<<
>>

Наука и глобальные проблемы современност




НАУКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Эти концепты ориентируют на раскрытие возникновения и разрешения глобальных проблем современности.
Глобальные проблемы современности - это проблемы, затрагивающие все человечество.
Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы данного типа циви- лизационного роста. Это обнаружилось во втор. пол. XX в. в связи с возникновением т. н. глобальных кризисов и глобальных проблем. К ним относятся многочисленные проблемы, которые затрагивают все сферы человеческой жизнедеятельности - от экологии до проблемы отчуждения. Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.
Первая - это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Наука здесь играет не последнюю роль, поскольку именно представители науки способствовали разработке теоретических основ подобного оружия. Однако некоторые ученые, осознавав опасность своих изобретений, сворачивали исследования. Именно так поступил академик - физик А. Д. Сахаров, отец водородной бомбы, осознав всю опасность своего изобретения.
Второй, пожалуй самой острой, проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования - как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, - приходят в конфликтное столкновение. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, а на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
Третья проблема связана с необходимостью сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. В современной ситуации человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам и результатам и даже самому себе.
Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии.
Распространено мнение, что развитие науки приводит к явно нежелательным последствиям, связанным с несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба - это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика.
Для решения этой проблемы необходимо привить обществу осознание того факта, что риск, связанный с развитием науки и техники, неотделим от достижений. Блага, которые несет с собой развитие науки и техники, являются относительными. В науке заложена идея прогресса, она связана с расширением возможностей человеческой преобразовательной деятельности, направленной на покорение природы и преобразование общества.
Однако инновационное развитие науки не есть неизбежно стихийный процесс. Этим процессом можно управлять, и общество обязано регулировать процесс развития науки. Именно за обществом остается выбор, финансировать ли новые научные достижения и связанные с ними уровень благосостояния и новый уровень риска или отказаться от каких-то направлений поиска.
В связи с этим в современной философии науки обостряется потребность в новом ОС-
мыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки, ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи.
Творцы науки должны осознавать, во-первых, всю ответственность за те последствия, к которым могут привести их открытия, а во-вторых, все свои возможности и способности в плане разрешения глобальных проблем современности.
Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.
В этой связи возникает целая серия вопросов: как возможно включение в научное познание ценностных ориентаций, каковы механизмы этого включения, не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологическому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальными ценностями, имеются ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпосылки для ее перехода в новое состояние?
Эти кардинальные вопросы должна поставить перед собой философия науки и выработать новые основания для научной деятельности.
При решении глобальных проблем современности философы науки предлагают учитывать следующее.
Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования техники.
В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие.
Ввиду того что причины глобальных проблем связывают с изменениями, происходящими в политической, социальной и экономической структурах общества, вызваньыми переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, то по мере возникновения и становления глобального постиндустриального общества глобальные проблемы будут разрешены. Некоторые ученые считают, что феномен техники имеет онтологический статус, а это значит, что технический прогресс - часть эволюции природы. Тогда надо признать, что человечество должно лишь правильно настроиться на этот эволюционный процесс, а «мудрость» природы сама разрешит возникший кризис.
Поскольку глобальные проблемы предполагают и свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решения глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук, обращенных к природе, установке использовать научно-обоснованные выводы при принятии политических решений, что в конечном счете позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.
Некоторые ученые считают, что феномен техники имеет онтологический статус, а это значит, что технический прогресс - часть эволюции природы. Тогда надо признать, что человечество должно лишь правильно настроиться на этот эволюционный процесс, а «мудрость» природы сама разрешит возникший кризис.
Я. С. Смолина
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме Наука и глобальные проблемы современност:

  1. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
  2. Всеобъемлющая безопасность и глобальные проблемы
  3. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  4. 153. Глобальные проблемы человечества
  5.   2.3. Философские проблемы химии 2.3.1. Специфика философии химии и специфика предмета химии  
  6. Наука и глобальные проблемы современност
  7. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  8. Тема 19. Государство, право и проблемы общественного развития.
  9. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  10. 5. Экологическая проблема в современном мире
  11. Глобальные проблемы и социальный прогресс
  12. 3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней
  13. § 3. Современные интерпретации общественного прогресса