<<
>>

  §11. Движение  

Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность, неуничтожи- мость, всеобщность, абсолютность и относительность, мно- гокачественность.
В истории философии проблема связи материи и движе- Ния тРактовалась неоднозначно.
Существовали точки зрения, согласно которым движение не связано с материей или е обладает некоторыми чертами: отрицается всеобщность, лютность, подвергается сомнению атрибутивность. В субстЧН0СТИ ^ле®ская школа38 доказывала, что материи как 3Ует ані*ии движение не свойственно; движение характери- лищь чувственно воспринимаемый мир. В XVII в. от- рицалась атрибутивность движения, материя определялась через протяженность (Р. Декарт, Б. Спиноза). Существу^ концепции, вообще отрицающие материю в качестве суб. станции. Так, согласно «энергетизму» (немецкий физик и химик В. Оствальд), возникшему из односторонних интер. претаций закона взаимного изменения энергии и массы субстанцией является движение. С точки зрения философии в данной концепции много неправомерных рассуждений и выводов, и прежде всего отождествление понятий разного качества и объема. Масса не есть материя, а только мера ее вещественности. Отождествление массы и материи, правда, было свойственно ученым и философам XVIII в., но уже в XIX в. этот взгляд был преодолен. И при помощи диалектической интерпретации формулы А. Эйнштейна (Е = тс2), и в результате открытия П. Н. Лебедевым светового давления, которое показало, что энергия содержит частицы (фотоны), обладающие массой и что движения без материи не существует.
Современная наука доказывает, что в мире не существует материи без движения, как и движения без материи. Движение — это способ существования материи. Изменчивость, динамика свойственна всем телам без исключения, всем уровням организации материального мира. Сам процесс организации представляет собой специфическую синтезирующую форму движения.
Движение как атрибут материи абсолютно и в то же время относительно, поскольку проявляется в конкретных формах. Элементарные частицы, макротела, космические объекты, молекулы, белки и нуклеиновые кислоты, человек отличаются своим способом существования. Их движение регулируется разными законами — механическими, биологическими, социальными.
Движение является результатом взаимодействия тел, их элементов, процессов, ступеней и уровней, выступает как самодвижение, источник которого заключается в его противоречивой сущности. Будучи по определению изменчивостью, оно включает устойчивость, равновесие, покой. словам Ф. Энгельса, движение «должно находить свою мерУ в своей противоположности, в покое».39 Причем здесь соотношение таково, что движение абсолютно, а покой относя*
Кроме того, движение характеризуется борьбой ста- ТЄЛЄ0 нового, простого и сложного, прерывного и непрерывной еДиног0 и многого.
Материя качественно разнообразна. В силу многокаче- венности ее самой и относительной устойчивости ее каче- СТ нных образований движение может осуществляться в ° ловиях сохранения качественной определенности системы и смены этого качества. Во втором случае мы имеем дело с особым видом движения — развитием. Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение объектов. Оно определяется сразу всеми перечисленными характеристиками, которые внутренне связаны и противоречивы. Необратимость указывает на то, что структура объекта утратила порядок и устойчивость, распалась на части. Далее возможен процесс хаотического движения, ненаправленного, подчиняющегося случайности. Такое движение не сохраняет преемственные связи, а потому лишено восхождения к более сложной организации нового качества. Развитие как философская категория охватывает все виды качественных изменений — от простого к сложному, смену качества на одном уровне сложности и деградацию — переход от сложного к простому.
Выше уже говорилось о делении форм организации материи на уровни и специфике их связи. В силу многокаче- ственности материи качественно различаются и формы ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Они различаются по степени сложности и условно называются «низшими» и «высшими». Характер их связи выражает процесс развития: низшие формы входят в высшие, но высшие несводимы к низшим, то есть имеют специфику способа существования, выражению в качественно особых законах.
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   §11. Движение  :

  1. 4.3. Служебно-профессиональное продвижение персонала
  2. РАЗВИТИЕ НОТОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ
  3. Движения как субъект социально-политической психологии
  4. 53. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВКАК СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  5. О тяжести или весе атомов, а также об их разнообразном движении 
  6. о движении, которое идентично с действием, или с созидательной силой, а также о судьбе, роке, цели и о симпатии и антипатии как причинах 
  7. 33. Почему при всяком движении должен быть кругу или кольцо, совместно движущихся тел 
  8. 3. Движение
  9. Психологическое исследование движений после ранений руки
  10. 9.1. Общая характеристика движения
  11. 9.4. Виды движения