<<
>>

5. Бог как предельно совершенная форма бытия


“Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством... Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным...”
(Фома Аквинский.
Сумма теологии // Бургош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 149.)
“Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть”.
(Фома Аквинский // Вопросы философии. 1987. №9. С. 163.)
1. Как образуется понятие бытия от сведения бытия к Богу? 2. Что значит, по учению Фомы, быть в наивысшей степени? 3. Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как действующая причина?
“Совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все ступени совершенства. И одна ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна и не может выйти из своего совершенства; другая же ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна, но может из своего совершенства выйти... Совершенство вселенной требует, чтобы были и некоторые вещи, которые могут отступить от своей благости; потому они и в самом деле время от времени делают это. В этом и состоит сущность зла, т.е. в том, чтобы вещь отступала от блага. Отсюда явствует, что в вещах обнаруживается зло, как и порча, ибо и порча есть некоторое зло...
Из сказанного выше следует, что нет единичного первичного зла в том смысле, в котором есть единое первичное начало блага...
Понятие зла противоречит понятию первичного начала, и притом не только потому, что зло, в согласии со сказанным выше, обусловлено благом, но и потому, что зло не может быть для чего-либо причиной иначе, как акциденциально и потому оно не может быть первопричиной...”
(Фома Аквинский. Сумма теологии / Бургош Ю. Фома Аквинский. С. 156, 157, 158.)
1. Возможно ли изначальное существование зла в основах бытия (Боге, природе?)
2. Как зло может стать порождением блага?
3. Случайно или закономерно появление зла во Вселенной?
<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 5. Бог как предельно совершенная форма бытия:

  1. ИНСТИТУЦИЯ КАК ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-СУБЪЕКТНОГО БЫТИЯ
  2. О ФОРМЕ ДУШ
  3. Глава I Бытие
  4. Диалог о возможности-бытии высокопреосвященного кардинала Николая из Кузы. Собеседников трое 
  5. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»
  6. 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЙ «СОЦИУМ», ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-ДРУГОГО»
  7. г)              гармония как совершенный итог бытия
  8. 5. Бог как предельно совершенная форма бытия
  9. 1. Бытие
  10. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  11. 2.1 ДИХОТОМИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ФОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ГЕНЕЗИС ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА