<<
>>

а)              понятие гармонии в ценностно-экзистенциальном контексте

Понятие «гармония» в данном исследовании имеет предельно широкое значение, не ограничивающееся исключительно эстетической и даже этической сферами. Гармония выступает как ключевая онтологическая и антропологическая категория, характеризующая способ соподчиненности и включенности внутреннего и внешнего уровней бытия индивида (общества).

Ориентир на гармонию в этом смысле означает не только эмоциональное переживание и чувственно-образное ощущение прекрасного как органически целостного, но и интуитивное или рациональное представление о возможности вхождения в состав бытия не в качестве «чуждого» компонента, а как необходимой составляющей некоего единства. Гармоничность как свойство мира и способ его особого восприятия характеризует онтологическое и гносеологическое своеобразие двуединого процесса развития отношений человека и мира.

Гармония как метафизическая и экзистенциальная категория включает в себя ряд составляющих идей: 1) соответствие эссенции экзистенции; 2) взаимообусловленность внешнего и внутреннего факторов; 3) равноправность и соразмерность всех компонентов целостности, каждая из которых необходима для единого совершенства; 4) отсутствие «чуждых» компонентов, их принципиальная невозможность; 5) преодоление (или незнание) разграниченности, противоречия, враждебности элементов в составе целого; 6) покой и равновесие как не искание новых качественных перемен. Устремление к подобным ориентирам может иметь множество форм, например таких как: бессознательное представление о реальности как гармонии (вариант тождества), интуитивное, иррациональное постижение гармонии как изначального, подлинного бытия, возвращение к которому является целью совершенствования (теория начала), рациональное и мистическое осознание гармонии как возможного итога, небытия, не существования (теория финала). И если первый «вариант тождества» в большей степени характерен для истории «народов природы» и народов цивилизации периода архаики, то «теория начала» - для истории дальневосточных народов, а «теория финала» - для народов Индии.

Следует подчеркнуть, что, говоря о гармонии, в литературе нередко могут употребляться термины «совершенство», «благо». В нашем исследовании гармония не связана исключительно с позитивным этическим смыслом. Гармония выступает состоянием, предшествующим или преодолевающим всякое противопоставление, в том числе и дуализм добра и зла. Поэтому, строго говоря, «этическое» наполнение понятия гармонии абсурдно, ибо этика развивается в рамках альтернативы добра и зла. Г армо- ния - не идеализация бытия, а выражение не расчленяемого, лежащего вне абстрактного логического осмысления отношения к объекту, вызывающему любовь и ненависть, благоговение и страх, желание и отвращение - одновременно. Поэтому утверждение о том, что те или иные общества обнаруживают стремление к гармоничному восприятию себя в мире, не означает их этической, нравственной идеализации. Еще раз отметим, что гармония выступает не столько этическим, сколько онтологическим и антропологическим понятием. Первобытные общества выражали (и на примере современных изолированных народов продолжают выражать) стремление к гармонии, балансу отношений с внешней природной средой и внутри сообщества, исходя из биологической, естественно-природной взаимосвязи социума и ландшафта. Подобный «органицизм» - результат преобладания и доминирования экологического фактора над антропным и социальным. Что касается мировоззрения традиционного типа цивилизации, в частности даосизма, конфуцианства, синтоизма, форм индуизма, буддизма и джайнизма, то стремление к гармонии здесь выступает отражением преобладания духовного ориентира развития по отношению к материальному (биологическому и экономическому). Это стремление - не интуитивное дологическое миропонимание, а философская рефлексия, имеющая своим следствием попытку восхождения к пониманию бытия как единства, после осмысления его двойственности. Поэтому понятие гармонии для народов цивилизации качественно отлично от его аналога у «народов природы». Незнание логического «расщепления» (по Ницше «рассечения») явлений и свойств на благие и злые не может быть тождественным преодолению их знания. Поэтому справедливо будет назвать гармонию как ценность для народов природы первичной, базальной, естественной, а гармонию как ценность общества цивилизации синтетической, обретенной, искусственной (от искусства - как итога совершенствования). Разумеется, каждое из понятий будет иметь в отдельных случаях свою специфику, несмотря на то, что терминологически они могут совпадать.

Прежде всего, обратимся к исследованию гармонии в ее первичном значении, имеющем место в мировоззрении народов гомеостатических обществ и представляющего «вариант тождества».

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме а)              понятие гармонии в ценностно-экзистенциальном контексте:

  1. Н. А. Заболоцкий
  2. Содержание
  3. б)              традиционный и инновационный типы цивилизации
  4. а)              понятие гармонии в ценностно-экзистенциальном контексте
  5. в)              гармония как источник бытия
  6. 6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика ценностного фактора
  7. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  8. Учение об отрешённости как антропософский модус метафизики Мастера Экхарта
  9. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  10. Тема 8. Основные понятия о праве
  11. Тема 8. Основные понятия о праве
  12. 3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право