<<
>>

в)              гармония как источник бытия

Высшая форма развития ценности гармонии достигается в мировоззрении цивилизации традиционного типа. особенно в Китае и странах. на которые повлияла его культура. Развитие представлений о мире и человеке от мифологического до теоретического неизбежно включало идею гармоничности изначального мироздания.

достижение которого понималось как возвращение в бесконечное и безначальное состояние. Наиболее обстоятельно понятие гармонии как онтологической категории раскрывается в даосской традиции. В отличие от представлений первобытных народов понимание гармонии здесь связано с рефлексией по поводу трагичности и ограниченности наличного бытия человека. Эта рефлексия приводит к отступлению от позитивного истолкования обыденного существования человека и подчеркивает необходимость сложнейшего пути совершенствования для обретения утраченной «естественности» и тем самым гармоничности. Поэтому понятие гармонии раздваивается и представляет два варианта: «изначальной гармонии» Дао. У цзы («Беспредельное») и вновь обретенной гармонии как итога совершенствования и поиска высшей мудрости. Тай цзи («Великий предел»). Если первый вариант символически изображается в виде пустого белого круга. означающего. как отсутствие. так и возможность всего. то второй - виде плавно перетекающих друг в друга частей белого и красного или черного (поздний вариант символа). означающих творение. изменение и поддержание существования вещей и явлений. Гармония в каждом из случаев (в первом - как начало и как итог. а во втором - как сам процесс) оказывается «снятием» раздвоенности. противоречивости мира. неизбежно фиксируемых сознанием человека цивилизации. существующем «вопреки» природе. Совершенствование же становится поиском состояния без качеств. отличий. форм и явлений. Вынужденная искусственность обретения состояния «естественности» оказывается. по сути. стремлением преодоления того.
что привнесла сама цивилизация. Мощь цивилизации как формы существования общества по мере своего развития ведет к усложнению практики обретения своей безначальной природы. Отсюда - ценность несказанности, нереализованности, непрояв- ленности, стремление к безоценочности, простоте, спонтанности. Гармоничность становится для ряда даосских школ отражением внешней вселенной во внутреннем мире индивида, которая дает возможность слияния с первоистоком всего сущего и обретения бессмертия. Процесс соединения внешнего и внутреннего Дао адептами школы Шанцин, например, называются «сбрасыванием оболочки», стадии которого включают в себя формирование «бессмертного зародыша», вознесение духа, «подъем на небо» (фэй тянь), странствия по небесам. В этом смысле гармоничность выступает воплощением высшей силы, рождающейся при пересечении потоков различных энергий: сначала внутренних (порождающей, жизненной и духовной), затем внутренней и внешней (посредством использования эликсиров, магии и др.)[256]. Понимание гармонии как источника высшей силы оказывается близким шаманизму и представлениям «народов природы» о «жизненной силе» как важнейшей ценности единого мира. Однако такое понимание гармонии качественно отлично, так как оно оказывается итогом переживания и осмысления двойственности всего существующего. Стать таким «как все вещи», как это рекомендует Ле-цзы для достижения гармонии, неизмеримо сложнее, чем быть как все вещи.

Г армоничность как характеристика мира и человека в его составе является характерной для всей китайской мысли, которая, по словам Е.А. Торчинова отличается «холистическим органицизмом»[257]. В частности это проявляется в философии Го Сяна, отличающуюся аксиологичностью метафизических исследований. Го Сян описывает высшее благо в онтологических категориях и наделяет высшей ценностью природу как процесс спонтанного независимого изменения, который предполагает установление глубокой гармонии между всем сущим. Гармония, в учении Го Сяна, делает мир «не беспорядочным скоплением независимых самопорождающихся сущностей, но структурно упорядоченным множеством, каждый элемент которого, трансформируясь по законам своей природы, согласуется с аналогичными трансформациями любого иного элемента множества, «откликается ему»[258].

Понятие гармонии тем самым является необходимым для обоснования тезиса о спонтанности, беспричинности (у гу) всех процессов и изменений, характерного для даосизма. В отличие от буддисткой доктрины всеобщей причинности и взаимозависимости (сутью детерминистического подхода которого является идея «все влияет на все»), даосизм придерживается концепции естественного, «беззаботного странствия», «независимого изменения в сфере сокровенного», отрицая «упорядоченность», целесообразность изменений. Если бы не гармоничность, «отзывчивость» всех элементов мира друг другу, он представлял бы собой хаотическое нагромождение множественности вещей. Гармония - есть следование вещам (в варианте Ле-цзы) и следование вещей друг другу. Гармония есть важнейшее условие для позитивного отношения к миру в мировоззрении Китая, в то время как жесткий детерминизм, не нуждающийся в гармоничности как онтологическом понятии, характеризует мир как зависимость, несвободу и приводит к его негативной оценке. Необусловленность и независимость от чего-то внешнего, иного являются в китайском миропонимании и свойствами человека в составе общества. Путь каждого в определенном смысле есть его судьба, но эта судьба не имеет никакой внешней причины: ни ниспослана Небом (как в конфуцианстве), ни задана влиянием общества и рождаемых им потребностей. Поэтому «следование вещам» (шунь у) означает отказ от целеполагания, активности в воплощении преднамеренных действий, что и дает искомое гармоничное состояние высшей потенции «нерожденного».

Отношение к человеку как к модели мира, органически соединяющему в себе покой и движение, созидание и агрессию, иррациональность и рационализм, сострадание и жестокость, эгоизм и любовь, истину и ложь, божественное и демоническое, наконец, жизнь и смерть - предполагает, что гармония лежит за пределом разграничения и оценивания. Абсолютизация чего-либо, обожествление и высокая оценка неизбежно повлекут развитие антиценности, «темной» стороны явления, что красноречиво описывается в первых главах «Дао дэ цзин».

Попытка избежать этого дуализма скрывает за собой стремление снять субъектно-объектные противоречия. Снятие качества означает и снятие индивидуальности, а, следовательно, субъективности. Снятие, безусловно, не означает простого отрицания. Субъект предельно раскрывает свои жизненные и духовные силы ради возвращения в дорожденное состояние гармонии дитя с матерью, когда двое еще являют собой одно. Вместе с тем, отказ от субъектности в даосском варианте не означает полного отрицания индивидуальности адепта, подобно буддистскому. Достигший бессмертия «совершенномудрый» сохраняет даже неповторимую внешность и ум, в то время как прочие, согласно традиции, «растворяются» в природной и небесной пневме.

Можно заключить, что главным достижением ориентира на гармонию в даосском миропонимании оказывается преодоление «чуждости», «враждебности» мира по отношению к человеку, рождаемых цивилизацией и фиксируемых культурой. Снятие страха перед стихией, смертью, мировым злом, абсурдом, невозможностью подлинного знания и свободы - то есть всего того, что является ключевыми проблемами западного мировоззрения, решает главную экзистенциальную задачу человека. Вероятно, эта ясность и стала причиной обращения в ХХ в. европейской философии к восточной (М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн им др.). Мир и общество не столько враждебны личности и противостоят ей, сколько являются возможными источниками энергии для развития отдельного индивида. если уметь направить эти силы в нужном направлении. Отсюда. многочисленные практики управления внутренней энергией тела и использования внешней энергии Вселенной. общества. противника в собственных целях и против него. Наиболее глубокой с точки зрения философии в этом смысле выступает и практика айкидо. основатели которой отмечают. что высшей целью для них является гармонизация отношений индивида и Вселенной. Если ки это «энергия. образующая мир. находящаяся внутри каждой сущности. ожидающая. когда ее реализуют и воплотят в жизнь»[259]. то ай - гармония ума и тела на пути к саморазвитию.

Эмпирическое понимание идеи гармонии. воплощенное в системах управления энергией (цигун). школах боевых искусств. в астромантии. геомантии (фэн шуй). пронизывает не только интеллектуальную культуру Восточного общества. но и жизнь обычного человека. Это позволяет говорить об общественном. практическом. а не элитарном. теоретическом ориентире на гармоничность человека в мире.

Гармония как ценность общества не означает отсутствия социальных противоречий. а скорее учит не расходовать свои жизненные и духовные силы по этому поводу. использовать внешние источники энергии на пути к собственному бессмертию. Этому идеалу не противоречит и этика конфуцианства. где снятию подлежат. прежде всего. переживания по поводу социального неравенства. Глубина понимания и следование в направлении гармонии дают даже самому «маленькому» человеку достоинство и свободу при внешнем смирении и услужливости. Экзистенциальное противоречие «страх-страдание-незнание-одиночество» решается не в политике и экономике. а внутренне. через формирование определенного отношения к себе и внешнему миру. Основанием социальной гармонии. прежде всего. выступает правило человеколюбия по принципу взаимности (жэнь). имеющее внешнее выражение в соблюдении ритуала (ли). сыновней почтительности (сяо). учености (чжи). Достигший совершенства на этом пути становится благородным мужем (цзюань цзы) - нравственно самодостаточной и самостоятельной личностью. Уважение к существующему порядку вещей и отношений. преодоление стремления к выгоде. унижению других оказываются залогом гармоничных взаимосвязей индивидов в обществе. Как и в даосизме. гармония понимается в конфуцианстве как органичное взаимодействие частей в составе целого. которое совершенствует и укрепляет тех. кто осознает свою причастность всей системе. В целом ценность гармонии в контексте китайской традиции связывается с силой единого. непроявлен- ного. неразделенного на множество вещей начала мироздания. приобщение к которому дарует вечность и совершенство.

