях она [ложь\ кажется более правдо&подобной, чем истина: эти слова в сочинениях Аристотеля исследователями не найдены. — 13.
  5. Меркурий (рим. миф., греч. Гермес — сын Зевса и Майи) — вестник олимпийских богов, глашатай Юпитера (Зевса), покровитель путников.

Ариадна — по греч. мифологии, дочь критского царя Мино- са и Пасифаи. Когда Минос обрек Тесея, сына афинского царя, на съедение чудовищу Минотавру, обитавшему в лабиринте, Ариадна вручила Тесею клубок ниток, благодаря которому он, убив Минотавра, сумел выбраться из лабиринта.—14.
16а Цицерон. За Суллу («Pro Sulla»), 8. —19.
  1. Персий, V, 26—29 (рус. пер. Ф. А. Петровского; цит. по изд.: «Римская сатира». Переводы с латинского. Гослитиздат. М., mi).-21.
  2. Гораций. Оды, 1, 24, ст. 1—2 (цит. по изд.: Квинт Го&раций Флакк. Оды. Перевел размером подлинника Н. И. Ша- терников. М., изд-во «Худож. лит-ра», 1935).—21.
  3. Сенека — см. наст, издание, т. 1, прим. 2 к стр. 109. — 22.
  4. Дионисовское летосчисление — летосчисление «от рож&дества Христова», предложенное настоятелем монастыря, рас&положенного около Рима, Дионисием Малым, в первой поло&вине VI в. Первоначально было принято в Риме, а затем рас&пространилось на остальные христианские страны.—22.

  1. Подземелье Абдерита: Гасоенди имеет здесь в виду сло&ва Демокрита из Абдеры, гласящие, что мудрость заключается в постижении того, что лежит в самой глубине явления, на дне колодца, в пучине. — 23.
  2. Лукиан — см. прим. 2. В диалогах «Гермотим», «Икаро- Менипп» л других Лукиан в сатирическом виде представил различные философские школы, показав их противоречия и враждебность,

Боэций (Boetius), Аниции (480—524) — позднеримский философ. Был консулом и придворным остготского царя Тео- дорика. Перевел на латинский язык трактат «Об истолкова&нии» и «Категории» Аристотеля и снабдил их комментариями. В своих богословских сочинениях Боэций стремился сочетать философские идеи, заимствованные им у Аристотеля, Плато&на, неоплатоников и стоиков, с принципами христиан&ства. — 24.
  1. Минерва (греч. Афина) чтилась преимущественно как богиня мудрости. — 24.
  2. Астрея — богиня справедливости, дочь Юпитера и Фе&миды. По преданию, управляла миром в золотом веке, но, когда нравы людей испортились, вернулась на небо и превра&тилась в созвездие Девы.—24.
  3. Иксион — см. наст, издание, т. I, прим. 112 к стр. 268. По преданию, Зевс создал облачный призрак богини Геры, который и обнимал влюбленный в нее Иксион. — 25.
  4. Цицерон. Тускуланские беседы («Tusculanae disputation nes»), V, 2, § 5.— 25.
  5. Здесь дан прозаический перевод отрывка из поэмы малоизвестного поэта Пьегро Анжело Манцолли (Марцелла Палингения) «Зодиак жизни, или О человеческой жизни, заня&тиях и наилучшем учреждении нравов», изданной в Венеции в первой половине XVI в. (см. в изд.: Marcelli Palingenii Stellati, poetae doctissimi, Zodiacus v-iitae, de vita, studio ac moribus ho.mi.num optime institueridis libri XII. Hamburgi, 1754, lib. IX, p. 686—687, 700— 708).— 25.
  6. Мимограф — автор пантомим, имеется в виду Публилий Сир (Publilius Syrus), римский поэт и мимограф I в. до н. э. Его импровизации были записаны и часто цитировались Се&некой, Авлом Геллием и др. Приведенное здесь изречение см. в изд.: «cScenicae romanorum poesis fragmenta, ed. Ribbeck». Leipzig, 1885, p. 279, v. 326.—26.
  7. Платон — знаменитый греческий философ (427—347 гг. до н. э,), основоположник объективного идеализма.

Марк Туллий — си. наст, издание, т. 1, прим. 2 к стр. 109.
Плиний Старший (Cajus Plinius Secundus Major, 23—79) — римский писатель и ученый. Автор многих сочинений по са&мым различным вопросам — по военному делу, риторике, грам&матике и истории. Самое выдающееся произведение Плипия — «Естественная история» в 37 книгах — представляет собой энциклопедию античных знаний о природе.
Плутарх из Херонеи (ок. 46—127) — греческий писатель и философ-моралист, принадлежал к платоновской Академии.

Оставил ряд трактатов на темы морали и параллельные жиз&неописания знаменитых греков и римлян прошлого. — 28.
  1. ...тот, кого называют божественным оком философии: о Платоне. — 30.
  2. ...чтобы учащийся был доверчив — цитата из «Опро* вержений софистических аргументов» Аристотеля (I, 2, 165 b 2). — 30.
  3. Марцелл Палингений. Зодиак жизни, IX, 678—682 (рус. пер. для наст, издания выполнен Т. В. Васильевой).—33.
  4. Таинство триединства (ипостаси) и воплощение (суб- систенция). Одним из основных догматов христианской рели&гии является догмат троичности бога, выступающего в трех лицах (ипостасях) в качестве бога-отца, бога-сына Иисуса Христа и бога — духа святого. Поскольку эта троичность не поддается рациональному объяснению, она объявлена цер&ковью «непостижимой тайной божества». Догмат о воплоще&нии тела и крови Христа в хлеб и вино лелшт в основе одного из семи таинств, установленных католической церковью, — таинства причащения, или евхаристии, при котором в резуль&тате определенных действий священника происходит как бы воплощение, или, как это называют, «пресуществление» (суб- систенция) хлеба и вина в тело и кровь бога, вкушая которые верующие должны становиться «сопричастными» вечной жиз&ни. Так же как и триединство бога, воплощение выходит за рамки рациопалыюго, философского объяснения и обосновы&вается лишь теологически. — 34.
  5. Гораций. Послания, I, 14, ст. 43.—34.
  6. Сенека. Письма к Луцилию («Ad Lucilium»), XXXVIII, 42. — 35.
  7. Аристотель о целом и частях трактует в «Физике», I, 1, 184а24—26 и ЬИ-12; 185Ь34. — 36.
  8. Все люди от природы вожделеют к знанию— первые слова «Метафизики» Аристотеля. — 36.
  9. Словари Калепина: Калепин (или Да-Калепио, 1435— 1511) — итальяпский лексикограф, августинский монах, автор многоязычного словаря латинского, итальянского и других языков, колоссального по объему (in folio). — 39.
  10. Солецизм — неправильный оборот речи. Термин этот введен античными риторами и происходит от названия грече&ской малоазиатской колонии Солы, где переселенные туда греки утратили правильность родной речи. 40.
  11. Силлогизм типа Barbara: Barbara — условное обозначе&ние первого модуса первой фигуры простого категорического силлогизма (AAA), который дает общеутвердительный вывод. Благодаря этому модусу к целому классу, или разряду, пред&метов может быть применен общий закон, выражающий по&ложительное свойство более широкого класса предметов. — 41.
  12. Ср. Сенека. Письма к Луцилию, CVIII, 23 (цитировано неточно). — 42.

  13. 785

26 Пьер Гассенди

  1. Кто именно автор этой широко распространенной среди
    арйстотеликов парадоксальной формулы, установить не уда&лось.—44.
  2. Комментатор — этим именем в средние века называли арабского мыслителя Ибн-Рушда (латинизированная форма — Аверроэс, 1126—1198), деятельность которого протекала в основном в Испании. Главное философское произведете Ибн- Рушда — комментарии к трудам Аристотеля. Материалистиче&ская трактовка учения Аристотеля сочеталась у него с элемен&тами неоплатонизма и восточных религий. Произведения Ибн- Рушда были переведены на латинский язык М. Скотом в на&чале XIII столетия и сыграли большую роль в развитии за&падной философии. — 44.
  3. Источник этого фрагмента неизвестен. Сохранилась так называемая эпитафия Аристотеля Платону («Anthologia Graeca ad Palatini codicis fidem edita, v. III. Lipsiae, 1884, p. 354, N 139):

Памятный этот алтарь воздвиг Аристотель Платону, Муїжу, о ком грешно слово худое сказать.
Он из смертных один, и^ь первый, примером был верным Дома средь близких друзей, .в мудром ученье своем,
Как одновременно муж родится счастливым и добрым.
Ныне уже никому блага того не достичь.
(Перевод Т. Васильевой)
Возможно, Гассенди приводит здесь одну из латинских реплик этой эпитафии. — 44.
  1. Лукреций. О природе вещей, V, 8—12.— 45.
  2. См. прим. 43.— 45.
  3. См. в изд.: «Aristotelis omnia quae extant opera... [et] Averrois Cordubensis in ea Commentarii. Venise, 1575, t. VI, 2e p., fo 159; t. IX, Dispute III. Doute 13, fo. 37.— 45.

47a Номиналисты, томисты, скотисты. Номиналисты — при&верженцы философского учения, по которому общее является лишь именем, не имеющим никакого онтологического содержа&ния. Томисты — последователи знаменитого средневекового схоласта Фомы Аквинского (1225/1227—1274), приспособившего философию Аристотеля к католической теологии. Скотисты — последователи Иоанна Дунса Скота (1265/1266—1308), схола- I стического философа и теолога, критиковавшего Фому Аквин- ского, Роджера Бэкона и сторонников аверроизма. Скот при&ближался в своем учении к номинализму, хотя и считал, что общее не только продукт ума, но и имеет основу в самих вещах.— 46.
  1. Капреол, Жан (1380—1444)—доминиканец, жил в Па&риже и Тулузе, написал сочинение в защиту Фомы Аквин- ского.— 48.

Каетан, Томас де Вио (1469—1534) — доминиканец, карди&нал, написал комментарии к Библии и к сочинениям Фомы Аквинского.— 48.

49 Возможно, здесь содержится намек на сочинение «Свя&тая мудрость» Г. дю Вэра (1556—1621), президента парламента Прованса.— 48.
    1. Ср. Сенека. О счастливой жизни («De vita* beata»), И.- 49.
    2. Филон Иудейский (или Филон Александрийский, ок. 25 г. до н. э.—50 г. н. э.) —иудейско-эллинистический фило&соф, оказавший большое влияние на формирование христиан&ского вероучения. Его основной труд — комментарии к Пяти&книжию, в которых он эклектически соединял иудаизм с эле&ментами греческой идеалистической философии. На взгляды Филона оказали влияние платонизм и стоицизм, а также нео&пифагорейство. Гассенди приводит отрывок из первой главы сочинения Филона «Quod omnis probus liber».— 49.
      1. Аристотель. ІІикомахова этика, I, VI, § 1,— 50.
      2. Аристотель. Политика, I, 2, 1254а15. — 51.

64 Лукреций. О природе вещей, II, 1—10. — 52.
55 Атараксия пирронистов: о значении термина см. наст, издание, т. I, прим. 10 к стр. 111. Различную трактовку атарак&сии давали Демокрит, Эпикур и ряд других философов. Пир- ронисты толковали атараксию как воздержание от суждений, отказ судить о добре и зле, истине и заблуждении. — 52.
66 Цицерон. Учение академиков, II, § 38.—53.
57 Цицерон. Тускуланские беседы, V, 10, § 33. — 53.
        1. Гораций. Послания, I, 1, ст. 11—19. — 53.
        2. Марцелл Палингений. Зодиак жизни, VIII, 136—137.—53.
          1. Сенека. Письма к Луцилию, XLV. Начало цитаты не&сколько измепено. — 54.
          2. Аристотель. О небе, I, 10, 279 b 10; Метафизика, III, 1, 995Ь.— 54.
          3. Одиссей — мифический царь острова Итака, герой «Илиа&ды» и «Одиссеи» Гомера; во время своих странствий попал на остров Эея, где волшебница Кирка обратила в свиней его спут&ников. Только с помощью бога Гермеса Одиссей добился возвращения им человеческого облика. — 55.
          4. Ликей (школа перипатетиков) был основан Аристотелем после его возвращения в Афины (в 335 г. до н. э.). Название школе дал гимнасий, расположенный близ храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин, где учил Аристотель. Ликей сохранился как философская школа на протяжении всей античности. О перипатетической школе см. также настоящее издание, т. I, прим. 18 к стр. 100. — 55.

    26*

787


          1. Академия платоников —< философская школа, основанная Платоном около 387 г. до н. э. в роще, носящей имя мифиче&ского героя Академа, могила которого якобы находилась око&ло Афин. Академия просуществовала до 529 г., когда импера&тор Юстиниан закрыл ее в целях борьбы с язычеством. О фи&лософских направлениях в Академии см. наст, издание, т. I, прим. 10 к стр. 83. Портик стоиков — стоическая школа, ос- повапная в 308 г. до н. э. Зенопом из Китиона (см. паст, изда&ние, т. I, прим. 20 к стр. 100); получила свое название от кры-
            той колоннады («стоя»), где собирались ученики Зенона. При Зеноне стоическая школа стояла в основном на материалисти&ческих позициях, но затем под влиянием платонизма стоики отошли от материализма. Основные проблемы, которыми за&нимались стоики, — это проблемы морали.

Сады эпикурейцев—школа, основанная Эпикуром (342/341— 271 гг. до н. э.) в 311 г. до н. э. С 307 г. до н. э. располага&лась в Афинах, в принадлежавшем Эпикуру саду. Основное в эпикуреизме — учение о достижении внутренней свободы, в результате которой наступает атараксия (см. прим. 55).— 56.
          1. Радамант — в греч. мифологии один из трех судей в подземном царстве, сын Зевса и Европы. — 56.
          2. Жена Гелона Сиракузского: Гассенди ошибочно назы&вает здесь Гелона Сиракузского, тирана Гелы и Сиракуз с 485 по 478 г. до н. э. По преданию, так сказала жена Гиерона, брата и наследника Гелона. — 56.
          3. «Поговорки» — сборник латинских (а в последующих изданиях и греческих) поговорок, составленный гуманистом Эразмом Роттердамским (1466^1536), автором зпаменитой «Похвалы глупости».— 60.
          4. Сенека. Вопросы естествознания («Naturalium questio- num...»), VI, 5.—<60.
          5. Сенека. Письма к Луцшгию, XXXIII; XIV.— 61.
          6. Филопон: Иоанн Филопон («Трудолюбивый»), или Иоанн Грамматик (умер в конце 30-х годов VI в.) —тречеокий фило&соф л богослов, близкий к неоплатонизму. Филопон написал комментарии к сочинениям Аристотеля.— 61.

70а Пифия — см. наст, издание, т. I, прим. 12—61.
          1. Лаэрций              там же, прим. 2 к стр. 109. Ср. его сочи&нение «О жизни... знаменитых философов», V, 1, § 5.— 62.
          2. Церера Элевсинская в рим. мифолотии дочь Сатурна и Реи, сестра Юпитера, богиня земледелия и плодородия; «Элев- синской» называлась по аналогии с греческой богиней плодо&родия Деметрой, культовым центром которой был греческий город Элевсин.— 62.
          3. Лактанций —¦ см. т. I, прим. 4 к стр. 110. Здесь цитирует&ся (несколько неточно) его сочинение «О гневе божьем» («De ira Dei»), XI.— 62.

73а Аристотель... сделал бога животным: здесь Гассенди (как впрочем, и многие другие переводчики Аристотеля) точно передает греческое              («живое существо»). См. Ари&
стотель. Метафизика, XII, 7, 1072 в 21 сл.— 62.
          1. Евсевий Кесарийский (или Евсевий Памфил, прибл. 263—340) — римский церковный писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311 г. Евсевий считал, что необходимо использовать достижения античной науки в интересах христи&анской церкви. Главное произведение Евсевия — «Церковная история», охватывающая период от возникновения христиан&ства до 324 г. Гассепди имеет здесь в виду сведепия об Арис&тотеле, приводимые Евсевием в его сочинении «Приготовление к Евантелию», XV, 2.— 62.
          2. Александр Великий (356—323 гг. до н. э.) — царь Маке&донии. В юности его воспитывал Аристотель.— 63.
          3. См. Плиний. Естественная история, XXX, 16.—?3.
          4. Дион Никейский (или Дион Кассий, ок. 155/164 — 229) — греческий историк. Родился в г. Никее (Вифиния), в семье римского сенатора Кассия Апрониана, правителя Киликии и Далмации. Сам Дион также занимал высокие государственные должности. Им написана «Римская история» в 80 книгах.

Каракалла, Марк Аврелий Антонин (186—>217) — римский император с 211 г., сын Сентимия Севера. Став императором, установил жестокий террор в стране.— 63.
          1. Григорий Нааианзип (или Григорий Богослов, ок. 329 — 390) —«христианский теолог, один из «отцов церкви». В 362 г. стал священником церкви в Назианзе, в 381 г. был избран константинопольским патриархом. Григорий ТІазианзин славил&ся своим красноречием. После неудачной попытки примирить арианскую ересь с христианской ортодоксией вынужден бьгл удалиться от дел.

...его греческий комментатор в своих книгах «Против Юлиана». Речь идет о Нонне, греческом поэте-эпике, в зрелом возрасте принявшем христианство. Главные произведения — поэма «О Дионисе» и парафраз «Евангелие от Иоанна».— 63.
          1. ...вся чемерица, собираемая в окрестностях города Ан- тикиры: в Древней Греции были два города, носившие назва&ния «Антикира»,— в Фессалии и Фокиде, причем оба опи сла&вились чемерицей (эллебором) — растением, которое считалось средством от безумия.— 65.
          2. Фемистий из Пафлагонии (317 — ок. 389) — государствен&ный деятель, оратор и философ. Был приверженцем эллинизма и провозглашал свободу вероисповедания. Как философ, Феми&стий занимался вопросами морали и комментировал сочинения других философов. Он считал, что эллинизм и христианство имеют лишь небольшие различия, так как являются особыми формами универсальной религии и морали.— 65.
          3. Августин, Аврелий (3154—430) —христианский теолог, признанный католической церковью одним из «отцов церкви» и объявленный святым. От манихейства и скептицизма Авгу&стин через неоплатонизм пришел к христианству и стал авто&ритетным в католичестве источником ранней схоластики. Его основные произведения — «О граде божьем», «Исповедь», <сО прекрасном и пригодном». Гассенди приводит слова Авгу&стина из сочинения «О граде божьем», II, 14; 2.

Лабеон, Корнелий — римский неоплатоник IV—V вв.— 66.
          1. Лукреций, III. 1043—1044.— 66.
          2. Квинтилиан (I в. н. э.) — знаменитый римский ритор,—

68.
          1. Цицерон. Оратор, LI, 172.— 68.
          2. Плиний. Естественная история, VIII, 17, § 3; XVIII, 77, § 4.— 68.
          3. Квинтилиан. О воспитании оратора. X, 1; 83.— 68.

8ба Об этой характеристике, данной Платоном Аристотелю, сообщает Филопон, Псевдо-Аммоний и др.— бЯ,
          1. Цицерон. Тускуланские беседы, I, 10; 22.— 69.
          2. Цицерон. О пределах добра и зла, V, III, 7.— 69.
          3. Плиний. Естественная история, II, 12.— 69.
          4. Квинтилиан. О воспитании оратора, X, 1; 81.— 69.

Гиппарх (II в. до н. э.) — основатель научной астрономии.
Родился в Никее, жил на о-ве Родос и в Александрии. Соста&вил звездный каталог, в который впес положение 1022 звезд. Ему принадлежит также ряд важных научных открытий в об&ласти астрономии и географии. — 69.
          1. Филипп (II) Македонский — царь древней Македонии с 359 по 330 г. до н. э., прославленный полководец и видный ди&пломат своего времени, отец Александра Македонского. В 338 г. до н. э., после победы над греками при Херонее, установил пад Грецией гегемонию Македонии. Был убит в 330 г. до н. э. в результате дворцового заговора. — 70.
          2. Ксенократ из Халкедона (395—314 гг. до п. э.) — грече&ский философ, ученик Платона, с 339 по 314 г. до н. э. руко&водивший платоновской Академией. Ксенократ разделил фило&софию па диалектику, физику и этику.

Лиррон из Элиды (ок. 365—275 гг. до н. э.) —основатель древнегреческого скептицизма. Об основном принципе Пирро&на —¦ воздержании от суждений — см. т. I, прим. 10 к стр. 80.— 70.
          1. «Новый завет», Лук. III, 22 и IX, 35.— 71.
          2. Теофраст (372-^287 гг. до н. э.) — греческий философ и естествоиспытатель. Учился у Платона вместе с Аристотелем, после смерти Платона стал учеником и последователем Аристо&теля. После смерти Аристотеля в течепие 34 лет руководил Ликеем. Теофраст написал большое количество сочинений по различным вопросам естествознания, этики и поэтики.

Фемистий (IV в.), родом из Колхиды, ритор, философ и государственный деятель. Защищал учепие Аристотеля от на&падок Теофраста.— 72.
          1. См. Плутарх. О лице па диске Лупы, § 3. — 72.
          2. Слова библейского царя Соломона («Ветхий завет», Эк- клесиаст, I, 15).— 73.
          3. Возможно, это фрагм. 25 Аристотеля (см. в изд.: «Frag&ments d'Aristote», ed. Didot, t. V, p. 340, где в лат* п-ер. он зву&чит так: «Loqui iopor!tet ut plerique, cogitare vero ut sapien- tes». — 73.
          4. Ср. Цицерон. Тускулапски© беседы, II, I; § 4 — 73.
          5. Сенека. О счастливой жизни, 1, § 3.— 73.
          6. Там же, II (начало).— 73.
          7. Эпиктет (60—100)—греческий философ-стоик. Учил, что добродетель — единственное подлинное благо, и, поняв это, че&ловек не должен страшиться судьбы.— 74.
          8. Марк Аврелий Антонин (121—180)—римский импера&тор (161—180), представитель позднего античного стоицизма. В философском сочинении «К самому себе» Марк Аърелий развивает учение об уме как движущем принципе органиче&ского тела. Высшим благом он -признает жизнь в гармонии со


Вселенной. Основные мотивы философских размышлений Мар&ка Аврелия — фатализм и аскетизм.
Филострат, Флавий (II—III вв.) —греческий ритор и со&фист, ученик Прокла и Антипатра. Здесь имеется в виду его сочинение «Жизнеописания софистов», II, 65.
Секст Эмпирик (конец II — начало III в.) —античный фи&лософ, врач и астроном, один из виднейших представителей античного скептицизма, последователь Пиррона.— 74.
103 Альфарабий (Абу-Наср Мухаммед бну-Мухаммед аль- Фараби, 870—950) — арабский философ.— 74.
1(?4 Симплиций (ум. в 549 г.) —перипатетик, родом из Ки- ликий, преподавал философию в Афинах и Александрии. Им хоставлены комментарии к сочинениям Аристотеля «Катего&рии», «Физика», «О небе» и «О душе».— 74.
104а Альфонс (IX) Кастильский, правил с 1158 по 1214 г. Не&смотря на преследования им арабов, ученые Толедо пользо&вались в его правление трудами Авиценны и Аверрозса.
Авиценна (Абу-Али Ибн-Сина, 980—1037) —философ, врач, естествоиспытатель и поэт. В своей философии опирался на учение Аристотеля, добавив к нему некоторые элементы нео&платонизма. Медицинские трактаты Авиценны были переведе&ны на латинский язык и с XII по XVII в. были основным ру&ководством для европейских врачей. Авиценне принадлежит классификация наук. Он развил и популяризировал логиче&ское учение Аристотеля.— 74.
105 Кратил (конец V в. до н. э.) — учепик Гераклита (см. прим. 106), делавший из учения Гераклита с непрерывной те&кучести крайне релятивистские выводы.— 75.
108 Гераклит Эфесский (род. ок. 544/540 гг. до н. э., год смерти неизвестен) —греческий философ-материалист ионий&ской школы, считал первоначалом мира огонь. Гераклит разра&батывал проблемы диалектики бытия и нознания, выдвинув концепцию непрерывного изменения. Диалектика Гераклита включала в себя момент относительности.— 75.
            1. Сенека. О счастливой жизни, I, 4.— 76.
            2. Гораций. Наука поэзии, ст. 70—71.— 77.
            3. Тертуллиан (Tertullianus, Quintus Septimius Florens, ок. 160—220) —первый видный раннехристианский писатель в западной части Римской империи. В своих сочинениях Тер&туллиан боролся с гностицизмом и иудео-христианством, про&поведовал строгий аскетизм. В 207 г. примкнул к раннехристи&анской секте монтанистов, выступавшей против власти епис&копов и ожидавшей в ближайшее время «второго пришествия». Философов Тертуллиан называл «патриархами еретиков». Выступая против античной философии, он делал исключение только для стоиков.


