<<
>>

е)              гармония как всеединство

Отдельно следует остановиться на понимании гармонии в русской культурно-философской традиции. В целом, находясь в рамках христианского миропонимания, русская философия отличается положительным отношением к земному бытию и существующему миру.

Основание этой оценки связано, во-первых, с идеей Софии, пронизывающей тварный мир и способствующей его воссоединению с Богом, во-вторых, с идеей соборности, позволяющей преодолеть неразрешимое в западной культуре противоречие «человек - общество» и, в-третьих, с идеями «всеединства» (Вл. Соловьев) и «наибольшей полноты бытия» (впервые сформулированной Лейбницем), которая утверждает за всеми участниками божественной полноты жизни «незаменимую ценность».

Софиология, разработанная в православной философской теории Вл. Соловьевым, С. Булгаковым, П. Флоренским, Е Трубецким, оказалась основанием признания гармоничности земного мироздания, эволюционирующего в направлении Абсолютного Добра. В этом смысле София оказывается теодицеей и образом «обоженного» мира одновременно. Сущность понятия Софии - то мистическая, органицистская - неизбежно приводит к пониманию наличного бытия как единственного в своем роде, уникального и тем самым бесценного. способного к совершенству. По мнению С. Булгакова. София охватывает в единое мир как данность и цель. как потенцию и воплощение. как временность и вечность. как бытие и сверх-бытие. «Она есть «непреодолимая и непостижимая грань между бытием тварности и сверх-бытием ... она есть единое-многое - все. одно да. без нет. утверждение без отрицания. свет без тьмы.»[269]- пишет он в работе «Свет невечерний». За эту всеохватность понятия Софии С. Булгакова критикует Е. Трубецкой. не желая признавать за ней ответственность в существовании зла. В свою очередь Трубецкой видит в Софии «еще не раскрытую. не выявленную до конца возможность» осуществления добра. цель которой раскрытие всей полноты не только в царстве божественных идей и «эзотерической сфере божественного сознания».

но и вечности грядущего мира пресуществления человечества[270]. Несмотря на критику. принципиального различия между такими подходами нет. София - условие приятия мира как целостности. органического единства всех тварей и Творца. тем самым оказывается в «русской идее» вариантом гармонии мироздания.

Гармоничность характеризует и отношения человека в обществе в контексте теории соборности. От Хомякова до Лосского и Бердяева идея соборности все больше углублялась в направлении персонализма. но это не изменило ее главной особенности - отношение к миру как «своему». «живому» целому. Идея соборности. опираясь на две важнейшие составляющие - свободу и любовь к Богу. соединяет индивидуальность и род не внешними. но внутренними. имманентными связями. Гармония соборности есть преодоление чуждости по отношению к социуму. где все индивиды являются «членами тела Христова». Внутреннее созвучие. согласованность опираются на готовность каждого человека жить жизнью целого и тем самым сохранить индивидуальность в множественности. в коллективном поиске спасения.

Идея наибольшей полноты бытия. пронизывающая русскую религиозную философию XIX-начала XX веков также может быть понята как основание ориентированности на гармонию. В этом смысле гармония оказывается единством возможного и реального. индивидуального и всеединого. Что касается зла. как составляющей нашего мира. то его присутствие понимается как возможное только во времени. как борьба. которая окончится с самоопределением твари в момент Божьего суда. Тогда. по словам Вл. Соловьева. осуществится «положительное всеединство». Трубецкой уточняет: «в вечности зло перестанет быть действительным: бессамостные призраки не борются. потому что они не живут. их жизнь - не настоящее. а навеки погибшее. прошедшее»[271]. Таким образом. идея гармонии мира. в понимании русских религиозных мыслителей. включает не двойственность добра и зла, жизни и смерти, а двоичность творца и творения, идеального и реального, духа и материи.

Наиболее ясно эту идею сформулировал Ф.М. Достоевский, который видел в гармонии разрешение противоречий, раздирающих мир, общество, человеческие души. Гармония для него это красота, искусство, которое необходимо больше, чем дисгармоничный мир: «Потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, т.е. когда наиболее живет, потому что ищет и добивается; тогда в нем и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие»[272]. Характерно, что красота осмысливается им как духовность и соединяется с понятием добра и свободы, и в этом смысле идеал гармонии становится не только эстетическим, но этическим и социальным. Г армония выступает не признанием двойственности зла и добра, а вариантом преодоления зла каждым, кто предпримет внутреннее духовное усилие преодолеть эгоизм и жить во благо других. Отрицание эгоцентризма, не умаляют силы и свободы личности, но направляют ее помыслы и поступки по пути самоотверженности. И трагическое, состоящее в отдании себя, самокритичности и даже уничижении, не только не означает дисгармонии, а напротив, выступает ее смыслом и основанием. Трагическое пронизывает отношения внутренне высоко развитой личности и пошлого мира, и гармония в этом аспекте состоит в согласии с собой, верности собственным ценностям (Алеша Карамазов, князь Мышкин). Противоречивость мира не самоценность, но условие смысла в процессе совершенствования и приближения добра. Г армония, в понимании русского мыслителя, состоит не в дополнительности творчества разрушением, добра - злом, силы - упадком, она - в реализации триединого идеала Красоты-Добра-Истины, возможного только через осмысленное преодоление этого дуализма и никак не иначе.

Гармония в отечественной традиции ценность нравственно-эстетическая, но претендующая на всеобщность. Через гармонизацию субъективной реальности должна осуществиться гармонизация общества. Воплощение этой идеи, как известно, не состоялось, однако, он оказала свое влияние на историю России. Общественное развитие долгое время отличалось молодинамичностью, инертностью, консерватизмом, идейной основой которых был христианский органицизм. Понимание общества как соборного организма способствовало гармонизации социальных отношений, но не остановило развития революционной традиции, связанной с идеей классового антагонизма.

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме е)              гармония как всеединство:

  1.   СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 
  2. 8. Заключение
  3. Социализм как положительное учение
  4. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  5. 2.С. Л. ФРАНК
  6. Глава XVIII.Л. П. КАРСАВИН
  7. Содержание
  8. а)              понятие гармонии в ценностно-экзистенциальном контексте
  9. б)              гармония как реальность
  10. в)              гармония как источник бытия
  11. г)              гармония как совершенный итог бытия
  12. д)              гармония как красота мира
  13. е)              гармония как всеединство
  14. 2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке “серебряного века”
  15. §3. Текстоморф —о- как словообразовательная доминанта
  16. II.11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В.
  17. 2.1. Религия как одна из составляющих русской культуры
  18. Философия развивающейся гармонии - основа ноосферного (антропокосмистского) мировоззрения Philosophy of Developed Harmony as Foundation of Noosphere (Antropocosmic) World Outlook
  19. ГАРМОНИЯ В КОРНЯХ С ЭПЕНТЕТИЧЕСКИМ ГЛАСНЫМ
  20. ГАРМОНИЯ ГЛАСНЫХ В ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ И ФОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АССИМИЛЯЦИИ*