<<
>>

14 Теория познания. Процесс познания, структура и специфика. Формы и методы научного познания

Теория познания (гносеология) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания.

Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление – эпистемология – учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию. Основная проблема гносеологии – проблема объекта и субъекта.

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся

наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент – изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение – определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

сравнение – выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся

анализ – процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т. д. );

абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования – абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.

д. );

формализация – отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т. д. );

аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

моделирование – создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

идеализация – создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

дедукция – движение от общего к частному;

индукция – движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе – теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы – это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

<< | >>
Источник: Ответы к экзамену по Философии. 2016

Еще по теме 14 Теория познания. Процесс познания, структура и специфика. Формы и методы научного познания: