Антикультура — болезнь цивилизации
В последние 80-100 лет пышным цветом "расцвела" антикультура . Сначала она поразила Запад, а после известных событий 1987-1991 годов (когда пали идеологические барьеры и рухнул железный занавес) активно внедряется в нашу российскую действительность.
Черты антикультуры:1) постоянная обращенность к теме смерти, некрофи-лия: бесконечные романы и фильмы ужасов, катастроф, трил-леры, боевики и т.п., информационная некрофилия в средствах массовой информации.
2) проповедь-пропаганда анормального в разных его видах: театр абсурда; философия абсурдизма; психоделиче-ская философия; наркотическая антикультура; романтизация преступника [когда антигерои-преступники изображаются как герои], чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении [садизму, мазохизму, гомосексуализму]; пристра-стие к изображению психопатологии, болезненных проявле-ний человеческой психики, достоевщина.
3) нигилизм по отношению к старой культуре, разрыв с ней или попытки ее "осовременивания" до неузнаваемости, одним словом, нарушение баланса между традициями и нова-торством в пользу последнего; новаторство ради новаторства, соревнование за то, чтобы своим "новаторством" сильнее уди-вить, поразить воображение зрителя, читателя, слушателя.
4) воинствующий иррационализм: от постмодернист-ских изысков и вывихов до восхваления мистицизма.
К сожалению, деятели культуры всё больше превра-щаются в оборотней — деятелей антикультуры.
Во-первых, вместо того, чтобы "чувства добрые" "ли-рой пробуждать" (А. С. Пушкин), "сеять разумное, доброе, вечное" (Н. А. Некрасов), они пустились во все тяжкие: в изо-бражение картин и сцен, демонстрирующих насилие, убийст-во, преступное поведение в целом, грубость, хамство, цинизм, всякие кривлянья, ёрничанья, издёвки.
Во-вторых, красота, прекрасное у нынешних деятелей культуры не в моде: чем уродливее-безобразнее изображае-мое, тем лучше (примеры: "Жизнь с идиотом" Виктора Еро-феева, "Лебединое озеро" в постановке Мориса Бежара, "Иди-от" Достоевского в телепостановке Ф.
Бондарчука и т. п.).В-третьих, истина не приветствуется. Характерный пример: в телевизионной рекламе (телеканал ОРТ от 15.01.99-12.30) прозвучало: "Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения". Эта реклама многократно передава-лась по телевидению. Вдумайтесь только, что внушается лю-дям: мир иллюзий, ирреальный мир более интересен, чем ре-альная жизнь?! Да здравствуют маниловщина, мюнхгаузенов-щина, кастанедовщина, всякого рода дурманы, духовные и ма-териальные! — Это почти прямой призыв к безумствованию, к уходу из реальной жизни вплоть до наркотической бредома-нии.
Одним словом, добро, красота, истина — фунда-ментальные человеческие ценности, на которых основывается жизнь, — деятелей антикультуры почти не интересуют, а если и интересуют, то только в обертке-окружении анормального (отклоняющегося или патологического).
Антикультура — это чрезмерное развитие определен-ных теневых сторон культуры, раковая опухоль на ее теле. Опасность антикультуры не только в прямом действии на соз-нание и поведение людей. Она мимикрирует, маскируется под культуру. Люди нередко обманываются, ловятся на удочку ан-тикультуры, принимая ее за культуру, за достижения культу-ры. Антикультура — болезнь современного общества. Она разрушает культуру, разрушает человеческое в человеке, самого человека как такового. Она страшнее любой атом-ной бомбы, любого Усамы бен Ладена, потому что она по-ражает человека изнутри, его дух, сознание, тело.
Русский философ В. С. Соловьев писал: «Что же та-кое, в самом деле культура? Это все, решительно все, произ-водимое человечеством. Тут — мирная Гаагская конференция, но тут и удушающие газы; тут Красный Крест, но тут и обда-вание друг друга струями горячей жидкости, тут Символ Ве-ры, но тут и Геккель с «Мировыми загадками»». К сожалению, этот взгляд В. С. Соловьева на культуру разделяют многие, понимают под ней нечто аморфное и безбрежное, включают в ее состав вещи, несовместимые с нормальной человечностью. Я решительно не согласен с таким пониманием культуры. Мне ближе такие высказывания философов: «Культура — это сгустки накопленных ценностей» (Г. Федотов); «Культура — это среда, растящая и питающая личность» (П. Флоренский).
К культуре относится только то, что служит со-хранению, развитию и прогрессу жизни. Точнее, культура — это совокупность знаний и умений, направленных на самосохранение, воспроизводство, совершенствование че-ловека и воплощенных отчасти в нормах жизни (обычаях, традициях, канонах, стандартах языка, образования и т. п.), отчасти в предметах материальной и духовной культуры. Всё, что выходит за рамки этих знаний и умений, что разрушает человека или препятствует его совершенствованию, — не имеет отношения к человеческой культуре и служит только одному богу: богу антикультуры.
* * *