<<
>>

2. Посредническая роль Иисуса Христа

“...Посреднику между Богом и людьми надлежало в чем-то уподобиться Богу, в чем-то уподобиться людям; подобный во всем людям, он был бы далек от Бога; подобный во всем Богу, он был бы далек людям и, следовательно, не мог стать посредником...

Истинный же посредник, Которого в таинственном милосердии Твоем явил Ты людям, послав к ним, чтобы на Его примере научились они настоящему смирению, “Посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус” встал между смертными грешниками и Бессмертным и Праведным - смертный, как люди, праведный, как Бог... Как человек, Он посредник, а как Слово, Он не стоит посередине, ибо Он равен Богу, Он Бог у Бога, и единый Бог вместе с Богом...

Вот предстает мне загадкой Троица, т.е. Ты, Боже мой, ибо Ты, Отец, начало мудрости нашей - это Твоя Мудрость, от Тебя рожденная, равная Тебе и, как Ты, извечная. Это Сын Твой, через Которого создал Ты небо и землю...

Уже в имени Бога я узнал Отца, создавшего это; Началом именовался Сын, через Которого это создано; веря в троичность Бога моего, как я верил, искал я ее в святых речениях Его. И вот “Дух Твой носился над водами”. Вот троица, Боже мой: Отец и Сын и Святой дух, Создатель всякого создания...

Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они - все три - конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания.

Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю, и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу; и я хочу быть и знать.

Эти три свойства и составляют нераздельное единство жизнь, и, однако, каждое из них нечто особое и единственное; они нераздельны и все-таки различны”.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430) - виднейший теолог и философ христианской церкви. (Августин Блаженный.

Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. - С. 218, 343, 347.)

1. Как усложняется идея верховного Божества, через ее персонификацию в личность Иисуса Христа? Как соотносятся между собой члены святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой? Какие проблемы принесла в христианство эта идея?

2. В чем смысл посреднической роли Иисуса Христа?

3. Как отражается в структуре сознания человека идея триединства Духовного мира?

3. Могущество и благость Бога

“Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость твоя” (1.1.1.).

“Что же Ты, Боже мой? Что, как не Господь Бог? “Кто Господь, кроме Господа? И кто Бог, кроме Бога нашего? Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый. Ты обновляешь все и старишь гордых,...; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь, творишь, питаешь и совершенствуешь”. (1.4.4).

“Исповедую Тебя, Господи неба и земли, воздавая Тебе хвалу за начало жизни своей и за свое младенчество... Ты создаешь нас, Господи, Ты, для Которого нет разницы между бытием и жизнью, ибо Ты есть совершенное Бытие и совершенная Жизнь. Ты совершенен и Ты не изменяешься”. (1.4.10).

(Августин Блаженный. Исповедь. С. 53, 55, 58.)

1. В чем, по Августину, проявляется величие Бога?

2. Какие черты - Мудрость, Силу, Благость, личное Совершенство - подчеркивает Августин Блаженный в Боге? Чему он отдает предпочтение?

3. Конкретизируется ли им идея Мудрости Бога? В какой мере принцип могущества Бога благоприятен для развития концепции Мудрости?

4. Что необходимо, по мнению формирующейся церкви, чтобы человек уверовал в спасительную силу Христа?

4. Бог - источник всякого бытия

“...Бог превыше всех и все должно покоряться ему...

...Я мысленно обратил взор свой и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно...

...До творения Твоего ничего не было, кроме Тебя и... все существующее зависит от Твоего бытия”.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430) - христианский философ и теолог. (Августин Блаженный. Исповедь // Антология мировой философии. Т.I. Ч.2. М., 1969. С. 584, 585.)

1. В чем особенность христианского понимания бытия? Чему здесь присваивается статус действительного существования? Какой смысл имеет термин “пребывать”?

2. Что можно сказать о том, что стоит ниже Бога? Что значит: эти предметы и существуют, и не существуют?

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 2. Посредническая роль Иисуса Христа:

  1. ЕРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 
  2. ЧАСТЬ IV В чем наша задача?
  3. Судебная процедура как форма юридического познания в процессе судебного правоприменения
  4. 2. Посредническая роль Иисуса Христа
  5. МИСТИКА И МЕТАФИЗИКА. ФИЛОСОФСКОЕ «ПОЛЕ НАПРЯЖЁННОСТИ»
  6. Каноническое (церковное) право
  7. 3.2. Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
  8. НОВЫЙ ЗАВЕТ
  9. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРАВО НА ИСТИНУ
  10. Глава I Микаэль Агрикола (ок. 1510 - 1557)