<<
>>

НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ.


Это словосочетание отражает влияние господствующей идеологии на науку.

Термин «идеология» был введен в XVIII в. французским философом и экономистом А. Л. К. Дестют де Траси. Под идеологией он понимал учение об идеях, их происхождении и истинности, которое дает возмож-
ность установить твердые основы для политики, этики и т.
д. В ее задачи входит установление ложности религиозных, философских и политических идей. Иногда идеологию рассматривают как совокупность ложных представлений о действительности. Идеология - понятие, которым традиционно обозначают совокупность идей, теорий, взглядов, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций, посредством которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Одновременно эти идеи могут отражать основные интересы различных социальных групп.
Оставляя в стороне представления об идеологии как о совокупности «ложных взглядов», можно попытаться выделить идеологию как самостоятельный тип знания. Разработка понятия идеологии как типа знания связана с работой К. Манхейма «Идеология и утопия» (1929). В послевоенном периоде существенную роль в развитии этого подхода сыграла работа X. Арендт «Истоки тоталитаризма». По ее мнению, «когда частное определение реальности соединяется с конкретным властным интересом, его можно назвать идеологией». Идеологии создают для своих приверженцев не только политическую, но и коллективно признанную социальную реальность. При этом, как правило, частные интересы выдаются за всеобщие. Поэтому в идеологии раскрывается отношение людей к действительности и друг к другу, дается интерпретация социальных проблем и конфликтов, включая цели и программы социальной деятельности. Идеологии играют особенно важную роль в формировании образа прошлого. В этом можно отметить их сходство с наукой, которая создает «картины мира». Идеологическое знание включает оценочный подход к социальной реальности, интерпретацию роли тех или иных политических сил и движений, конструирование «правильной» (для определенной социальной группы) картины социальной реальности. Современная философия (С. Жижек и др.), отказавшись от понимания идеологии как ложного и иллюзорного знания, рассматривает идеологию как особый механизм воспроизводства действительности.
Сравнивая науку и идеологию, можно выявить несколько существенных различий. Во-первых, для идеологии характерно отсутствие четкого рационального обоснования ее основополагающих утверждений, а для науки - забота о верификации собственных утверждений (строгое научное суждение основывается на теории или опыте, может быть многократно проверено). Во-вторых, идеология нетерпима к существованию других точек зрения, особенно противоположных (иное мнение либо подчиняется, либо отвергается), а наука не может отвергнуть ничего, что не противоречит теории. В-третьих, можно отметить «нефальсифицируемость» идеологии (т. е. идеологические принципы неуязвимы для фактов и рациональных аргументов, которые могли бы опровергнуть их), в то же время многие ученые считают «фальсифицируемость» отличительной чертой научного знания.
Идеология выступает основной технологией политики по манипулированию общественным сознанием. Идеология как программа действий необходима для полноценного существования общества. В связи с тем что наука является одним из приоритетных направлений в деятельности государства (внимание власти к фундаментальным исследованиям никогда не иссякнет, поскольку они не только дают власти дополнительный источник информации, но и являются решающим средством продвижения общества), она испытывает огромное влияние со стороны господствующей идеологии. Ко всему прочему наука не может обойтись без помощи общества и государства (в т. ч. российская наука). И тогда она превращается в инструмент идеологии.
Сконструированные наукой, «картины мира» корректируются доминирующей идеологией. Вместе с тем идеология задает приоритетные направления научных исследований, поощряя одни, запрещая другие (к примеру, генетика в СССР). Влиянию
идеологии подвержено также сознание ученых как членов определенной общности. Идеология задает идеальный образ ученого, определяя тем самым нормы, стандарты и ценности. Сама наука не в состоянии освободиться от влияния идеологии, она не сможет понять, насколько вредно или полезно это влияние. Только философия науки может осмыслить эту проблему.
А. В. Колмакова
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ.:

  1. 19.1. Рационализм и позитивизм в политической науке
  2.   3.1. Философские проблемы техники 3.1.1. Философия техники и методология технических наук 
  3. ПОНЯТИЕ НАУКИ
  4. Науки о природе и науки о культуре
  5. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  6. Философия и наука
  7. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  8. НАУКА И ВЛАСТЬ.
  9. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ.
  10. § 4.5.  Идеология глобализма и государственная идеология
  11. 1.7. Теория государства и права в системе социальных наук
  12. 1.9. Перспективы развития теории государства и права как науки
  13. ГЛАВА ВТОРАЯ Научная сущность идеологии марксизма-ленинизма
  14. § 1. Методология общей теории права в системе гуманитарных наук
  15. 4.5. Идеология
  16. Духовная революция Античности. Философия и наука