<<
>>

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

  Узнав, сколько определений философии и каковы они, почему их столько, почему они расположены в таком по&рядке и кто их установил, давайте рассмотрим их, при&водя каждое в отдельности.
Первое из этих определений гласило: философия есть наука о сущем, как таковом.

Необходимо знать, что здесь родом является наука как нечто общее, а сущее выступает как составляющее различие, которое отграничивает философию от других искусств. Ибо философия есть наука обо всем сущем, а другие искусства и науки относятся не ко всему су&щему, а лишь к отдельным [сущностям].

Некоторые сомневаются: почему Пифагор сказал «наука о сущем» с определенным окончанием, а не без него38? И находятся люди, .которые говорят, что это он сделал для того, чтобы показать посредством определен&ного окончания связь сущностей между собой, сверху че&рез божественное, а снизу через материальное.

На это мы ответим, что они неправы. Ибо определен&ное окончание означает не связь сущностей, а заведомое знание их, так как определенное окончание обозначает выявление и воспроизведение в памяти того, о чем из- вестно заранее. Например, когда мы без определенного окончания говорим, что пришел мужчина, то мы говорим о ком-то незнакомом, а когда говорим с определенным окончанием39, это означает, что мы говорим о знакомом уже [человеке]. Но в данном случае определенное окон&чание ничего подобного не означает. Оно ставится для того, чтобы выявить общность сущего. Ибо мы до этого учили и знаем, что суждения без определенного оконча&ния равносильны частным, а с определенным окончанием равносильны общим суждениям.

И вот, дабы показать, что философия есть наука о всем сущем, он сказал с определенным окончанием: паука о сущем. И добавил: о сущем, как таковом, — для того чтобы показать, как философия познает сущее, т. е. что познает его не на основании количества, а познает природу [вещей].

Ибо невозможно знать количество от&дельных вещей, но можно познать их природу. Именно поэтому, говоря, что следует познавать по природе, а не по количеству, он говорит о сущем, как таковом. Ну, об уточнении первого определения достаточно.

Приступим ко второму определению и установим, что значит философия есть паука о божественных и челове&ческих вещах. Необходимо знать, что здесь наука, как общее, выступает в качестве рода, а божественные и че&ловеческие вещи — в качестве составляющих различий, которые образуют философию. Ибо только философия за&нимается божественными и человеческими вещами. Служа человеческому, философия не пренебрегает божественным и, служа божественному, не отмахивается от человече&ского. Она следует за божественным и учится у него, а человеческое упорядочивает и совершенствует.

Здесь некоторые выражают сомнепие, говоря, почему вы называете философию наукой о божественных и чело&веческих вещах. Ведь она является наукой и о других вещах, земных и небесных, и обо всем сущем, а также о том, что не является ни божественным, ни человече&ским. Ведь философия занимается также и [той частью] природы души, которая не является ни божественной, ШІ человеческой.

Разрешая это сомнение, мы скажем, что из вещей не&которые являются объектом [разумного] познания, а не&которые — объектом [чувственного] восприятия. И вот, крайним пределом [разумного] познания являются бо&жественные вещи, а крайним пределом [чувственного] восприятия являются человеческие вещи. Итак, говоря о крайних пределах, он посредством них охватывает вместе разумно постигаемые и чувственно воспринимае&мые сущие.

Такова с божьей помощью и данная глава.

 

<< | >>
Источник: Давид Анахт. СОЧИНЕНИЯ. Издательство «Мысль». 1975. 1975

Еще по теме ГЛАВА ВОСЬМАЯ:

  1. 'V ГЛАВА ВОСЬМАЯ ¦ J : СЛУЧАЙ
  2. Глава восьмая. Монополистическая практика
  3. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  4.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  5.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ Браться за трудное / Цзюи нань  
  6.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ.
  7.   ГЛАВА 14 
  8. Глава восьмая
  9. Глава восьмая. ПОЗНАНИЕ
  10. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  11. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  12. Глава восьмая ЗАРОЖДЕНИЕ ОБЩЕРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
  13. Глава восьмая Собственность в современном мире
  14. Глава восьмая ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  15. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  16. ГЛАВА ВОСЬМАЯ ИСХОД К ВОСТОКУ (ШОПЕНГАУЭР)