Как же эта ценность воплощается в общественном бытие? Назвать социально-политическую жизнь Китая. в частности. или Азии. в целом. воплощением гармонии едва ли решится хотя бы один исследователь. Такое количество кровопролитных войн, восстаний, переворотов не знала ни Европа, ни Африка, ни Америка. Это кажется парадоксальным, поскольку ведущим ориентирами общественного и личностного мировоззрения здесь выступали не свобода или права личности, а гармония и коллективизм. Или, может быть, история Поднебесной была воплощением гармонии, только не в европейском, а в китайском смысле этого понятия? Если под гармонией понимать постоянную циклическую смену состояний, в целом не разрушающую систему, а позволяющую ей быстро восстановиться после любых потрясений, то это может быть и верным. Стремление к гармонии в социуме здесь также предполагает уважение силы, с одной стороны, и понимание необходимости слабости, с другой. Смерть и разрушение - здесь рассматриваются не как зло и дисгармония, а как естественные состояния коллективной жизни. Фанатичное стремление к упорядочиванию социальной системы во имя ее гармонизации формирует диктатуры и деспотические режимы, снять страх перед которыми помогает искусство внутренней психотехники и медитации. Так, ценность при воплощении в реальность легко может трансформироваться в антиценность. Это превращение связанно, на наш взгляд, со способами реализации ценности из идеала в действительность. Если, стремясь к гармонии, общество ориентируется исключительно на насилие, а сотрудничество делает навязанным, ложным, достичь позитивного баланса оно не сможет. Если каждый индивид хочет мира и покоя в своей душе и тем самым показывает, что окружающий мир с его потрясениями для него не столь важен, то достичь гармонии в социальной сфере вряд ли окажется возможным. Стремление быть гармоничным в себе может обернуться дисгармонией при взаимодействии с другими. Коллективизм и культ семьи в данном случае выступают средствами разрешения этого противоречия, но в их основе лежит, скорее, не принцип гармонии, а принцип выживания, который умножает силы отдельной личности и позволяет ей противостоять внешним силам. Принцип гармонии в условиях социума оказывается фактором консолидирующим, с одной стороны, и жестко упорядочивающим все связи, с другой. Жесткость системы, форм управления государством и экономикой внутренне связаны с ориентиром на Гармонию всех вещей, отступление от которой граничит с преступлением. Если гармония выступает эталоном взаимоотношений между социальными группами, то неизбежно осознание необходимости своего качества и места среди других. Г армоничность отношений в обществе предполагает, что каждый должен «оставаться на своем месте» и исправно выполнять свои функции, не посягая на большее. Такая система в политической и экономической сфере может быть очень эффективной, однако, в социально-личностном измерении быть весьма далекой от «гармонии».

Таким образом, общественный принцип «гармония как источник бытия» при его реализации через насилие может утрачивать свой позитивный смысл, и сохранять лишь «природный», ценностно-нейтральный, либо полностью вытесняется в индивидуальное сознание. Недостаточная эффективность такой модели связана не столько с самой целью, сколько с ее сочетанием со средствами. Путь ненасилия для реализации гармонии не был характерен для большинства индивидов этого типа общества, что, вероятно, и вызвало негативные трансформации при воплощении этой ценности в практику. Теперь обратимся к еще одному варианту понимания гармонии, в котором ненасилие уже играет гораздо более значительную роль.

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме в)              гармония как источник бытия:

  1. Международные договоры как источники гражданского права.
  2. Федеральные законы как источники гражданского права.
  3. Как источник права.
  4. 43. Источники права. Источники украинского права. Судебный прецедент как источник украинского права.
  5. МеждУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
  6. ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛОЙ ГЭС КАК ИСТОЧНИКА АЛТЕРНАТИВНОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
  7. 1.5. Малая ГЭС как источник альтернативного энергоснабжения
  8. Глава 6. Собственная публикация как источник информаци
  9. • МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ НАУКИ: " НАУКА КАК ИСТОЧНИК БЛАГА
  10. Очерк. 1. «Киевское письмо» как источник по социальной и правовой истории Древней Руси
  11. б)              гармония как реальность
  12. в)              гармония как источник бытия
  13. г)              гармония как совершенный итог бытия
  14. д)              гармония как красота мира
  15. Практическое занятие 7 Тема. Налоги и сборы как источник формирования доходной части бюджетов Вопросы  для самопроверки
  16. § 2. Нормативно-правовые акты как источники права