<<
>>

г)              ценностный метод в познании

Ценностный подход к пониманию природного. общественного и индивидуального бытия предполагает оперирование собственными методами. Использование ценностного метода в исследовании исторической и социальной реальности предполагает выявление ценностной доминанты в процессах изменения, направления, в котором осуществляются те или иные перемены.

Это позволяет понять, а не только описать историко-социальный феномен или факт, выявить его смысл, а, следовательно, его сильные и слабые стороны. Если экономический, психоаналитический, волюнтаристский, географический и другие методы позволяют ответить на вопрос «по какой причине происходит то или иное явление?», то ценностный фактор дает возможность ответить на вопрос «во имя чего оно происходит, и какой смысл в этом содержится?» Ценностный фактор относится к разряду логических методов, позволяющих анализировать сущность явлений, исходя из осмысления отношения субъектов к реальности в целом и ее отдельным проявлениям в частности.

Практическое использование ценностного метода предполагает: 1) выявление ведущих (доминирующих) и вспомогательных ценностей, характерных для предмета исследования (общества, эпохи, социальной группы или личности); 2) анализ самих ценностей (консервативные - прогрессивные, духовные - утилитарные, всеобщие - частные, внутренние - привнесенные, конструктивные - энтропийные, устойчивые - временные и т.д.); 3) изучение структуры ценностной иерархии (в том числе характера взаимосвязей отдельных ценностей); 4) поиск субъектов ценностей (если речь идет о ценностях общественного бытия), характеристика их индивидуальных способностей и качеств, определение меры их влияния на общество, механизмов воздействия, отношения к ним общественных сил; 5) сравнение изучаемых ценностей с ценностями предшествующего периода, выявление и оценка тенденции их изменений; 6) создание аксиологической картины исторической эпохи (или определенного типа общества), исходя из соединения ценностей отдельных исторических субъектов и социальных групп (как равновесной при суммировании векторов); 7) осмысление влияния ценностей на характер экономических, социальных, культурных и иных отношений.

Применение ценностного метода помогает понять не только смысл явления, но и его динамику. Ценности как ориентир деятельности субъекта выступают смысло-значимыми целями, в направление к которым суммируются все способности и силы. Их анализ позволяет понять тенденции в исторических и социальных процессах, выявить их закономерность и возможные следствия.

Применение ценностного метода возможно в философских, исторических, социологических, антропологических исследованиях. Посредством его использования достигается более глубокое понимание своеобразия данного типа общества (эпохи), видение его мировоззренческой, духовной атмосферы, понимание смысла и направленности социально-экономических изменений и процессов, осознание роли личности в общественных явлениях, прогнозирование вероятных перспектив общественного развития. Это позволит более обстоятельно изучить упрощенные в историческом материализме, психоанализе и волюнтаризме отношения между материальной сферой и духовной жизнью индивида, общества в целом. Этот подход применим как для описания макропроцессов, построения общих моделей истории, так и при изучении конкретных исторических явлений и процессов. Историческая и социальная реальность с позиции ценностного подхода оказывается тесно связанной с психологией, этикой, религией, философской рефлексией. Этого не следует опасаться, помня, что именно человек и выступает творцом этой реальности. Декларируя единство взаимосвязи внутреннего и внешнего, свободы и необходимости, современная социально-историческая наука во многом продолжает традиции прошлого, относя на периферию исследования проблемы ментальности, духовной жизни, творчества, мировоззрения. В этой связи применение ценностного подхода оказывается возможностью антропологического видения истории, социологии, культурологии. Антропологическое видение не означает сведения всех проблем к природе человека, оно предполагает отношение к личности как важнейшей составляющей социального бытия, способной (потенциально, но не всегда реально) воздействовать на объективные процессы в экономике, политике, культуре и даже в природе.

Духовные способности личности, сведенные исключительно к процессу познания, оказались недооценеными диалектическим материализмом, позитивизмом, современной наукой. Их роль определялась как второстепенная и дополняющая трудовую деятельность. Из всего многообразия духовных способностей наукой позитивно оценивалось только познание и творчество. В то же время создание ценностей, идеалов, интуитивная и созерцательная сферы, религиозность, нравственность не рассматривались как самостоятельные, творческие силы, способные преобразовывать реальность. Пренебрежение к этим сферам в научной области оказало влияние и на ослабление их развития в действительности. Осмысление энергетической, движущей роли духовного в развитии личности, общества, природы выступает одной из важнейших задач применения ценностного метода в изучении реальности.

Применение ценностного метода способствует развитию «открытого общества» и «открытой истории», позволяющих осознать ценность каждой личности и каждого социального типа без утверждения тотального синтеза и подчинения традиционного пути развития динамическому. Это позволит «реабилитировать» для познания маргинальные слои социума, по-новому осмыслить роль ненаучных форм сознания и мировоззрения, демократично оценить достижения различных этносов и эпох. Ценностный метод предполагает, что в философии истории, как и в любом знании об обществе нет «периферии» для познания. В то же время именно этот метод позволяет придать этим знаниям гуманистическое звучание, утверждая не только ценность, но и ответственность каждого в истории.

Современная эпоха, отличающаяся безостановочной переоценкой ценностей, не умаляет роли ценностного метода в исследовании своих феноменов. Если не стремиться выявить ключевые ориентиры жизнедеятельности личности и общества. современные сверхдинамичные процессы изменений превращают нашу картину мира в хаос и нагромождение случайных перемен. Исследование ценностной динамики. основных тенденций в эволюции ценностных ориентиров - одна из наиболее актуальных сторон современного социально-философского познания.

При этом необходимо учитывать тот факт. что отдельные виды ценностей более динамичны (политические. правовые. культурные. экономические). по сравнению с другими (этическими. религиозными. экзистенциальными) и изучать их влияние на общий ход социального процесса необходимо в связи с особенностями их проявления. Ценностный подход не позволяет доминировать в познании какой-либо одной мотивации. например. экономической. он предполагает исследование каждого уровня отношений в обществе как играющего свою «неотчуждаемую» и незаменимую роль в единой картине реальности. Ценностный подход. поэтому не означает морализации или эстетизации истории. как преобладания этических или эстетических ценностей и признание их доминирования. Он стремиться к выявлению роли каждого фактора. связанного с реализацией смысло-значимых отношений личности (общества) к бытию и к анализу их влияния друг на друга. Введение ценностного метода в арсенал современного социально-философского анализа позволит сформироваться особой отрасли познания реальности - аксиологии истории. позволяющей наиболее полно исследовать взаимодействие духовного и материального. социального и онтологического в общественном процессе.

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме г)              ценностный метод в познании:

  1. 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  2. 1 МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
  3.   1 МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
  4. § 4. Методы , научного познания
  5. г)              ценностный метод в познании
  6. д)              субъективность ценностного метода: недостаток или достоинство?
  7. в)              ценностный метод в социологии
  8. г)              ценностный метод и философская антропология
  9. ЛОГИКА, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  10. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ.
  11. 14.Методология теории государства и права(система подходов и методов научного познания Г и П)