Ириней (II в.) один из «отцов церкви», грек из Малой Азии, проповедовал христианство в Галлии, в 177 г. стал лион&ским епископом. Погиб во время гонений на христиан при Септимии Севере (ок. 202 г.). Им написано много сочинений в защиту христианства — «Пять книг против ересей», «Посла- ниє к Флорину о единоначалии, или О том, что бог не есть виновник зла» и др.—¦ 77.
            1. Юстин Мученик (ок. 100—165)—христианский аполо&гет. Родился в семье греков-язычников, получил хорошее фи&лософское образование. Став христианским писателем, один из первых ввел понятие догматики и теологии в том смысле, ко&торый впоследствии закрепился в христианстве.— 77.
            2. Иероним, Евсевий Софроний (340—419/420) —христиан&ский писатель. Был знатоком античных писателей, хотя свою склонность к ним считал несовместимой с монашеством. Иеро&ним оставил около 180 сочинений, в том числе сочинения, в которых дается истолкование Писания. Им сделан латинский перевод Библии («Вульгата»), признанный католической цер«- ковью единственно правильным. Иероним называл философию источником ересей, однако в его сочинениях заметно сильное влияние Цицерона.— 77.
            3. Амвросий (340—397)—епископ Миланский. Амвросию принадлежит разработка и обоснование концепции независимо&сти церкви от государства, которая была отвергнута лишь Реформацией.

Феодорет (ок. 387—458) —греческий церковный писатель, епископ Кира (Сирия). Написал много трудов по истории, дал изложение церковных споров. Главное его сочинение, «Церков&ная история» (324—429), которую он довел до 324 г., является продолжением труда родоначальника церковной истории Евсе- вия — 77.
            1. Альберт фон Болъштедт (Альберт Великий, ок. 1207— 1280) — немецкий теолог, видный представитель схоластиче&ской философии, учитель Фомы Аквинского. Исходя из положе&ния, что философия — служанка богословия, Альберт Великий один из первых начал приспосабливать философию Аристоте&ля к католическому вероучению.— 78.
            2. Григорий да Римини (умер в 1358 г.): находился под влияпием Августина и номиналиста Оккама.

Дюранд де Сен-Пурсен (умер в 1324 г.) —последователь Оккама.
Бэкон, Роджер (ок. 1214 — 1292) — английский философ и естествоиспытатель.
Гервэ де Неделлек — генерал доминиканского ордена (с 1318 г.), расходился по ряду важных вопросов с Фомой Аквинским, приближаясь к Дюранду и Скоту.
Мерону Франсуа (XIV в.) —скотист, верил в движение Земли — 79.
            1. Петр Аллиацензский (1350—'1420) — кардинал, извест&ный французский теолог. В философии придерживался номи&нализма, в церковных вопросах стоял за реформу церкви и главенство соборов над панами.

Николай Куеанский (1401—44)64) — теолог, философ * уче&ный. Занимался математикой, астрономией, географией. Изучал философию Платона, номиналиста Оккама, Аверроэса и Фомы Аквинского, причем отдавал предпочтение неоплатонизму.
Подверг критике некоторые положения Аристотеля, например закон противоречия.— 79.
            1. Приблизительно в этих выражениях Альберт Великий (см. прим. 113) неоднократно заканчивал свои комментарии к текстам Аристотеля.— 79.
            2. Андроник Родосский (I в. до н. э.) —перипатетик, из&датель и комментатор сочинений Аристотеля. Расположил со&чинения Аристотеля в предметном порядке.— 80.
            3. Плотин (ок. 203/205—2G9/270) — античный философ, основатель неоплатонизма. Им была предпринята попытка при&мирить философию Платона с философией Аристотеля.

Порфирий (232/233 — ок. 301/304) — греческий неоплатоник. Порфирий пытался сблизить философию Платона с философи&ей Аристотеля, истолковывая Аристотеля в идеалистическом духе.— 80.
            1. Птолемей (II) Филадельф (309—246 гг. до н. э.) — царь Египта.

Деметрий Фалерский (или Фалерейский, ок. 345—283 гг. до н. э.) — греческий философ-перипатетик, ученик Теофраста. В течение десяти лет он был правителем Афин. В 307 г. до н. о. был вынужден бежать в Александрию, где Птолемей дал ему покровительство и пользовался его советами при состав&лении библиотеки. Деметрий Фалерский написал множество сочинений по истории философии, грамматике и красноречию, которые не сохранились.— 81.
            1. Аммоний Саккас (ок. 175—242) —'Греческий философ, учитель Плотина, родоначальник неоплатонизма.— 81.
            2. Архит Тарентский (IV в. до н. э.) — греческий философ- пифагореец, друг Платона. Архит был видным математиком, механиком и теоретиком музыки своего времени. Из его мно&гочисленных сочинений до нас дошло лишь несколько фраг&ментов.— 82.
            3. Фабий Квинтилиан (см. «прим. 83). Ниже цитируется сочинение Квинтилиана «Об образовании оратора», X, 1, § 83.— 82.
            4. Ликон —1 греческий философ-перипатетик III в. до н. э., ученик Стратона из Лампсака. За приятный слог и стиль его речей его прозвали Гликоном, что значит «сладкий». См. Диоген Лаэртский. О жизни... знаменитых философов, V, 4, § 1 .— 82.
            5. Цицерон. О пределах добра и зла, V, 5, § 12.— 83.
            6. Евдокс Книдский (ок. 408—?55 гг. до н. э.) —древне&греческий астроном, врач, философ и математик. В философии придерживался учения Платона, несколько изменив его. Боль&шое место в философии Евдокса занимала этика, основным принципом которой оп считал тождество удовольствия и пла&тоновской идеи блага.— 83.
            7. Ориген (185—253) — античный философ и теолог, уче&ник Аммония Саккаса, представитель патристики. Взгляды Оритена изложены в его сочинениях «О началах» и «Против Цельса».

Киприан, Тасий Цецилий (200—258) — христианский муче&ник, объявлен церковью святым.— 83.
            1. Страбон (I в. до н. э.) — знаменитый греческий географ, автор фундаментального сочинения «География».— 83.

127а Нелей Скепсий (III в. до н. э.) — греч. философ, уче&ник и друг Теофраста, который передал ему свою библиотеку со всеми сочинениями Аристотеля. Его наследники продали вту библиотеку, по одним данным, Птолемею Филадельфу, по другим — греческому библиофилу I в. до н. э. Апелликону (см. прим. 128).— 83.
            1. Апелликон Теосский — греческий библиофил I в. до н. э. Купив библиотеку Аристотеля и Теофраста, он переписал и издал содержавшиеся в ней рукописи. После гибели Апеллико- на Сулла (см. прим. 129) перевез его библиотеку в Рим.— 84.
            2. Сулла, Луций Корнелий (138—78 гг. до н. э.) — римский диктатор с 82 по 79 г. до н. э. Укрепил господство аристокра&тии, урезал демократические права.

Тиранпион —• грамматик пергамской школы и автор геогра&фических трудов, учитель Страбона.— 84.
139 Делосские водолазы считались особенно умелыми: море у делосского побережья очень опасно для пловцов.— 86.
              1. Аттия, Тит Помпоний (Titus Pomponius Atticus, ПО— 33 гг. до п. э.) —друг Цицерона.—S0.
              2. ...автора того исследования: Гассенди имеет здесь в виду Хуана Луиса Вивеса и ниже цитирует его сочйнепие «Do Aristotelis operibus censura».— 86r
              3. Из предисловия Фемистпя ко «Второй Аналитике» Ари&стотеля (см. л изд.: «Themistii peripatetici lucidissimi paraphra- sis in Aristotelem». Venise, 1560).— 87.
              4. Cm. «Fragments d'Aristote», ed., Didot, t. IV, p. 305— 326. - 87.
              5. Акроаматические книги. Сочинения Аристотеля по тра&диции делятся на две большие группы: эксотерические, т. е. общедоступные, и акроаматические, т. е. учебные, предназна&ченные для слушателей философской школы.— 88.

156 Киммерийская тьма — выражение, ведущее свое проис&хождение из греческой мифологии. По преданию, киммерий&цы — народ, живущий на крайнем западе, на побережье океа&на, куда никогда не проникают солнечные лучи.
А ндабаты — римские гладиаторы, сражавшиеся в глухих шлемах" без глазных отверстий.— 88.
                1. Лукреций. О природе вещей, I, 639.— 89.
                2. Аристотель. Категории, VII, 8Ь 21 .—90.
                3. Там же, VIII, 10а 25.— 91.
                4. Там же, XII, 14Ь 8.— 91.
                5. Там же, XV, 15Ь 31.— 91.
                6. Здесь цитируется первая фраза аристотелевских «Ка&тегорий».— 97.

»43 Фигура, которую теперь называют галеновской,— чет&вертая фигура категорического силлогизма, которая была обра&зована последователями Аристотеля путем выделения еще пя- ти модусов из первой фигуры силлогизма сверх четырех моду&сов, рассмотренных Аристотелем. Эти пять модусов теоретиче&ски возможны в том случае, если средний термин является предикатом в большей посылке и субъектом в меньшей. Чет&вертая фигура силлогизма имеет следующую схему:
Р—М M-S
S—Р
В действительном мышлении выводы по четвертой фигуре не встречаются. Открытие четвертой фигуры приписывалось рим&скому врачу II в. Клавдию Галену, однако прямых подтвер- яедений этого нет.—100.
                  1. ...в состоянии войны с мидийцами. Эти примеры взяты Гассенди из «Второй аналитики» Аристотеля.—102.

144а См. Аристотель. О душе, 412Ь, 9—25—116.
                  1. ...автор того исследования—см. прим. 132.— 125.
                  2. Лисий Младший (459—380 гг. до н. э.) — афинский ора&тор. Речи Лисия (до нас дошло около сорока речей из упоми&нающихся в литературе более двухсот) являются богатым источником по истории Афин его времени.—126.
                  3. Королларий — логический термин, означающий добав&ление к логической аргументации. Первоначально у римлян— небольшой венок из золота или серебра, преподносимый в до&полнение к денежному вознаграждению (главным образом ак&терам) .—127.
                  4. Протарх — греческий софист, ученик Горгия; сведения о нем содержатся лишь в «Филебе» Платона, где он выступает как собеседник в диалоге.— ISO.

148а Аристотель. О небе, III, 1.—134.
                  1. Здесь имеется в виду библейская легенда о сыне Иако&ва Иосифе и египетском фараоне.—143.
                  2. Тиресий (миф.) — слепой прорицатель, персонаж тра&гедии Софокла «Эдип-царь».—144.
                  3. ...отметить ...черными камешками — т. е. осудить.—146.
                  4. Зенон Элейский (ок. 490—430 гг. до н. э.) —древнегре&ческий философ, ученик Парменида (см. прим. 153). Аристо&тель назвал Зенона Элейского основателем диалектики.

«Парменид» — диалог Платона, названный именем знаме&нитого элейского философа (см. прим. 153).—148.
                  1. Парменид (род. МО г. до н. э.) — греческий фило&соф, представитель элейской школы. Учил, что мышление не&обходимо освободить «от обмана воображения», противопостав&ляя мыслимый мир миру, познаваемому чувствами. Умопости&гаемый мир Парменид считал единым, приписывая ему веч&ность, неподвижность, а чувственный мир — кажущимся и те&кучим.

Мелисс Самосский (середина V в. до н. э.) —греческий философ, ученик Парменида. По учению Мелисса, ничто не возникает; что есть, то абсолютно едино, невозможно ни дви&жение, ни смешение вещей.—148.
                  1. Антигенид — прославленный в Древней Греции флей&тист, современник Пе-рикла (V в. до н. э.).— 154.
                  2. Св. Дионисий — Дионисий Ареопагит. Согласно еван&гельской легенде был судьей афинского ареопага, после же то&го как апостол Павел обратил его в христианство, стал пер&вым епископом Афин. В конце V или начале VI в. появи&лись .сочинения, авторство которых было приписано Дионисию («Ареопагитики» —10 писем и 4 трактата). В XII в. Абеляр поставил под сомнение принадлежность «Ареопагитик» Диони&сию, а Лоренцо Валла и Эразм Роттердамский доказали, что Дионисий не мог быть их автором.— 155.

,55а Эмпедокл (V в. до н. э.) — греческий философ. Считал землю, огонь, воздух и воду четырьмя вечными элементами, смешение которых в различных пропорциях порождает слож&ные субстанции.—158.
                  1. Воклюз —« известный источник на юге Франции.—160.

,56а Гиппон (V в. до н. э.) — греческий философ. Первоос&новой всего Гипіпои считал жидкость.
Ксенофан Колофонский (VI—V вв. до п. э.) — греческий поэт и философ, основатель элейской школы. Утверждал, что сущее едино, непрерывно, вечно, неразрушимо и неизменяе&мо— 164.
1566 Спевсипп (ок. 395—334 гг. до п. э.) — греческий фило&соф, племянник Платона. Непродолжительное время был после •смерти Платона его преемником в Академии. В отличие от Платона Спевсипп придавал некоторое значение чувственному познанию. Им написано много сочинений, главным образом диалоги.—168.
                  1. Общее следует рассматривать в общих чертах и преж&де всего: схоластическая формула, созданная под влиянием «Физики» Аристотеля.—187.
                  2. Цицерон. Тускуланские беседы, V, 25, § 72.—189.
                  3. Цицерон. Брут («Brutus»), XLI.— 189.
                  4. Греческий натурфилософ Анаксагор из Клазомен (ок. 500—425 гг. до н. э.) дал определение Солнца как раскаленно&го камня. Эпикур считал, что Солнце подобно пемзе (пористо&му камню)198.
                  5. Арриан, Флавий (100—ІІ70) — греческий историк, после&дователь философа-стоика Эииктета.— 199.
                  6. Цицерон. Учение академиков, IV.— 200.
                  7. Здесь и ниже цитируются «Письма к Луцилию» Сене&ки.— 204.
                  8. Диалектик Филоксен (435—380 гг. до н. э.) —по-видимо&му, Гассенди имеет в виду греческого поэта Филоксена, жив&шего при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего (ко&торого он часто раздражал своими сарказмами), прославивше&гося своими дифирамбами.— 206.
                  9. Знаменитая Эпикурова пустота: ло учению Эпикура, мир состоит из атомов и пустоты; атомы имеют вес и постоян&но падают вниз.— 207.
                  10. Цицерон. О пределах добра и зла, IV, 3, § 7.

Хрисипп (280—207 гг. до н. э.) — греческий философ-сто&ик.— 210.
                  1. Геллий, Авл (II в.) — римский грамматик и критик. Его сочинение «Аттические ночи» (noctae atticae) содержит био&графии различных античных деятелей и анекдоты.

Герод Аттик (II в.) —известный греческий ритор, жил при дворе императора Антонина Пия, воспитывал двух его прием&ных сыновей — Марка Аврелия и Люция Вера.
Эпиктет — см. прим. 101— 210.
                  1. Антипатр (II в. до н. э.) —греческий писатель. Им на&писано много сочинений по спорным вопросам (контроверси- ям), по вопросам морали, о богах и др.

Архидем из Тарса (II в. до н. э.) —греческий философ- стоик, ученик Диогена из Селевкии.— 211.
                  1. Ежегодно колесница Феба обходит Землю и небо — мнемоническое стихотворение, бывшее в ходу в школах.— 211.
                  2. Теренций. Самоистязатель, ст. 8.— 211.
                  3. Марциал, II, 86, ст. 9—10.— 212.
                  4. Клеант из Асса в Троаде (ок. 330—232 гг. до н. э.) — греческий философ, вместе с Зеноном из Китиона и Хрисип- пом Киликийским является основателем стоицизма.—212.
                  5. Аристотель. Метафизика, II, 3, 995а 13—14.— 213.
                  6. Тертуллиан. Об объявлении еретяшов вне закона (De proscriptione haereticorum), 1. — 214.
                  7. Августин. О христианском вероучении (De Doctrina Christiana), 37. — 214.
                  8. Евсевий — см. прим. 74.— 215.
                  9. «Введение» Порфирия к «Категориям». О Порфирии см. прим. 118.

«Введение в «Категории» Аристотеля (или «О пяти зву&чаниях») — одно из основных произведений Порфирия, поль&зовавшееся большой известностью на протяжении всего сред&невековья.— 215.
                  1. Овидий, Публий Назон (43 г. до н. э.— 17 г. п. э.) — римский поэт, автор цикла поэм «Метаморфозы», откуда и ци&тирует здесь Гассенди.

Ллавт, Тит Макций (254—184 гг. до н. э.) —один из вид&нейших авторов римской комедии. Здесь цитируется комедия «Пуниец», ст. 1187.— 232.
                  1. Цицерон. Филиппики, II, XXI, § 51; После возвращения в Санат (Post) redi'tum in Senatu), § VIII. — 232.
                  2. Этот пример на видовой и родовой вопрос приводит Квинтилиан («О воспитании оратора», III, 5).— 233.
                  3. См. Платон. Государство, 264b.— 233.
                  4. Диоген Лаэртский. О жизни... знаменитых философов, VII, 1, § 42.— 233.
                  5. Здесь цитируются «Письма к Луцилию» Сенеки.— 234.

m Map циан Капелла (V в.)—римский писатель, написал сочинение «О браке Филологии и Меркурия», в котором дает описание семи свободных искусств — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Диалектику Мардиан Капелла трактует как учение о законах языка и речи. Цитируемое здесь место см. в изд.: Martiani Minei Felicis Capellae... de Nuptiis Philologiae et Mercurii libri duo. Leyde, 1600, стр. 98.—234.
                    1. Ср. там же, стр. 99. Ниже, на стр. 237—238 наст, изда&ния, продолжение этого места.— 237.
                    2. Ср. «Метафизика», V, 30, 1025а, 13—^15; VI, 2, 1026b и др .-243.
                    3. Тридентский собор (1545—1563) — XIX Вселенский со&бор. На нем были преданы анафеме основные положения про&тестантизма, догматизировано учение о первородном грехе, о чистилище, о приоритете папской власти. — 243.
                    4. Палладий — по Гомеру, изображение Паллады, сброшен&ное Зевсом с неба в Трою и считавшееся залогом безопасности города. Палладий этот был похищен у троянцев Одиссеем и аргосским царем Диомедом, что, согласно легенде, повлияло на исход Троянской войны.— 244.
                    5. Демонакс (I—II вв.) —греческий философ из школы киников, занимавший умеренную позицию. Перипатетик Гер- мин — лицо малоизвестное. Каламбур этот заимствован Гассен- ди из сочинений Эразма Роттердамского, но действительным автором его является Лукиан («Жизнь Демонакса»).—245.
                    6. ...Платон... увидел только шесть категорий: Платон при&знавал шесть основных категорий—сущее, движение, покой, тождество, различие и небытие.— 245.
                    7. Архит Тарентский — см. ирим. Il21.— 245.

191а Триарии — особый разряд воинов в составе римских ле&гионов. Помещались в третьем боевом ряду и вступали в бой только тогда, когда первые два ряда воинов не могли побе&дить.— 245.
                    1. Ксенократ из Халкедона (395 — 314 гг. до н. э.) —грече&ский философ, последователь Платона. Ему принадлежит чет&кое разделение философии на диалектику, состоящую из логи&ки и теории познания, физику (патурфилософию) и этику. Цитата из Ксенократа, о которой «з-десь идет речь, приводится в комментариях Симплиция к «Категориям» Аристотеля.— 249.
                    2. Героидьг — т. е. героини, дочери героев.

Мнемосина — в греч. мифологии титанида, дочь Урана и Геи, богиня памяти. Она родила от Зевса девять Муз, которые почитались как богини поэзии, искусств и наук.— 252.
                    1. Оптиматы — политическая группировка в древнем Риме, в которую входили главным образом представители рабовла&дельческой аристократии. Отражали интересы крупных земле&владельцев, выступая за сохранение олигархической республи&ки и власти сената, ожесточенно боролись со сторонниками де&мократических реформ. Группировка эта просуществовала с 30-х годов II в. до н. э. до середины I в. до н. э.

Овидий. Метаморфоза, VI, ст. 155—156 (рус. пер. С, В. Шервинского в изд.: Публий Овидий Назон. Метаморфо&зы. М —Л., Academia, 1937).— 252.
                    1. Ниоба — в греч. мифологии дочь героя Тантала, жена фиванского царя Амфиона. У нее было шесть сыновей и шесть дочерей (некоторые легенды называют десять сыновей и де&сять дочерей), но она посмеялась над богиней Лето, родившей только двоих детей — Аполлона и Артемиду, за что Аполлон поразил стрелами всех сыновей Ниобы, а Артемида — всех ее дочерей. От горя Ниоба превратилась в скалу, источающую слезы.— 252.
                    2. ...город с фонарями, о котором писал Лукиан: об этом см. у Лукиана в «Правдивой истории».— 255.
                    3. В гомеровской «Одиссее» рассказывается, как бог-куз&нец Гефест (рим. Вулкан) поймал в хитро расставленные сети свою жену Афродиту и ее возлюбленного Ареса (рим. Марс).— 259.
                    4. ...у Платона хватило совести сделать из человека пере&вернутое дерево: Аристотель в сочинении «О частях живот&ных» (IV, 10), а также «О душе» (II, 416а, 4) рассматривает растения как перевернутых животных (причем корни растений рассматривает как рот). Возможно, здесь есть влияние Плато&на, который в «Тимее» (41 Ь—с, 91d) говорит, что человек был первым существом, из которого другие существа произошли путем вырождения, причем органы, расположенные у челове&ка внизу, у растений оказались наверху.— 264.
                    5. Латеранский собор (IV) .происходил в 1215 г. и был на&иболее значительным из всех вселенских соборов средневе&ковья. Он проводился под руководством могущественного и крайне реакционного папы Иннокентия III и утвердил около 70 предложенных им постановлений, в том числе решение об искоренении ересей. — 269.
                    6. Вергилий. Энеида, VI, 283—284 (рус. пер. В. Брюсова в изд.: Вергилий. Энеида. Пер. В. Брюсова и С. Соловьева. М.— Л., Academia, 1933) .— 273.
                    7. Высшая ступень в каждом роде — это мера для осталь&ных: эта аксиома приводится Фомой Аквинским в сочинении «Против язычников» (I, 62). — 276.
  1. а Знаменитые четыре вида качеств рассматриваются Аристотелем в «Категориях», гл. 8.— 279.
  2. Теренций (Publius Terentius Afer, II в. до н. э.) —один из талантливейших представителей древнеримской комедии. Его творчество оказало большое влияние на современную и бо&лее позднюю драматургию, включая драматургию Возрождения.

Ливий, Тит (Titus Livius, 59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) — из&вестный римский историк. Помимо исторических произведений (им написана знаменитая «іИстория Рима» в 142 книгах) ему принадлежит ряд сочинений по философии и риторике. Про&изведения Тита Ливия славятся не только большим охватом приводимого в них материала, но и высокими литературными достоинствами.— 283.

  1. Овидий. Лк>бовные элегии («Araores»), 9, ст. 1.— 284.
  2. ...об отречении св. Петра, предсказанном Христом: Петр, по евангельскому преданию,— один из 12 апостолов, ближай&ший ученик Христа. В «Евантелии от Матфея» рассказывается, что Петр трижды отрекался от Христа и что Христос это пред&сказал.— 298.
  3. Диодор Крон (ум. ок. 307 г. до н. э.) — греческий фило&соф мегарской школы. Выступал против Аристотеля. В древно&сти получил прозвище искуснейшего диалектика.

Стилпон (IV в. до н. э.) —греческий философ из Мегары, принадлежал к предшественникам стоиков.— 304.
  1. Зевксис — знаменитый греческий художник, творчество которого относится к 420—380 гг. до н. э. Рассказывают, будто однажды он так реалистично написал виноград, что лтицы прилетали его клевать.— 306.
  2. Тер сит — в греч. мифологии простой воин, вступивший в спор с Агамемноном под Троей. У Гомера он изображен как человек безобразный, болтливый и злобный. Этот образ Терси- та стал традиционным. —313.
  3. Святой Василий, или Василий Неокесарийский (ок. 330—379) — один из виднейших церковных деятелей своего времени. С 370 г. был епископом Кесарии Каппадокийской в Малой Азии. Допускал использование античной философии в обосновании и пропаганде христианства. Его главное сочине&ние — «Шестоднев» — долгое время было основным руковод&ством по «естествознанию» для христиан.

Здесь цитируется письмо XVI (см. в изд.: «Patnologia graeca», t. XXXII, col. 279. Migne, 1860) —318.
  1. Цицерон. О предвидении («De divinatione»), И, 64.—

321.
2,0 Гассенди цитирует здесь сочинение Климента Алексан&дрийского «Строматы» (VIII, 552). Клемент Александрийский (ок. 150—<215) — христианский теолог, один из «отцов церкви», разрабатывал обоснование христианства, исходя из идей стои&ческого платонизма.
...начало, выходящее из морских вод. Бернард Рошо полагает, что vinculum («связь», «связующее начало») появи&лось в рукописном тексте Климента Александрийского при пе&реписке вместо vehiculum (колесница), так как в определениях Солнца античными философами заключено понятие перевоза, переноса (см. изд. Рошо, прим. 34 к стр. 48).— 322.
    1. М. Капелла. О браке Филологии и Меркурия, стр. 101.— 322.
    2. Плутарх («Об упадке оракулов», § XVII) передает ле&генду о Пане — греческом боге лесов и рощ: однажды, во вре&мена императора Тиберия (I в.), кормчий судна, ллывшего из Пелопоннеса в Италию, услышал крик: «Умер великий Пан». Тиберий приказал обнародовать это событие, которое вызвало различные толки — 322.
    3. Яме лих (конец II—начало III в.)—греческий фило- соф-неоплатоник и математик. Здесь цитируется сочинение, иначе называемое «Собрание пифагорейских учений».— 323.
    4. Святой Григорий, прозванный церковью Великим,—-рим&ский папа ('Григорий I) е 590 ио 604 г. Укрепил экономическое и политическое положение папства. Автор многих богословских сочинений, в которых он развивал взгляды Августина.

Книга Иова —¦ одна из книг Ветхого завета, входящая в раздел «Писания».
Ссылка Гассенди здесь ошибочна, так как в комментариях св. Григория на 32-ю главу книги Иова нет приводимой Гас&сенди фразы.— 323.
    1. Ср. св. Иероним, в изд. «Patrologica latina», 1845, t. XXIII, ool. 23. — 324.

2i5a Аристотель. О происхождении животных, V, 8, 788b 20.— 326.
    1. Ср. Аристотель. Там же, IV, 4 (пе дословпо). — 327.
    2. См. Теофраст, фрагм. 182, стр. 461 в изд. Didot. Хотя утверждение, что рысь имеет два сердца,— вымысел, в XVII в. это было всеобщим мнением.— 327.

2,8 Афиней (конец II — начало III в.)—греческий ритор и грамматик, жил сначала в Александрии, затем в Риме. Им написано сочинение в 15 томах под названием «Пир мудре&цов», представляющее собой ценный источник для изучения античного быта и литературы. Здесь цитируется кн. VIII (12) этого сочипения.
Протей и Нерей — морские божества в греч. мифологии.—
327.
      1. Ср. Аристотель. История животпых, II, 1.— 327.
      2. См. Аристотель. Происхождение животных, V, 6.

Целий Родигин (1450 —ок. 1525) — учитель Жозефа-Жюста
Скаліигера, одного из крупнейших филологов своего времени. Здесь цитируется его сочинение «Antiqua lectiones», Lyon, 1560, t. II, ch. XVII, p. 483.— 327.
Альфонс I —король Неаполя и Сицилии (1385—1458).— 327.
      1. Варрон (Marcus Terrentius Varro, 116—27 гг„ до н. э.)— римский поэт и философ. Благодаря своей разностоіронней образованности Варрон создал многочисленные труды по исто&рии литературы, риторике, лингвистике, философии, истории, географии, математике, юриспруденции и сельскому хозяйству.

Колумелла (Lucius Junius Columella, I в.)—автор обшир- поіЧ) сочинения в 12 томах по сельскому хозяйству. — 328.
      1. Клавий (Кристоф Шлюссель, 1537—1612) — выдающийся математик, иезуит, противник Аристотеля и защитник Галилея. Его книги по математике, по которым обучали в коллеже Ля Флеш, пробудили у Декарта интерес к этой науке. В числе со&чинений Клавия «Начала Эвклида» в 15 книгах. Здесь цити&руется кн. XV этого сочинения.— 333.
      2. Приведенная Гассенди цитата в фрагментах Августина не найдена. Возможно, это перекликается с тем, что говорит&ся у Августина в его книге «О граде божьем», XIX, 8 — 340.
      3. Стихотворная пословица. — 343.
      4. Гален (131—201/210) — знаменитый римский врач; Фи&лон Иудейский — см. прим. 51.— 849.
      5. Большинство этих примеров взято из сочинепия Секста Эмпирика «Пирроновы положения» (I, 14, § 82—84); пример с Андроном — у самого Аристотеля; о псиллах — у Плиния, ос&тальные примеры — у Светония.

Клод Вика, которого Гассеиди упоминает в этом месте как своего друга,— личность, из других источников не извест&ная.— 351.
      1. См. наст, издание, т. I, прим. 26 к стр. 105.— 352.
      2. Пиндар (522—448 гг. до н. э.) — греческий лирический поэт. Здесь цитируется фрагм. 242 по изд. Boekh'a — 352.
      3. Гораций (Quintus Horatius Flaccus, 65—8 гг. до н. э.) — знаменитый римский поэт. Творчество Горация оказало боль&шое влияние на классицизм XVI—XVII вв. Здесь цитируются «Оды» Горация (I, 1, ст. 23—>26; рус. пер. II. И. Шатер нико- ва).— 353.
      4. Диоген предпочитает есть овощи...: Диоген Сипопский (ок. 404—323 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, привер&женец кинической философии Антисфена. Диоген призывал отказаться от благ цивилизации и вернуться в первобытное состояние. Он отвергал государство, семыо, культуру и прояв&лял полное равнодушие к жизненным благам.

Аристипп из Кирены (V—IV вв. до н. э.) —древнегрече&ский философ-идеалист, ученик Сократа. Выступал как идео&лог рабовладельцев. Целью жизни и высоким благом Аристипп считал разумное наслаждение. — 353.
      1. См. Плутарх. Жизнь Ликурга, гл. XV. Ликург —< см. наст, издание, т. I, прим. 149 к стр. 336.— 354.

231а Массагеты — воинственное кочевое племя между Кас&пийским и Аральским морями.— 354.
      1. Катон Утический (Marcus Portius Cato Junior, 95—46 гг. до н. э.) — знатный римлянин, сторонник республики, занимал должности военного трибуна, квестора, был народным трибу&ном. Об упомянутом здесь эпизоде см. Плутарх. Жизнь Като- на, гл. XXV.

Гортензий (I в. до н. э.) — выдающийся оратор республи&канского Рима, сторонник аристократической партии, полити&ческий противник Цицерона. Речи его не сохранились. —354.
      1. Птолемей Клавдий — греческий математик, астроном и оптик первой половипы II в., создатель геоцентрической систе&мы, предполагающей неподвижное положение наблюдателя. Си&стема Птолемея господствовала в науке до появления гелио&центрической системы Коперника.— 354.
      2. См. Диоген Лаэртский. Жизнеописание Пиррона, XI, И, § 84.-354.


285 Цицерон. Тускуланские беседы, I, 45. Относительно обц- чаев Ґиркании ср. Секст дмпирик. Пирроновы положения, Ш, § 227.- 355.
286 Дербики — народность, обитавшая к востоку от Каспий&ского моря.
Тамоскифы —• одно из скифских племен Северного Причер&номорья.
Диана (Артемида) — в греко-римской мифологии богиня плодородия, покровительница охоты. В Тавриде был обычай приносить ей в жертву всех чужестранцев, попадавших туда в результате кораблекрушения: их убивали или бросали в бездну.
Аполлония, ЭпиЬавр, Гераклея — каждое из этих названий носило по нескольку греческих городов. Трудно с уверенно&стью сказать, какие именно из них имеет здесь в виду Гассен&ди.— 356.
        1. Корнелий Непот (Cornelius Nepos, 99—24 гг. до н. э.) — римский историк. Одно из главных сочинений — «О выдающих&ся полководцах иноземных народов» («Vitae excellentium impe- ratorum»), из предисловия к которому Гассенди приводит ниже длинную цитату. — 356.

231 Зі Те нар с кий камень — прославленный мрамор из Тена- ра, мыса, расположенного южнее Лакедемона.— 366.
        1. Намет од ор и Гвинеей—по-видимому, легендарные ли&ца, люди, отличавшиеся гигантским ростом. Исследователями не установлено, откуда .Гассенди взял эти имена.— 367.

238а См. кн. II, Упр. VI, § 2 (стр. 345 наст, издания).—
374.
        1. Соломон — по Библии, третий израильский царь, сын Давида, построивший храм Яхве в Иерусалиме. Библия про&славляет его как величайшего мудреца. Современные исследо&вания показали, что приписываемые ему притчи, которые во&шли в Библию, оказались переводом древнеегипетских «Поуче&ний Амен-ем-опе», относящихся ко II тысячелетию до н. э. — 378.
        2. «Ветхий завет», I кн. Царей, IV, 30.— 378.

240а Экклесиаст, I, 13.—379.
240б Там же, VIII, 17—379.
        1. Аркесилай (315—241 гг. до н. э.) — греческий философ- идеалист, основатель Средпей Академии. Под влиянием Пирро&на и критики достоверности чувственного познания Аркесилай пришел к скептицизму.— 380.

243 Карнеад из Кирены (212—'129 гг. до н. э.) —греческий философ, основатель Новой Академии. Как и представители Средней Академии, Карнеад учил, что невозможно отличить истинное от ложного, что всякое знание лишь вероятно.— 380.
242а См. Плутарх. Против Колота, IV—380.
          1. См. наст, издание, т. I, прим. 164 к стр. 371.— 380.

243а Диоген Лаэртский. Жизнь Пиррона, IX, 7, § 5 (37).—
          1. См. там же, IX, 11, § 8 (72).— 381.

fi46 Аристотель. Метафизика, IV, 5; 1009b 1.— 381.
            1. Плутарх. Против Колота, IV.— 381.
            2. Диоген Лаэртский сообщает об этом в «Жизни Пирро&на».— 381.
            3. См. там же.— 381.
            4. См. Аристотель. Метафизика, IV, 5, 1010а 13 — 381.
            5. Здесь и ниже цитируются фрагменты Эмпедокла, кото&рые приводит Аристотель в IV книге «Метафизики» (1009b 17—ІІ8; см. в изд.: Аристотель. Метафизика. Перевод и при&мечания В. Кубицкого. М.—Л., Соцэкгиз, 1934).— 382.
            6. Этот фрагмент Ксенофана приводит Диоген Лаэртский в ««Жизни Пиррона» (§ 72—-73).— 382.
            7. Эти стихи греческого поэта Архилоха (VI в. до н. э.) приведены у Д йоге па Лаэртокого, там же.— 382.
            8. Еврипид (480—407 гг. до н. э.) — младший из трех ве&ликих греческих трагических поэтов. В философии близок к со&фистам. Цитируемые Гассенди фрагменты Бврипида — у Дио&гена Лаэртского, там же. Второй из них — знаменитый фраг&мент из трагедии і«Полиид», неоднократно пародировавшийся авторами древнеаттической комедии (см. Аристофан. Лятушки, ст. 1477—1478).— 382.
            9. Гомер. Илиада, XX, -248—?50 (пер. П. И. Гнедича). —

382.
            1. См. Аристотель. Метафизика, IV, 5, 1009b 27—32.

Гектор — у Гомера старший сын троянского царя Приама.
В сраїжениях лод Троей совершил ряд подвигов, убил много врагов, в том числе Патрокла, друга Ахилла, за что сам был убит Ахиллом.— 382.
            1. Этот фрагмент Парменида лриведеп у Аристотеля, там же (Ь 21).— 383.
            2. См. там же.— 383.
            3. Там же.— 383.
            4. Ахилл — непобедимый герой Троянской войны, имев&ший, по преданию, только одно уязвимое место — пятку, за которую держала его богиня Фетида, его мать, когда младен&цем закаляла его, опуская в подземную реку Стикс (отсюда выражение «ахиллесова пята»).— 383.

259а См. Секст Эмпирик. Пирроновы положения, II, 13; § 185—186.—1383.
            1. Перейра, Бенедикт (1535—\1610) — испанский иезуит, ро&дился в Валенсии, умер в Риме. Ниже Гассенди цитирует сочи&нение Перейры «De Communibus omnium rerum naturalium principiis...», вышедшее в Риме в 1576 г. (стр. 42).—1389.
            2. Прокл (410—485) — афинский неоплатоник. Им написа&но много философских сочинений. Главные из них — «Элементы теологии», «О богословии Платона» и другие, в том числе комментарии к сочинениям Платона.— 389.
            3. Диоген Лаэртский, IX, 11.

Антигон Каристский (или Каристийский, III в. до н. э.) — греческий писатель-биограф, составивший жизнеописания фи&лософов, часто цитируемые Диогеном Лаэртским.— 394.
            1. Аристотель. Метафизика, IV, 5, 1009а 17.— 394.
            2. Здесь и ниже цитируется Диоген Лаэртский, IX, 11, § 103.- 395.
            3. Патрицци, Франциск (1529—(1597) — итальянский уче&ный, геометр, историк, оратор и поэт, более известный как фи&лософ-неоплатоник, выступавший против учения «Аристоте&ля— 396.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 2. «Мысль» Москва - 1968. 1968

Еще по теме   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [†]:

  1. Библиографический указатель
  2. Просмотр примечаний
  3.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [†]
  4.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  5. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ II Р И М К Ч A If И Я
  6.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  7.   ПРИМЕЧАНИЯ БИБЛИОГРАФИЯ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  8.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  9. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  10. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  11. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  12. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  13. ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [**************************************************] Предисловие
  14. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИМЕЧАНИЯ [†††††††††††††††††††††††††††††††††] Пьер Бейль. К истории философии и человечества
  15. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕЧАНИЯ [***]
  16. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  17. Примечания
  18. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  19. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ КАПИТАЛ И ТРУД
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -