<<
>>

Классическая немецкая философия

Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?

Что такое «антиномии Канта»? Каков их смысл? Приведите примеры, подобные антиномиям Канта.

Что такое кантовский категорический императив? Предложите свой императив в духе Канта.

Заповеди «не лги», «не укради» рассмотрите с точки зрения кантовского категорического императива.

Какие еще при-меры такого рода можете Вы привести?

Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так на-зывается? Какие синонимы этого понятия можно употребить?

«Государство есть Божественная идея, как она существует на земле» (Гегель). Какое место в гегелевской философии занимает государство, нация? Каково отношение Гегеля к войне, миру?

Что такое диалектический метод по Гегелю? Какие еще методы познания Вы знаете?

Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях?

Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения?

Какова гносеология Фейербаха? Каковы отношения Фейербаха с религией и Богом? Сопоставьте его с Гегелем и Кантом по этому вопросу.

«Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» (Фейербах). Как называется философия, созданная Фейербахом? В чем достоинства и недостатки этой философии?

Как Гегель трактует развитие, если в своей «Логике» он не говорит о времени? Может ли развитие совершаться вне времени?

«Если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, то есть так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть, безусловно, априорное суждение» (Кант). Какие знания Кант называет априорными? Существуют ли такие знания?

Школьный учитель заметил на парте Р. Зорге одну из книг Гегеля и был чрезвычайно удивлен тому, что 15-летний паренек способен понять всю ученую премудрость немецкого философа. Учитель спросил Рихарда, как он понимает историческую схему Гегеля о развитии мировой идеи, мирового духа. Зорге ответил ему в такой шутливой форме: «Мировой дух зарождается в потенциальной форме в Китае, он там, так сказать, спит. В Индии мировой дух начинает грезить. В Персии он просыпается, в Египте встает и одевается, вместе с финикиянами он прогуливается по Средиземному морю и останавливается в Греции, чтобы позавтракать. В Риме он обедает, с тем чтобы в Римской империи, поужинавши, улечься спать по поводу пришествия варваров. Спячка продолжается в течение всего средневековья. Вторичное пробуждение мирового духа происходит в эпоху Ренессанса. Потом он воплотился в прусской абсолютной монархии. Так ему и надо!». Прокомментируйте ответ Зорге.

<< | >>
Источник: В.А. Мейдер. Практикум по философии: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . — Волгоград: Изд-во ВолГУ,1999. — 96 с.. 1999

Еще по теме Классическая немецкая философия:

  1. Классическая немецкая философия
  2. 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Приложение Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика
  4. Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
  5. Немецкая классическая философия
  6. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. Введение. Как изучать философию?
  9. Глава 7 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
  10. Право и модернизация: философия права в Германии и России
  11. Классическая немецкая философия
  12. II.8. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики