<<
>>

Интерпретация как личностная форма творения бытия The interpretation as a personal form of creation of life

Агапов О.Д.

Институт экономики, управления и права Казань, г. Нижнекамск E-mail: аgapov@nzh.ieml.ru

Становление человеческого рода, его история может и должна рассматриваться через призму конституирования различных форм описания и самоописания, позволяющих ему обрести собственную идентичность. Последовательно, согласно исторической реконструк­ции, формами понимания и истолкования своего положения в сущем выступали: герменев­тика, экзегетика, интерпретация. Каждая из форм есть своеобразный органон, задающий восприятие мира, место и роль в нем человека;

В современной философии проблема интерпретации эксплицируется как столкновение исторически различных практик интерпретационной деятельности переживаемых как кри­зис, или - даже - отказ от понимания и истолкования.

Постепенный спад и аннигиляции ин­терпретационных практик в современности, их симуляция в различных областях культуры связаны с отходом от восприятия наличия в бытии трансцендентального, абсолютного нача­ла, Бога, делающего возможным феномен концентрации многих энергий сущего. Состояние отпадения от Абсолюта оборачивается постановкой вопроса о смерти человека, смерти со­циальности, все бытие которых мыслилось как вопрос причастия к целому, воплощенному в умопостигаемых символах эпохи. Таким образом, апостасия ведет к редукции социально­философского дискурса, его свертыванию. Выход из затянувшейся ситуации убийства Бога/ убийства человека связан с утверждением участного / синергийного мышления.

Наиболее полно и всесторонне раскрытие значения интерпретационных практик в дина­мике бытия человеческого рода воплощает феноменологическое описание и постижение ипостасей, фиксируемых на уровне сознания. Интенциональность, интерсубъектность/ ин­терсубъективность, интерактивность являются различными гранями онтологической дина­мики человеческого рода в пространстве - времени сущего.

Человеческий род являет собой всеединый субъект истории, чрезвычайно богатый по своим проявлениям (общество, культура, цивилизация), которые образуют икономию исто­рии бытия человеческого рода. Каждая ипостась всеединого субъекта истории есть малый круг понимания, задающий исходный уровень предпонимания определенного перио­да/эпохи, социальной общности. Становление человека, его личностное возрастание сопря­жено с интерпретацией данных ипостасей, позволяющих каждому новому поколению лю­дей, каждому человеку войти в круг общения, знаменующий собой переход от внешней де­терминации природы к самодетерминации смысла/ духа. Бытие моментов всеединого субъ­екта образует телос человеческого рода (цивилизацию), что позволяет трактовать его разви­тие как процесс все расширяющейся интерпретационной деятельности, направленной на преображение человека как потенциального всеединого субъекта истории в субъекта, пре­творяющего родовые силы в конкретно-историческом бытии цивилизации и выходящего тем самым на уровень пребытия.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Интерпретация как личностная форма творения бытия The interpretation as a personal form of creation of life:

  1. Интерпретация как личностная форма творения бытия The interpretation as a personal form of creation of life