<<
>>

6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика ценностного фактора

Особенностью философского знания является способность взаимного перехода концептуальных учений в методологические. Это в полной мере касается и аксиологии. которая проявляет себя не только как теория ценностей.

но и представляет особый метод исследования и анализа бытия с позиции отнесения к ценности. Применение этого метода не было характерным для классической рациональной философии. а также для научной философии в виде марксизма или позитивизма. что. возможно. и стало одной из причин кризиса подобных теорий в современную постнеклассическую эпоху. Попытка стремления к безоценочным суждениям. выступающая характерной чертой научного знания. была предпринята философами для противостояния религиозному мировоззрению еще в Новое время и привела к тому. что после синтеза философии и теологии был намечен новый синтез философии и науки. Результаты этого процесса хорошо известны. и именно они во многом предопределили дальнейшее стремление философского знания к самостоятельному существованию и развитию. Антигуманизм. антиэкологизм как следствия развития классической рациональности и безоценочного научно-философского знания стали причинами острого кризиса последнего века второго тысячелетия. что способствовало как возникновению существенных перемен в самой фундаментальной и прикладной науке. так и демаркации философии от науки в целом.

Проявлением этих перемен стало внесение антропологического. субъективного. ценностного методов в качестве важнейших в философское знание. а в ряде случаев и в науку. В данном случае речь не идет о том.

чтобы все процессы и явления изучались и оценивались с точки зрения пригодности и полезности для человека, - эта позиция оказалась в достаточной степени претворенной в жизнь и уже привела к своим последствиям. Перемены связаны с осознанием необходимости включения нравственного, духовного знания в структуру знания рационального, научного.

Однако новой системы ориентиров для гармоничного, устойчивого, бескризисного развития пока нет, и их поиск обусловил необходимость повышения интереса к самому исследованию ценностей индивидуального и общественного бытия, поскольку именно им принадлежит роль направляющей силы в процессе становления нового качества.

В то же время теоретическое понимание и изучение ценностного фактора развития еще не имеет достаточного освещения в контексте современного философского мировоззрения. Если само понятие ценности и ценностных ориентиров были объектом пристального внимания в европейской и отечественной философии, то дефиниция, анализ и оценка ценностного фактора в развитии еще не получили достаточно разработанной теории. Вместе с тем применение ценностного метода или подхода к пониманию развития в целом требует решения этой теоретической проблемы с учетом всех особенностей современной эпохи, не имеющей аналогов в известном нам прошлом.

Что представляет собой современный ценностный подход в понимании бытия в целом и истории человечества в частности? Ответ на этот вопрос необходимо начать с изучения ценностного фактора, утверждение ведущей роли которого и составляет в самом общем виде суть ценностного подхода.

Сложная внутренняя структура ценности, включающая в себя субъективное и объективное, материальное и духовное не позволяет однозначно отнести ценностный фактор к какой-либо отдельной группе материальных, идеальных, биологических и других движущих сил процесса изменения и развития. Многоуровневость и включение свойств различных изолированных принципов в единую синтетическую основу составляет одну из наиболее ярких особенностей ценностного фактора.

Включенность такого компонента ценности как переживание, понимаемого как предпочтение на основе субъективных особенностей личности, таких как любовь, ненависть, страдание, радость и т.д., делают ценностный фактор, в достаточной степени, относительным и обусловленным целым рядом индивидуальных и коллективных психологических, волевых, нравственных, интеллектуальных качеств и свойств.

В то же время теоретическое исследование ценностного фактора становится возможным и необходимым, в той же степени, как и возможность самопознания, выступающего в данном случае главной и определяющей предпосылкой этого процесса. Отнесенность к субъекту, спроецированность на его восприятие, оценивание и понимание мира составляет, таким образом, следующую важнейшую особенность ценностного фактора.

В силу того, что ценности, являясь ориентиром жизнедеятельности и развития, указывают определенное направление процесса изменения, выступая тем самым своеобразным проектом будущего в настоящем, ценностный фактор позволяет понять связь отдельных циклов или эпох становления бытия, осмыслить настоящее в его связи с прошлым и контролировать будущее через направление настоящего. Тесная связь ценностного фактора с временным и историческим параметрами является в этой связи его следующей особенностью.

В отличие от других движущих сил ценностный фактор указывает не на природу источников изменения, а на направление изменения, движение по которому осуществляется с помощью материальных и идеальных, биологических и социальных импульсов. При этом взаимосвязи ценностного и других факторов могут быть различны. Так, с одной стороны, он может быть обусловлен географическим или экономическим фактором, а с другой, позволяет понять ориентир движения, осуществляемого под влиянием этих факторов. Но в чем же тогда собственный потенциал и сила ценностного фактора? Именно ценности становятся той причиной ради которой потенциальные разнородные силы и факторы проявляются вместе, многократно усиливая друг друга. В стремлении к утверждению или воплощению ценности происходит сосредоточение, в процессе которого все слабые и сильные импульсы и факторы начинают работать в одном направлении. Монотонный физический труд, добыча пищи, спортивная тренировка, выполнение логической задачи - любая деятельность оказывается многократно ускоренной и качественно усиленной, если оказывается связанной с ценностным (смысло-значимым и наполненным субъективным переживанием) стимулом.

Утверждение ключевого значения ценностного фактора, таким образом, не отвергает роли иных движущих сил в процессе развития, оно, скорее, предполагает их присутствие и проявление как необходимых потенций. Но именно ценностям отводится ведущее значение в понимании причин качественных сдвигов, когда внешнее обусловленное соединяется с внутренним субъективным. Таким образом, ценностный фактор это источник, соединяющий в себе эмоциональные, волевые, нравственные, интеллектуальные и мистические способности человека или совокупности индивидов, выражающий субъективно-значимое стремление к осуществлению определенной цели. Аккумулирование различного рода духовных и физических способностей в едином направлении многократно усиливает возможности каждой из них в отдельности. Поэтому деятельность, осуществляемая в направлении к ценности качественно отлична от «ценностнонейтрального» поведения. Субъект обладает ценностным отношением как потенцией к изменению и совершенствованию бытия, также как бытие обладает различными качествами. открытыми индивиду. Если изменение происходит случайно. автоматически. без направляющей цели. оно стремиться к хаосу. Если имеет место внутренняя мотивация и осуществляется неслучайный выбор среди равных возможностей. неизбежно влияние ценностного фактора.

В истории человечества в различные эпохи развития с большей или меньшей силой проявлялись то одни. то другие движущие силы. Абсолютизация какой-либо из них была характерной чертой всей классической социальной философии. но современный период постнеклассического мировоззрения внес свои коррективы. Наиболее успешным оказывается применение многофакторного подхода к анализу исторического процесса. который исходит из признания роли различных движущих сил. усиливающихся или ослабевающих в различных эпохах. Ценностный фактор в этом контексте может играть как вспомогательную. так и ведущую роль. не умаляя значения биологического. социального или экономического детерминизма. От эпохи к эпохе роль ценностного фактора в наибольшей степени проявлялась в кризисные. критические. пограничные периоды развития. когда фактор значимости и переживания становился выше. чем в периоды созидательного количественного накопления. Современная же эпоха отмечена многомерным кризисом. в том числе и в отношении ценностных ориентиров прошлого. Поэтому ценностный фактор становится одной из главных движущих сил и его недооценка в этом качестве способна привести как к самым пессимистическим прогнозам. так и иллюзорно необоснованным надеждам. Ценностный фактор показывает меру. в которой окружающий мир обусловлен человеком. меру субъективиации бытия.

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме 6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика ценностного фактора:

  1. 1.8. Классификация основных подходов к пониманию ценности
  2. 6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика ценностного фактора
  3. в)              экзистенциальная сущность ценностного фактора
  4. Материалистическое понимание истории
  5. Тема 24. Материалистическое понимание истории
  6. 3.1. Методологические подходы к пониманию сущности и назначения государства
  7. 2. "НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ": МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ КАК ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА И МЕХАНИЗМА ОТЧУЖДЕНИЯ
  8. Модель понимания истории и Политическое
  9. Ценностный подход трех парадигм истории применительно к истории России
  10. 7. Материалистическое понимание истории
  11. 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод
  12. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие
  13. Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
  14. 11.1. _Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории.
  15. Материалистическое понимание истории можно резюмировать таким образом:
  16. § 7. Глобально-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории
  17. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие