<<
>>

г)              гармония как совершенный итог бытия

В традиции индийской философии идея гармонии, на первый взгляд, не имеет столь глубокой разработанности. Однако внутреннее созвучие буддизма и даосизма, в том числе и в понимании субъектно-объектных отношений, как известно, привели к рождению культуры дзэн-буддизма, где идея гармонии соединяется с идей просветления. В самом буддизме гармония может быть понята как выражение Среднего (срединного) пути. Эта концепция Нагарджуны основана на отрицании («восемь «нет»), сутью которого является не абсолютное «ничто», а нечто, остающееся после всякого отрицания, которое только возможно.

Склонность к отрицаниям, признание равенства и гармонии, а также представление о единственности реальности явились теми элементами китайской мысли, которые также были характерны и для буддизма Махаяны. По сути, в концепции дзэн даосизм стал метафизическим основанием буддизма как этики и практики достижения освобождения. Именно в Китае происходит обогащение буддийской доктрины Махаяны такими понятиями как бытие, ничто, изначальное небытие, субстанция, функция, Великий предел, дуализм инь-ян. Это оказалось внутренне созвучным собственным понятиям буддизма, таким, как пустотность, ничто и нирвана. Итогом взаимовлияния стало учение об отрицании дуальности бытия и небытия, субъекта и объекта, утверждение невыразимости реальности в словах.

Трактаты патриархов дзэн свидетельствуют, что происходит предельное сближение понятий Будды и гармонии мира, в «Кэйтоку дзэнтороку» например, отмечалось: «Сознание, Будда и живые существа, совершенная мудрость и оскверняющие страсти - все это только разные наименования для одной и той же субстанции. Знайте же, что эта субстанция неуничто- жима, и не постоянна, а ее природа не загрязнена и не чиста; знайте же, что она совершенно спокойна и представляет собой единое целое, и что в ней обыденное и святое равнозначны»[260]. Идея гармонии органично входит в буддийскую доктрину дзэн, что видно на примере учения школы Цаодун («Пять рангов»). Развитие мира и сознания, описывается здесь идущим по следующей схеме: мир, в котором все взаимозависимо, благодаря причинной связи представляет собой реальность всех вещей, которые, несмотря на многообразие. в сущности. являются одинаковыми. бесформенными и пустыми. Все вещи пронизаны неким всеобъемлющим принципом. и тем самым одинаковость и различие соединены воедино. Схему венчает «пятый ранг». указывающий на тождественность безграничного взаимопроникновения. в котором снимаются все различия: «гармоничное взаимодействие между частностями. а также между каждой частностью и универсальностью. приводит к возникновению блистательного мира»[261]. Формула «пяти рангов» стала не только онтологическим основанием теории дзэн. но получила аксиологическую и социальную интерпретацию в теориях «пяти рангов достоинств» и «пяти рангов взаимоотношений правителя и подданного». Но все формулы пяти рангов или состояний ведут к одной цели - к обретению совершенного единства во всеобщем взаимопроникновении[262].

Интересно. что идея гармонии прочно вошла не только в китайский и японский буддизм. но и в саму традицию Махаяны. о чем свидетельствуют современные тексты адептов тибетского ламаизма. Гармония рассматривается как естественное состояние равновесия всех энергий тела. с одной стороны. и человека и мира. с другой. Поэтому все практики выступают инструментом восстановления утраченной гармонии.

либо творчеством нового по законам гармонии мира в его целостности. На конференции мировых религий в Ассизи в 1986 году была принята «Буддистская декларация природы». в которой гармония и экологическое равновесие назывались в качестве ключевых приоритетов современности[263]. Но в целом. в индийском мировоззрении гармония выступает. скорее. характеристикой не феноменального мира и естественного порядка вещей. а мира чистого сознания. искомого адептом. суть которого в тождестве субъекта и объекта. полярных качеств. бытия и небытия. Если для Китая характерна трактовка гармонии как единства. взаимоперехода. превращения противоположных сторон друг в друга. то для индийской модели свойственно понимание гармонии как их тождества.

Таким образом. и этот вывод имеет не только философский. но и социальный аспект. индивид в буддизме не противопоставлен миру как субъект объекту. По сути. факторы бытия не делятся на внутренние и внешние. по словам буддолога В.Г. Лысенко. субъект не имеет «ни раз навсегда заданных границ. ни фиксированных форм. представляя собой единство многих дхармических потоков. в которое входят и его внутренние состояния и воспринимаемые им предметы и процессы»[264]. Тождественность другому человеку. общине. касте. человечеству. каждому живому существу снимает как проблемы отчуждения. одиночества. насилия. так и проблему внешней свободы, которая оказывается излишней в рамках любого варианта органи- цизма. Единственной проблемой, подлежащей разрешению, остается разграничение истинного и иллюзорного бытия, проблема обретения чистого сознания, стирания кармической «пыли», то есть эволюция внутри собственного духовного мира.

Поскольку гармония в индийской традиции выступает ценностью-целью, воплощением реального будущего личности, состояния без «цепей» мира, перерождений, ее социальный смысл предельно сводится к индивидуальному. Гармонией может быть только мир вне социума, вне физической реальности, несущих неизбежные страдания. В то же время духовная элита этой культуры осознает ответственность за несовершенство и страдания большинства, что ведет ее представителей к проповедничеству и формирует «институт» бодисатв. Пробуждение сознания, стирание с него «кармической пыли» - цель учителей и наставников индуистских, буддийских и джайских учений. Современные наставники называют этот путь «путем обретения гармонии», но это гармония не социальная, а, скорее, духовно-мистическая, и нравственно-психическая. Путь обретения внутренней гармонии с мировым сознанием (Брахмана, Будды) связан с нравственным совершенствованием, главное содержание которого ненасилие и не- привязанность. Путь ненасилия имеет не внешнюю, но внутреннюю ценность - помогает осознать связь (причинную и кармическую) всех живых существ и содействует освобождению от сансары. Однако следствия этого пути, прежде всего, отражаются в социальной реальности: история Индии свидетельствует, что практически все потрясения и войны имели здесь не внутренний, а внешний источник. Страна нередко становилась добычей более сильных держав или народов, и ее главными проблемами были захваты, бедность и перенаселенность. С точки зрения европейца такие условия не могут вызвать социальной стабильности, и, тем более, гармонии. Однако для жителя Индии эти факторы не имеют в данном случае решающего значения. Бедность и страдание здесь рассматриваются как тяготы мира, способствующие осознанию того, что источник гармонии находится в самом человеке, а не вовне. Умение переносить внешнюю дисгармонию - косвенно способствует формированию гармонии внутренней. Улучшать внешний мир - значит, укреплять иллюзии, а совершенствовать духовные способности - обрести реальное освобождение и гармонию (как покой и угасание дхарм).

Таким образом, ориентир на гармонию в индийской традиции в его сочетании с принципами ненасилия и непривязанности к миру не приводит к гармонизации социальных проблем, но снимает их для отдельной личности. Человек, ищущий освобождения от мира, не стремится сделать мир гармоничным, но невольно изменяет его к лучшему, поскольку сдерживает свой эгоизм и стремление к агрессии. Как видно, достижение духовных ориентиров способно вызвать их метаморфозы, и сочетание ценностей-целей и ценностей-средств имеет в данном случае далеко не последнее значение. Метод ненасилия в достижении ценности гармонии усиливает ее позитивное содержание, и через индивидуальное сознание и поведение влияет на социальные и политические процессы.

В целом, мы видим, что внутренние ценности и устремления находят самое непосредственное отражение в общественных мировоззренческих ориентирах народов традиционного типа цивилизации, а идея гармонии касается не только онтологии и эстетики, но оказывается ключевой ценностью общественного бытия. В социальном аспекте ориентир на гармонию означает не идеализацию бытия и его принятие в том варианте, который представлен субъекту, а понимание мира как неизбежного соединения созидательных и разрушительных сил, взаимопроникающих и питающих друг друга, стремление к овладению мощью негативных сил и их использованию в собственных целях. В миропонимании народов Индии снимается даже идея единства дуальностей, и гармония выступает тождеством чистого сознания индивида и сознания Будды (Брахмана).

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме г)              гармония как совершенный итог бытия:

  1. 205. Тем не менее есть моральная уверенность, что в здешнем мире все вещи таковы, какими они могут быть, согласно тому, что было тут доказано
  2. 161. Каким образом может быть достигнуто великодушие  
  3. § 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания
  4. § 6. Как возможна метафизика бытия? 
  5. ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В СОСТОЯНИИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ, НЕОБОСНОВАННО КВАЛИФИЦИРОВАНЫ КАК СОВЕРШЕННЫЕ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ЕЕ ПРЕДЕЛОВ
  6. НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ ОШИБОЧНО РАСЦЕНИЛА ДЕЙСТВИЯ ЛИЦА КАК СОВЕРШЕННЫЕ В СОСТОЯНИИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ И НЕОБОСНОВАННО ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛА ИХ С Ч. 1 СТ. 108 ПО СТ. Ill УК РСФСР
  7. Содержание
  8. б)              гармония как реальность
  9. в)              гармония как источник бытия
  10. г)              гармония как совершенный итог бытия
  11. д)              гармония как красота мира
  12. г)              традиция как основа духовного бытия
  13. ОЦЕНИВАНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ СУБЪЕКТИВАЦИИ БЫТИЯ
  14. 5. Бог как предельно совершенная форма бытия
  15. 184. В какой форме должно быть выражено согласие арендодателя на передачу имущества в субаренду?
  16. Титул IX. Каким образом должно быть предоставлено обеспечение, если предъявлен иоксальный иск (Si ex noxali causa agatur, quemadmodum caveatur) Титул X. О лице, действия которого воспрепятствовали кому-нибудь явиться в суд (De eo per quern factum erit quominus quis in iudicio sistat)
  17. 1. Образованность как отчуждение природного бытия
  18. Теорема 52. Самодовольство может возникнуть вследствие разума, и только то самодовольство, которое возникает вследствие разума, есть самое высшее, какое только может быть.
  19. Теорема 27. Из этого третьего рода познания возникает высшее душевное удовлетворение, какое только может быть.
  20. 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