<<
>>

Глава V. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия развивалась от трансцендентального идеализма Канта к диалектическому идеализму Гегеля и антропологическому материализму Фейербаха.

Главная заслуга немецкой классической философии в том, что она попыталась выразить деятельное отношение человека к миру, попыталась понять человека как субъекта (носителя) деятельности. Это новый мировоззренческий тип философии, отличный от всех предшествующих. Почему появилось деятельностное мировоззрение?

База этого - промышленный переворот второй половины XVIII века в Англии, а затем в других европейских странах. Промышленный переворот ознаменовал радикальные изменения в роли человека, поскольку в индустриальном обществе результаты человеческой деятельности зависят не от стихийных, природных факторов, а от усилий человека, его ума, рук. Человек становится хозяином своего будущего, своей судьбы, то есть его относительная самостоятельность в мире радикально повысилась. А раз так, то человек по-иному действует, организует и ощущает мир. Фихте отмечал, что мир по отношению к человеку есть лишь сфера нашего действия, а помимо действия - самого мира нет. Такое ощущение было осознано и превратилось в мировоззрение немецкой классической философии, где сформировалось понимание человека как субъекта деятельности, меняющего и даже создающего мир, выступающего его творцом.

Второй фактор, способствовавший переходу к новому мировоззрению, это изменение места человека в социуме. Если в XVIII веке у Гоббса есть идея перехода от естественного состояния общества к гражданскому, то теперь появляется представление, что социум пластичен и человек может его преобразить.

Все мыслители этого типа мировоззрения: Кант, Фихте, ранний Шеллинг и Гегель свою философию рассматривали как философию свободы и свою задачу видели в том, чтобы объяснить, как возможна человеческая свобода, свободное человеческое действие, основанное на сознательном выборе.

Усмотрев в человеческой деятельности причину изменения мира, немецкие философы сделали вывод, что мир способен изменяться и поэтому в ней разрабатывается диалектика как способ видения мира, а у Гегеля диалектика становится не только учением о всеобщей связи, а диалектикой развивающегося мира.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме Глава V. Немецкая классическая философия:

  1. Глава VIНемецкая классическая философия
  2.   Примечания к Главе III:  
  3. Глава V. Немецкая классическая философия
  4. Социальные и гносеологические основания немецкой философии.
  5. И.З. Шишков КАК ВОЗМОЖНА ФИЛОСОФИЯ
  6. Кораблева Т.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XYIII ВЕКА
  7. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  8. Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  9. Две тенденции в развитии политической философии
  10. Глава VI Немецкая классическая философия
  11. Введение. Как изучать философию?
  12. Глава 4. Немецкая классическая философия
  13. Глава 5. Постклассическая философия XIX века
  14. ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
  15. II.8. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики
  16. II.9. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА. ТРЕТЬЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИАЛЕКТИКИ
  17. Глава 4. Немецкая классическая философия
  18. Глава 5. Постклассическая философия XIX века
  19. 6.1. Особенности философии XIX и XX веков. Рационализм и иррационализм