<<
>>

Философская методология и научный метод познания.

Философская методология и научный метод познания не­разрывно связаны между собой. Метод вооружает ученого сис­темой принципов, правил, приемов, руководствуясь которыми, он целенаправленно идет к поставленной цели в познании.

Ме­тодология, изучая возможности познавательной человеческой деятельности, вырабатывает на этой базе способы и методы продуктивного осуществления научного познания. Сердцеви­

ной научной методологии является философия. Она предпола­гает не только мировоззрение, но и одновременно критическое раздумье об основаниях построения самой науки. Поэтому она является общей методологической основой и духовно-нравст­венным критерием всей культурной жизни людей. Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки в познании, которая служит для заполнения пробелов, постоянно возникаю­щих в связи с недостаточной степенью изученности тех или иных проблем природы, общества и человека. Именно в сфере философии учеными формируются мировоззренческие и мето­дологические истоки (основания науки). «Философская методо­логия как учение об общем методе познания мира есть особая сфера духовной культуры, - утверждал Н.А. Бердяев, - отлич­ная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодей­ствии с ними» [13].

К задаче философско-методологического осмысления нау­ки, ее мировоззренческих функций добавляется необходимость учета старых и создания новых аксиологических идеалов и нравственных норм. Философия призвана обосновывать совре­менный статус науки, поддерживать ее социальную роль в культуре человечества. Нацеленная на углубленное осмысление и понимание накопленных науками знаний, философия создает творческую атмосферу, способствующую настрою ученых на последующее практическое использование научных открытий. Если наука сосредоточена на познании природы вещей, пред­метов и явлений, существующих объективно, то философия фиксирует внимание на субъективной оценке всех научных достижений, учитывает личностное к ним отношение, что про­тивопоказано науке (она, по словам Эйнштейна, сторонится всего эмоционального).

В философии, при всем ее интересе к объективному миру природы, субъективное начало играет очень важную, если не сказать первостепенную, роль, то есть является необходимым компонентом процесса познания бытия.

Философское осмысление новейших методов научного по­знания и обоснование аксиологического наполнения творческо­го труда исследователей обусловливается общественной по­требностью в осознании безопасности динамично развиваю­щейся современной науки. Философский подход к познанию и преобразованию мира получил свое первичное объяснение в научно-философских учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта. Сущест­

венный вклад в развитие философской методологии науки вне­сли И. Кант и Г. Гегель. Они впервые обратили внимание на специфический характер философского подхода к познанию, на его принципиальное отличие от методов конкретных (частных) наук и несводимость к ним. Г. Гегель подчеркивал, что метод в познании всегда есть движение, развитие науки, и поэтому он не может разрабатываться вне связи с методологией новейших философских систем. Так, марксистская методология исходит из того, что в основе научных методов познания лежат объек­тивные законы природы и общества. Значение научно-фило­софской методологии постоянно возрастает в связи с теоретиза- цией всех наук, в том числе биологии и медицины.

Философия становится сегодня общепризнанной методо­логией не только для научного, но и для всякого иного позна­ния действительности. Методы научного познания - это фило­софские основания любой исследовательской деятельности и творческой работы мысли ученого. Они нужны для объяснения природного и человеческого бытия в его нынешнем состоянии и предшествующей истории. Зарождение теоретических мето­дов науки фактически началось с критики старых методов по­знания, с сомнения в истинности его результатов. «...Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью», - таков был принцип Декарта [14]. Впервые теоретическая наука стала пользоваться «единым» методом беспристрастного постижения мира, названным «универсаль­ной математикой», в Новое время.

Этот метод, как объяснял сам его автор (Декарт), мог и должен был превратить познание естественных процессов, происходящих в природе, в организо­ванную, заранее спланированную научную деятельность уче­ных. Образно говоря, этот метод впервые превращал научное познание в самостоятельную отрасль «производства» новых идей, точных знаний. Единый научный метод позволял ученым лучше ориентироваться в проблемах познавательной практики, а главное - нацеливал их не на отдельные исследования, а на движение «сплошным фронтом», не оставляя лакун или пропу­щенных звеньев, как это было прежде.

Высоко оценивая роль трудов Декарта в развитии метафи­зической методологии научного познания, Гегель, однако, на­звал его метод совершенно неудовлетворительным. Дело в том, что у Декарта, по мнению Гегеля, даже само слово «филосо­

фия», как, кстати, у многих других мыслителей, имело «неопре­деленной смысл познания посредством мышления, рассужде­ния...». «Мы видим, - разъясняет Гегель, - что в метафизике Картезия появляется наивнейшим образом совершенно эмпири­ческое рефлексирование и рассуждение, исходящее из основа­ний, из опытов, фактов, явлений, и мы, читая эти рассуждения, отнюдь не настраиваемся на спекулятивный лад. Говоря более определенно, строго научный элемент этой философии состоял в методе доказательства, представляющем собой тот метод, ко­торый издавна уже применялся в геометрии, и в обычном спо­собе формально-логического умозаключения» [15]. В таком же плане, но ссылаясь на возрастание спекулятивного способа фи­лософской мысли, Гегель характеризует учения Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте и Шеллинга. В философских рассуж­дениях этих мыслителей речь идет о поиске метода познания сущего как раз потому, что изменилось само понимание под­линного знания.

Исходя из этого, Г. Гегель энергично высказывается про­тив абсолютизации рассудочного метода в науке Декартом и другими учеными, который не соответствует требованиям кон­кретного научного и философского исследования.

Гегеля не удовлетворяет рассудочный метод в философии и теоретиче­ской науке потому, что он необоснованно разрывает анализ и синтез, индукцию и дедукцию и придает им абсолютное значе­ние в их раздельности. У Гегеля эти способы познания объеди­няются в едином диалектическом методе. Понятно, почему «эмпирическая» и «рациональная» психология не в состоянии была понять психику человека как единый, живой, диалектиче­ски развивающийся процесс.

Научные методы познания целиком исходят из философ­ской методологии. Но все они имеют и свою частную специфи­ку. Так, гипотетико-дедуктивный метод, смысл которого состо­ит в том, чтобы на основе создания целостной системы дедук­тивно связанных между собой теоретических гипотез, в конеч­ном счете, выводить научно-теоретическое суждение о разно­образных эмпирических фактах, ориентирован прежде всего на описание формальной структуры «готового знания» и его форм в отвлечении от их генезиса и развития.

Аксиоматический метод формирует научную теорию в ви­де системы аксиом путем применения специфических дедук­

тивных правил и норм доказательства. Аксиоматические по­строения кажутся строгими и достаточно привлекательными. Постижение теоретических методов познания освещает иссле­дователю путь в научной деятельности. Теория, особенно в со­временную эпоху, как правило, опережает практику. Так, хоро­шо владея теоретическими методами, всемирно известный рус­ский физиолог И.М. Сеченов объяснил «логику» внутреннего (духовного) мира человека. В своей гипотезе, изложенной в ра­боте «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 году, он теоретически заключил, что психическая деятельность человека выражается во внешних признаках. И.М. Сеченов наметил пути аксиоматической проработки новых законов, указав на пер­спективность исследования рефлекторной деятельности голов­ного мозга. Сам факт теоретической познаваемости психиче­ской деятельности он увидел в том, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть реф­лексы».

Сеченов и мышление дедуктивно расценивал как пси­хический рефлекс с задержанным внешним выражением. Буду­чи рефлекторной, психическая деятельность, считал ученый, как живой процесс зависит от воздействующих на человека внешних факторов - социально-природного бытия.

Не все теоретические методы И.М. Сеченова сегодня акту­альны. Однако его работа «Рефлексы головного мозга» изучает­ся с большим интересом и в наше время. Этот труд содержал много научных методик и философских идей. И пусть он носил несколько умозрительный характер и не имел солидного факти­ческого и так необходимого экспериментального подкрепле­ния, бесспорно одно: именно с него началось научно-философ­ское, метафизическое изучение человеческой психической дея­тельности, в частности тех ее проявлений, интерес к которым определил задачу современного фундаментального раскрытия тайны мышления человека, его разума, постигающего истину (законы мира) и творящего мир.

Весьма важной особенностью философии науки является диалектико-материалистическое понимание истины как процес­са и результата познания. Истина - первоначально у Бэкона и Декарта, затем у Канта и Гегеля, а позже у Маркса и Ленина - обретает методологически отточенный характер. Теперь она уже постоянно редуцируется к деятельно-операциональной правильности, к практике. В силу этого истина сама оказалась

системой упорядоченных процедур производства и распределе­ния ученым теоретически обоснованных и экспериментально подтвержденных положений, выводов и суждений. Ученые ре­шают тем самым главную свою научную задачу - проверяют все эти положения, выводы и суждения на практике. Следова­тельно, именно в практике ученый «должен доказать истин­ность, то есть действительность и мощь, посюсторонность сво­его мышления» [16]. Однако из этого не следует, что истина об­ретает свой предельный критерий только в практике. Как и вся­кая человеческая деятельность, практика не свободна от всяко­го рода заблуждений. Признание практики критерием истины вовсе не умаляет значение теоретического доказательства.

Практика, каковы бы ни были ее форма и уровень развития, по­стоянно подвергается «теоретической критике».

В последние десятилетия значительно больше стало уде­ляться внимания как традиционным, так и нетрадиционным ме­тодам познания мира, пересмотру сложившегося образа и куль­турного статуса строгой науки. Этот пересмотр характеризует различные направления поиска истины наукой и ее отношение к ненаучному знанию. Отмечается не только остро негативная реакция немалой части ученых-естествоиспытателей на ненауч­ное знание, но и позитивная оценка гуманитариями ненаучных форм познания как способа выхода из «интеллектуального ту­пика», в который якобы завела человечество классическая нау­ка.

Философия придает всем научным знаниям особый жиз­ненный смысл и социально-нравственное звучание. Поэтому в науке утвердились две важнейшие ценности. Первая - научная истина, вторая - мораль, нравственная атмосфера. Последняя создается учеными, причем очень незначительным их количе­ством, буквально единицами. Конечным результатом исследо­вательской научно-познавательной деятельности становятся теории, законы, технические и технологические разработки на их основе.

3.5.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философская методология и научный метод познания.: