Исторические письма
Первоначально напечатаны в еженедельнике «Неделя» (1868, № 1—47 с перерывами и 1869, № 6, И, 14) под псевдонимом П. Миртов, впервые употребленным Лавровым, так как он был в ссылке и не мог печататься под своей фамилией.
В переработанном виде «Письма» вышли отдельной книгой в сентябре 1870 г. В этой книге Лавров дал ответ на многие вопросы, волновавшие передовых русских людей тех лет.Еще когда «Письма» печатались в «Неделе», на них обратила внимание цензура, и «Неделя» получила первое предостережение. Цензор находил, что в «Письмах» «систематически развивалось учение об организации борьбы против существующего общественного строя» и что они «противны нашим государственным принципам». Когда «Письма» вышли отдельной книгой, цензор так резюмировал их содержание: «Нет духовной природы в человеке, нет за пределами материи никакого высшего духовного существа; религия есть плод невежества масс и орудие дисциплины в руках властей; религиозная нравственность есть хитрая выдумка жрецов; частная собственность есть не более как плод хищничества; законы суть предписания владеющих классов, направленные к тому, чтобы держать в повиновении массы и удобнее их эксплуатировать; семья есть результат полового влечения, соединенного с насильственным преобладанием главы семейства над прочими домочадцами. Автор проповедует, между прочим, что целью всякой прогрессивной личности должно быть стремление к разделению государства на независимые территории, ибо при таком разделении представляется более простора для свободной критики и для усиления прогрессивной партии» (см. С. А. Переселенное. Официальные комментарии к «Историческим письмам» П. Л. Лаврова. «Былое», 1925, № 2 (30), стр. 37-40).
Герцен в письме к Огареву от 10 октября 1868 г. одобрительно отозвался о статьях Миртова, разумея «Исторические письма» в «Неделе» (см. А. //. Герцен.
Полное собрание сочинений и писем, т. 21, 1923, стр. 109). Сочувственные статьи по поводу отдельного издания «Пигем» напечатали: «Отечествен-Ніле записки» (1870, N° 8, стр. 215—221, анонимно), Н. В. Шелгунов в «Деле» (1870, Л» И, стр. 1—30), еженедельник «Деятельность» (1871, № 37) и др.
Для революционно-народнической молодежи, но свидетельству многих ее представителей, «Исторические письма» явились «революционным евангелием, философией революции».
Лишь сравнительно недавно стало известно, что точку зрения автора «Писем» на социальные явления критиковал П. Н. Ткачев в статье «Что такое партия прогресса» (рукопись ее датирована 16 IX 1870 г.). Статья была задержана III Отделением и напечатана впервые Б. П. Казьминым в «Избранных сочинениях П. Н. Ткачева» (1932 г., т. 2).
В 1884 г. «Исторические письма» были выпущены нелегально, в литографированном виде, без указания автора.
В связи с критическими замечаниями, сделанными II. В. Шелгуновым и А. А. Козловым, Лавров подготовил «Дополнение к «Историческим письмам»» и направил его редакции «Знание», которая опубликовала его как статью «Но поводу критики на «Исторические письма»» (см. наст. том). Из письма Лаврова к ИІтакеншнейдер от 14 (26) апреля 1872 г. видно, что эти дополнения Лавров решил использовать для второго издания книги и послал их в Петербург чайковцам, но издание было уничтожено сразу же после его напечатапия. Вторично Лавров дополнил и направил «Письма» для второго издания Социалистическому литературному фонду в Цюрихе. Оно вышло в женевской «Вольной русской типографии» в 1891 г. В предисловии и примечаниях Лавров объяснил все изменения, исправления и дополнения, произведенные в первоначальном тексте.
В Петербурге второе издание вышло впервые в 1905 г. одновременно в двух изданиях: под именем С. А. Арнольди (издание П. И. Артюшиной) и без указания автора (издание редакции журнала «Русское богатство»). В 1906 г. дочерью Лаврова М. II. Негрескул выпущено 3-е издание без изменений.
В 4-м изданий 1906 г., вышедшем также без изменений, «редакцией журнала «Русское богатство» и М. П. Негрескул» указан автор: «П. Л.Лавров (П. Миртов)». Письмо 11-е «Национальности в истории» переиечатывалось отдельно с указанием автора в Варшаве в 1906 г. и в Киеве в 1917 г.В 1885 г. вышел во Львове польский перевод 1-го издания «Исторических писем». Второе издание вышло по-немецки в переводе С. Давыдова и с введением X. Раппопорта в 1901 г. (Берлин, Берн, Эдельгейм). В 1903 г. в Париже вышел французский перевод Марии Гольде мит с ее же биобиблиографической статьей о Лаврове.
Отзывы о втором издании «Исторических писем имеются в работах: Н. И. Кареев. Теория личности П. Л. Лаврова. «Историческое обозрение», 1901, т. 12; И. Бердяев. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. С предисловием Петра Струве, СПб., 1901, стр. 12, 16, 57, 99, 112, 135 и 242; С. Южаков. «Жур- нал для всех», СПб., 1905, № 9, стр. 570; Л. А. Корнилов. Общественное движение при Александре II, М., 1909, стр. 196— 198; Ю. Мартов. Общественные и умственные течения в России 1870-х гг. «История русской литературы в XIX веке», изд. «Мир», т. 4, 1910. Перепечатано: М., 1923, стр. 21—26 и в книге Ю. Мартова «Общественные и умственные течения в России 1870—1905 гг.», изд. «Книга», Л.—М., 1924, стр. 27—32; 77. Витязе в. Чем обязана русская общественность Лаврову. «Ежемесячный журнал», 1915, № 2 и 3; О. В. Аптекман. Общество «Земля и Воля» 70-х гг., 1924, стр. 74—76.
В последний раз «Исторические письма» были напечатаны в 1934 г. в первом томе «Избранных сочинений на социально- политические темы» П. Л. Лаврова.
Для настоящего издания работа сверена с версткой, правленной и дополненной Лавровым (ЦГАОР, ф. 1762, он. 2, ед. хр. 9, 10).
- В 1873 г. народники не выступали «под знаменем Маркса и Лассаля»; исходный пункт социализма они видели в русской крестьянской общине.
Только здесь Лавров ставит Лассаля рядом с Марксом.
В 1874 г., печатая «Письма без адреса» Чернышевского во втором томе журнала «Вперед», в предисловии к ним, Лавров уже отзывается о деятельности Лассаля как о «гораздо более замечательной в агитационном, чем в теоретическом отношении».— 7- Лавров имеет в виду их недавнюю смерть: М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. Г. Чернышевский скончались в 1889 г., а Г. 3. Елисеев и Н. В. Шелгунов — в 1891 г.— 8
- Имеется в виду Евгения Ивановна Конради (1838—1898) — основательница «Недели».— 10
- См. в настоящем томе статью «По поводу критики на «Исторические письма»».—11
6 Статья Лаврова «Формула прогресса г. Михайловского» была напечатана в «Отечественных записках», 1870, № 2 (см. также П. Л. Лавров. Избр. соч. на соц.-полит. темы. т. I, М., 1934 г.).- 11
- Гимнот — электрический угорь, обитающий в Южной Америке.— 38
- Гетерогенезис (греч.) — теория происхождения видов, согласно которой внезапное появление особей, резко отличающихся от родительских форм, происходит якобы вне зависимости от изменений условий жизни.— 53
- Рошфор, Анри (1830—1913) — публицист и политический деятель, выступал против порядков империи Наполеона III, сочувствовал Парижской коммуне.
Марото, Гюстав (1848—1875) — журналист, издатель газет, направленных против Второй империи. Во время Парижской коммуны издавал газету «Гора», а затем «Общественное спасение».
Эмбер, Луи Амедей (1814—1876) — государственный деятель, отказавшийся присягать Наполеону III.— 64
- Брэдло, Чарлз (1833—1891) — депутат английского парламента, отказался принять присягу, а поэтому был временно из него изгнан.— 64
- Паленкэ — селение в Мексике, где в 1750 г. были открыты развалины древнего города со следами цивилизации народа майя.— 69
- Диад охи— преемники Александра Македонского (IV в. до н. э.), его полководцы, разделившие между собой после долгой борьбы созданную им всемирную монархию.— 71
- Речь идет о консулах — титул двух высших должностных лиц республиканского Рима. В Древнем Риме слово кон- сулярий имело два значения: а) бывший консул, б) наместник провинции.— 71
- Фиваида — пустынная местность в Верхнем Египте, где первые христиане предавались аскетической жизни.— 86
- Пруст, Жозеф Jlyu(1754—1826) — химик, член французской академии. Ему принадлежит решающая роль в открытии одного из основных законов химии — закона постоянства состава химических соединений.— 107
- Тразибул — афинский полководец, освободил в 411 г. до н. э. Афины от владычества 30 тиранов.—108
- Маленький капрал — Наполеон, который был небольшого роста и начал свою политическую карьеру капралом.—117
- 1854 г.— начало поражения России в Крымской войне, выявившего всю ее отсталость; 1861 г.— «освобождение крестьян», 1863 г.— польское восстание; 1889 г.— издание «Положения» о земских начальниках с целью усиления роли дворянства в пореформенной деревне.— 118
- Катков Михаил Никифорович (1818—1887) — публицист, ярый защитник самодержавия.— 133
,9 Народы эти, по Библии, сам бог повелел истребить древним евреям.— 135
- 4 сентября 1870 г. произошла революция в Париже, в результате которой был свергнут бонапартистский режим Наполеона III.— 140
- Геслер — жестокий наместник, убитый, по преданию, стрелком Вильгельмом Теллем.—141
- Кассиапы — от имени главы римской юридической школы Гая Лонгина Кассия (1 в. н. э.).
Бенедикт Нурсийский (480—543) — основатель монастыря близ Неаполя, устав которого положил начало католическому монашескому ордену, названному по его имени Бенедиктинским.— 141
- Шекеры (трясущиеся)—религиозная секта в Северной Америке, проповедовавшая безбрачие, общность имущества и неустанный труд.— 156
- Те deum laudamus— «Тебя, бога, хвалим», католический церковный гимн.— 162
- Риль, Вильгельм Генрих (1823—1897)—немецкий писатель и публицист. В книге «Страна и люди» доказал разноплеменность немцев.— 166
- Доктринёры — французская умереніто-консервативпая партия крупной буржуазии в эпоху Реставрации (с апреля 1814 г. после отречения Наполеона I до июльской революции 1830 г.), во главе которой были Ройе-Коллар и Гизо.—170
- «Опыт истории мысли нового времени» начал выходить в Женеве в начале 1889 года.—190
- Джон-Буль (Джон-Бык)—насмешливое прозвище англичан, намек на упрямство.
Братец Джонатан — шутливое прозвище американцев.—
205
- Ричмонд — главный город штата Виргиния, центр южан во время Гражданской войны в США.— 205
- Фихте, Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ-идеалист. В 1813 г. вышли его «Экскурсы к учению о государстве» («AusdemEntwurfezueinerPolilischenSchriftimFriinling1813. ExcursezurStaatslehre» 1813) и «Учение о государстве, или об отношении первобытного государства к царству разума. Лекции, читанные в Берлинском университете летом 1813 г. » («DieStaatslehreoderiiberdasVerhaltnissdesUrslaateszumVernunftrciche, inVorlesungengehaltenimSoin- mer1813 anUniversUatzuBerlin»).— 212
- Гомериды — потомки Гомера на о. Хиос, обладавшие искусством декламировать его поэмы, а также поэты, которым принадлежат отдельные части «Илиады» и «Одиссеи», приписываемые Гомеру.— 225
- Лаврентий — архидиакон папы Сикста II, сожженный в 258 г. во время гонений на христиан и канонизированный церковью.— 236
- Имеется в виду труд Генри Томаса Бокля «HistoryofcivilisationinEngland» («История цивилизации в Англии») в двух томах, вышедший в 1857—1861 гг.— 240
- Имеется в виду журнал «Слово», 1881, № 4. Статья «Теория и практика прогресса» опубликована Лавровым за подписью: П. Щукин.— 241
- Примировать (фр — primer) — преобладать, превалировать.— 277
- Утоп (греч.— вне места) — государь-завоеватель в «Утопии Томаса Мора.— 277
- Первая попытка организации этой силы, ужаснувшей все господствующие элементы старого мира, т. е. I Интернационала, который просуществовал пе 8, а 12 лет, с 1864 до 1876 г. Лавров, по-видимому, считал последним годом существования Интернационала 1872 год, когда на Гаагском конгрессе Генеральный совет был перенесен из Европы в США.— 286
- Имеется в виду «культуркампф» Бисмарка в Германии в начале 1870-х годов, когда были изгнаны иезуиты, школа подчинена государству, введен гражданский брак и т. п. Однако в конце 1870-х годов, для борьбы с социалистами, Бисмарк отменил ряд законов против церкви и сблизился с католиками.— 286
По поводу критики на «Исторические письма»
Статья напечатана в журнале «Знание», 1871, № 10, и является ответом на критические статьи по поводу «Исторических писем» Н. В. Шелгунова «Историческая сила критической личности» (журнал «Дело», 1870, СПб., № И) и А. А. Козлова «Исторические письма П. JI. Миртова. СПб., 1870 г.» (журнал «Знание», 1871, СПб., № 2); вторая статья опубликована за подписью «К. А.», ее автор — Козлов Алексей Александрович (1831— 1901), революционер-шестидесятник, порвавший затем связь с революционным движением, впоследствии профессор философии в Киевском университете.
Для настоящего издания статья сверена с рукописью (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 12). В рукописи статья озаглавлена «Дополнение к «Историческим письмам»»; соответственно выраженному в этом названии замыслу Лавров включил основные положения данной статьи (во многих случаях дословно) в основной текст второго издания «Исторических писем» (подробнее см. прим. к «Историческим письмам»). Как и «Исторические письма», статья была написана от первого лица и имела подпись «П. Л. Миртов». Поскольку, однако, Лавров уже находился в это время в эмиграции, редакция «Знания» поместила статью от третьего лица за подписью «II. М.», изменив первый абзац статьи, который мы воспроизводим ниже по рукописи: «Несколько трудно отвечать чуть ли не через год на критические статьи, но что же делать, если эти статьи доходят до меня после такого долгого времени. Мне удалось лишь недавно прочесть отзывы об «Исторических письмах», помещенных в «Деле», 1870, № И, и в «Знании», 1871, № 2. Раньше этого мне был известен отзыв «Отечественных записок», 1870, № 8. Других журналов я не видел»; была опущена и заключительная фраза статьи: «Последние слова мои будут слова благодарности моим критикам, которые доставили мне случай вернуться к некоторым мыслям, мною высказанным для их уяснения».
- Гончаров, Иван Александрович (1814—1891) — писатель, в 1856—1873 гг. был цензором,— 310
- Эти две фразы восстановлены по рукописи.— 323