<<
>>

Модернизация в контексте диалога цивилизаций.

Человечество вступает в эпоху глобальной цивилизации, в которой многочисленные локальные цивилизации будут взаимодействовать, конкурировать, сосуществовать и приспосабливаться к друг другу. Каждая из локальных цивилизаций вливается в мощный поток глобальной цивилизации, и этот поток является для каждого общества источником цивилизационного развития. Это порождающее воздействие мировой цивилизации и возросшее взаимодействие между локальными цивилизациями облегчает процесс модернизации, передачу технологий, ценностей, знаний и институтов из одного общества в другой.

Идеологи вестернизации говорят о том, что есть только одна универсальная современная цивилизация - это техногенная цивилизация Запада.

Ф. Фукуяма, как известно, выдвинул даже тезис о «конце истории», что означает конечную точку

социальной эволюции человечества и универсализацию западной цивилизации (199). Свидетельства истории и современности заставляют нас усомниться в таком выводе. Мы имеем в виду возрождение Востока, экономический динамизм Китая, политическую активность исламского мира, которые наглядно демонстрируют, что «история продолжается». По данным Всемирного Банка к 2020 году на долю азиатских стран будет приходиться 40% всемирного экономического продукта (276. Р.66-67). По расчетам О.А. Арина, Китай в 2015 году по объему ВВП сравняется с США и достигнет 17% мирового ВВП, а с учетом Гонконга и Тайваня - 25% (3. С.90-91). Согласно большинству прогнозов, китайская экономика в XXI веке станет крупнейшей в мире, а внешний потенциал КНР уже в середине XXI века может оказаться сопоставимым с американским. О.А. Арин считает, что восточный блок, возглавляемый Китаем, в XXI веке превзойдет по совокупному экономическому потенциалу западный блок во главе с США (3. С. 106).

В ответ на вызов Востока идеологи вестернизации занимают достаточно агрессивную, в лучшем случае, оборонительную позицию. Так, например, С. Хантингтон, ссылаясь на свою концепцию «столкновения цивилизаций», в начале 90-х годов категорично утверждал: «Какие бы экономические связи ни существовали между ними, фундаментальная культурная брешь между азиатским и американским обществом препятствует их соединению в общем доме» (156. С.505). Нам трудно согласиться с такой точкой зрения: не только США и Азия, но и все другие страны обречены жить в общем доме - на планете Земля, и им придется искать пути ведущие к единению человечества. Справедливости ради, следует заметить, что сейчас С. Хантингтон занимает более умеренную позицию по отношению к «вызову Востока». «Основная задача для Запада на ближайщие двадцать пять лет, - пишет С. Хантингтон в своей работе «Запад и столкновение цивилизаций» - будет состоять в том, чтобы ответить на этот вызов, укрепить свое единство, совладать со своим высокомерием и адаптироваться к условиям нового века, в котором Запад потеряет свое господствующее положение и

который станет действительно мультипопулярным и мультицивилизованным» (Цит. по: 55. С.283).

В сегодняшнем глобализирующем мире вера в универсальность той или иной культуры страдает минимум от трех недостатков: она неверна, она аморальна и она опасна. Она неверна потому, что основным условием устойчивого развития глобальной цивилизации является культурное разнообразие; она аморальна потому, что предполагает насильственное насаждение ценностей одной цивилизации, а следовательно, и недооценку других культур. Она опасна потому, что может привести к столкновению цивилизаций или к межцивилизационной войне.

Прав был К.Леви-Стросса, когда он писал: «Священная обязанность человечества - охранять себя от слепого партикуляризма, склонного приписывать статус человечества одной расе, культуре или обществу, и никогда не забывать, что никакая часть человечества не обладает формулами, приложимыми к целому, и что человечество, погруженное в единый образ, немыслимо» (Цит.по: 108. С.259).

Вместо того чтобы стремиться к универсализации отдельных культур, необходимо начать поиск истинно высокого начала, - того общего, что есть в большинстве цивилизаций, - в интересах формирования ценностных предпосылок новой глобальной цивилизации. На глубинном уровне ценностное сознание народов мира имеет много общего. Если когда-нибудь человечество будет жить в единой цивилизации, то она возникнет через выявление и распространение этих общечеловеческих ценностей. Еще Питирим Сорокин отмечал тенденцию уменьшения разделения между Востоком и Западом. Действительно, по мере расширения поля общих проблем постепенно начинают сближаться ценностные системы цивилизаций Востока и Запада. Например, в Сингапуре в 1991 году была опубликована «Белая книга», в которой сформулирована правительственная точка зрения на систему духовных ценностей. Наряду с традиционными азиатскими ценностями, как семья, общественный интерес, консенсус и гармония, здесь фигурирует и поддержка личности, т.е. ценность, восходящая к западной культуре. Эта декларация «общих ценностей», явным образом игнорирующая

идеологические барьеры, пытается определить сингапурскую культурную идентичность на основе диалога цивилизаций.

Жизнь опрокидывает мифы о несовместимости цивилизаций Востока и Запада - развивается процесс Великого Синтеза. Суть этого процесса можно проиллюстрировать на примере стратегии устойчивого развития Китая, которая ориентирует китайский народ на соединение материальной цивилизации Запада с социалистической духовной цивилизацией Китая. Целью этой стратегии является рождение отлаженного, устойчивого и могучего организма Срединной Процветающей Страны, настроенной на единый ритм с Природой (164). В качестве механизма достижения этой цели выбран синтез нравственного совершенства и социальной активности, традиционализма и модернизации. При этом традиционализм рассматривается как открытая этическая система, которая используется в интересах модернизации и воспитания свободной личности. Действительно, на основе ценностей традиционной культуры в Китае складывается новый тип модернизации, обеспечивающий условия для устойчивого развития социалистической духовной цивилизации. В связи с этим невольно вспоминаешь Н.А. Бердяева, который усматривал выход из кризиса, поразившего Запад, в «социализме, получившим духовную основу» (11. С.278-279).

Мы не собираемся универсализировать значение и роль этического (духовного) социализма, но ясно одно: китайский опыт модернизации имеет общецивилизационный смысл. Проспективная модернизация возможна только на основе ценностей национальной культуры; она представляет собой развертывание собственного архетипа бытия в процессе диалога цивилизаций.

<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме Модернизация в контексте диалога цивилизаций.:

  1. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  2. Модернизация в контексте диалога цивилизаций.
  3. Библиография
  4. РОССИЯ ПЕРЕД ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ
  5. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ АТР И СТРАН РЕГИОНА С НАЧАЛА 90-х ГОДОВ
  6. ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ 
  7. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  8. § 4.5.  Идеология глобализма и государственная идеология
  9. Новая имперская история и вызовы империи Империя: эффект остранения
  10. 2.3. Российская национально-государственная идентичность: перспективы взаимодействия властных структур и институтовгражданского общества