<<
>>

Философские проблемы науки.

Философские проблемы науки в контексте плюрализма со­временных учений и монизма научной истины становятся все более актуальными и все более значимыми в познании бытия. Назначение философии состоит в глубоком осмыслении всеоб­

щего в познавательной деятельности человека.

Современная философия науки анализирует научную деятельность во всех ее основных аспектах. Во-первых, как генерацию нового знания об исследуемых объектах. Во-вторых, как применение этих зна­ний в различных областях социально-культурной жизни людей. И в-третьих, как функционирование и совершенствование всех способов и методов организации науки, которые ныне характе­ризуют ее как специфический социальный институт бытия че­ловечества. Философия науки занимает некое промежуточное положение между философией и наукой, извлекая из истории их совместного развития материал для своих теоретико-методо- логических обобщений. Такой подход предполагает внутрен­нюю взаимосвязь методологии и гносеологии, логики и психо­логии, культурологии и социологии.

В истории научного познания бывали периоды, когда каза­лось, что рушится абсолютно все привычное и устоявшееся. Новые научные открытия отвергали признанные в прошлом «истины». Недоверчивым становилось и отношение к научной деятельности. Поэтому всегда старые представления и понятия, выработанные наукой, не только подправляются, но и ради­кально обновляются. Возьмем, к примеру, отношение к законам Ньютона. Почти 300 лет считалось, что ученый открыл глаза человечеству на причины движения тел в Космосе, дал оконча­тельное определение силам, удерживающим небесное тело на орбите. Однако в 1905 году А. Эйнштейн опубликовал свой по­истине революционный труд, посвященный так называемой теории относительности, и камня на камне не оставил от нью­тоновской теории, основанной на принципах неизменности вре­мени и движения. Согласно Эйнштейну, во Вселенной только одна неизменная величина - скорость света.

Это радикально из­менило научные представления о материи, пространстве, вре­мени, движении, показав их глубокую взаимосвязь.

Действительно, наука в XX веке пережила весьма серьез­ные трансформации, которые еще не осмыслены философски. Заметно лишь, что сформировался слой так называемого обще­научного знания, включающий кибернетику, системный ана­лиз, теорию самоорганизации, биомедицину, биоэтику и т.д. Каковы же функции и место этого слоя в структуре науки? Ка­ков его гносеологический статус? Разумеется, ученые не могут до конца быть уверены в том, что мир действительно таков, ка­

КИМ он видится в свете новых научных открытий. Но можно утверждать, что в значительной степени ньютоновское истол­кование является верным, хотя вывод И. Ньютона, касающийся притягивающихся масс, не соответствует истине. Между тем именно благодаря закону всемирного тяготения были открыты две планеты - Нептун и Плутон. Его и сегодня используют при расчетах скоростей для запуска космических кораблей.

Философы и ученые-теоретики полагают сегодня, что Солнце и планеты нельзя рассматривать как инертные массы. Эти и другие космические тела состоят из тех же элементарных частиц, которые известны на Земле. Последние же, как извест­но, имеют электрические заряды. Подсчитано, кстати, что элек­трическое поле земной поверхности - 130 вольт на метр. А пол­ный заряд Земли равен почти 570 тысячам кулонов со знаком минус. Установлено, что у Солнца заряд положительный. К то­му же он на несколько порядков превосходит заряд всех пла­нет. Возникает следующая картина: сильный плюс в центре Солнечной системы и маленькие минусы на периферии. Таким образом, заряженные массы притягиваются не чем иным, как электромагнитными силами.

Итак, Космос имеет единое электромагнитное взаимодей­ствие. Гравитация - это лишь одна из его форм, существующая благодаря мгновенной передаче информации в пространстве. Отсюда напрашивается философское заключение: вряд ли Все­ленная расширяется. Скорее всего, она представляет бесконеч­ную цепочку центров, вокруг которых и вращаются планеты, звезды, галактики и т.д.

Стало быть, ученым и философам надо будет радикально менять привычную мировоззренческую кар­тину Мироздания. Все новые научные сентенции привели ис­следователей к одному очень важному философскому заключе­нию: мир устроен системно. Законы сцепления звеньев звезд, планет, небесных сфер, скоплений тел Вселенной, в частности законы взаимосвязи небесных явлений, в совокупности своей образуют некую единую систему систем.

Черты обновляющейся современной науки в наиболее кон­центрированном виде представляются сегодня синергетикой. Это новая наука о неравновесных системах, функционирующих в реальных физических условиях и активно взаимодействую­щих с окружающий средой. Долгое время классическая наука не имела своего методологического аппарата для целевого по­

знания таких систем и вынуждена была рассматривать системы условные - закрытые и близкие к равновесию с окружающим миром. С развитием философской методологии (греч. methodos - путь познания) наука получила возможность системного ос­воения действительности. Исследование природы научного по­знания, его механизмов и функций в той мере, в какой они так­же являются элементом науки и осуществляются ее средствами и методами, выступает как способ самосознания науки (на фи­лософском языке - рефлексия).

Наука и философия, как известно, возникли из одного ло­гического основания - творческой способности людей к позна­вательной деятельности и их стремления к получению новых, более точных сведений о мире, обществе и человеке. Затем они отделились друг от друга, сформировав свое собственное со­держательное наполнение и свой особый статус в познаватель­ной культуре человечества. Однако история их взаимной связи доказывает, что возможен тесный союз и «сотрудничество» фи­лософии и естествознания в контексте материалистической диалектики. Наука в основном предопределяет содержатель­ную базу философии, а философия, являясь, по сути, ее альма- матер, представляет методологическую пропедевтику и опреде­ляет этико-моральный смысл науки.

Философская методология как учение о методе, о путях познания законов эволюции, обо­гащенное иным типом мышления - диалектическим, стремится инициировать объяснение возникновения мирового порядка из хаоса и его становления. Последнее может и должно стать предметом тщательного научного изучения.

Философское обобщение научных знаний, их нравствен­ное осмысление и интерпретация ставят философию в особое положение по отношению к науке - почти господствующее. Началось это еще с Аристотеля, который рассматривал ее как законодателя мышления, как гаранта истинности и общезначи­мости знания. А вслед за Кантом философию стали воприни- мать как разумную, направляющую инстанцию человечества. Г. Гегель ее даже наделил титулом «королева наук» («наука на­ук»), а И. Фихте назвал «наукоучением». Отголоски таких представлений можно услышать и сегодня. Об особом статусе философии в научном познании говорит и то, что в ее «веде­нии» оказываются все сферы абсолютных ценностей человече­ской мысли [17]. «Философия, - утверждал Э. Гуссерль, - со­

храняет за собой ведущую функцию и свою особую бесконеч­ную задачу - функцию свободного и универсального осмысле­ния, охватывающего одновременно все идеалы сразу и всеоб­щий идеал - иначе говоря, универсум всех норм» [18].

Но все эти утверждения вряд ли абсолютно справедливы. Философия йапрямую зависит от результатов научной деятель­ности ученых-новаторов, а наука, в свою очередь, заинтересо­вана в философском осмыслении всех новейших результатов своих исследований. Следовательно, философ от науки видит мир не полнее или глубже, чем ученый, а просто иначе. Цель ученого - дать адекватное объяснение части действительности, показать, как она устроена и как функционирует. Философа же интересуют принципы получения этих знаний, их значение, степень ценности. Философия, в отличие от науки, анализирует не саму действительность, а только то, как эта действитель­ность осмыслена человеческим сознанием. По мнению И. Кан­та, наука всегда будет заражена двумя опасными болезнями: узостью горизонта мышления и отсутствием высокого смысла.

В силу этого она нуждается в «верховном философском надзо­ре». Ученый, по Канту, - это своего рода одноглазое чудовище, если у него «отсутствует философский глаз». Он называет тако­го ученого «циклопом», который является «эгоистом науки». «...Ему нужен еще один глаз, - продолжает философ, - чтобы посмотреть на вещи с точки зрения других людей. На этом ос­новывается гуманизация наук, то есть человечность оценок». «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, ...из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [19]. Эти слова сказаны очень давно, более двухсот лет назад. Но они чрезвычайно актуальны и в на­ши дни.

Здесь уместно привести мысль Ф. Энгельса, который пи­сал: «...Если до конца прошлого столетия естествознание было преимущественно собирающей наукой, наукой о законченных предметах, то в нашем веке оно стало в сущности упорядочи­вающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и разви­тии этих процессов и о связи, соединяющей эти процессы в од­но целое...» [20]. В этих словах выражена главная философско- методологическая деталь, приведшая к принципиальному изме­нению самой науки, - системный подход в исследовании при­роды.

Анализируя изменения в образе и смысле науки, сегодня можно выделить следующие моменты.

1. Появились принципиально иные идеи и совершенно новые концепции, все больше делающие науку систе­мой абстрактных знаний.

2. В современную науку активно проникают системные методы исследования, основанные на «тонких» техно­логиях. Кроме того, широкое распространение получа­ет связь специфических отраслевых методов познания с математическими методами исследования, серьезно меняющая всю методологию познания.

3. Сфера естественнонаучного исследования (особенно медицинского познания микромира) стремительно рас­ширяется, вбирая в себя прежде всего недоступные для опытного наблюдения объекты микро-, да и макроми­ра, сверхсложные самоорганизующиеся системы.

4. Современная медицинская наука фактически перехо­дит к комплексному исследованию человека методами разных наук.

5. Знания из разных научных сфер теперь как бы перекре­щиваются, взаимно оплодотворяя друг друга в процес­се раскрытия ключевых проблем неживого и живого мира.

Все это очень серьезные научные проблемы современно­сти, решение которых не представляется возможным без фило­софского осмысления и обоснования. Главная же задача, кото­рую решает современная философия науки, состоит в ценност­ном обогащении результатов научной деятельности. Теперь, ко­гда открыты новые сферы теоретико-понятийного мышления, необходимо ориентировать ученых на совершенствование са- морефлексии. Подчас истинная научность подменяется художе­ственной фантазией исследователей или, наоборот, их откро­венным скепсисом. А посему всем ученым следует постигать мудрость научно-философской методологии, самим осмысли­вать результаты своей работы, диалектически систематизиро­вать, понятийно оформлять эмпирический материал и упорядо­чивать его основные детали. И хотя все философские учения создаются особого рода профессионалами, специалистами есте­ственных и общественных наук, освоение научно-философской

методологии «рядовыми» учеными не предполагает какой-то специальной подготовки. Философия науки учит в первую оче­редь понятийному мышлению в процессе познания, то есть мыслительной культуре.

Первейшая задача любой философии - рационализация мышления, обеспечение интеллектуальных условий для созда­ния «цельного знания». Такое знание должно «схватывать» мир во всем его многообразии и в неделимой полноте с целью мо­билизации всех уровней человеческого сознания, синтеза всех научных методов освоения бытия. Долгое время философия, двигаясь главным образом по пути «отвлеченных начал», стре­милась оценивать механизмы познания и, абсолютизируя их, тем самым дискредитировала себя. Крайний рационализм заво­дил науку в тупик, а философию ~ в дебри схоластики. В то же время безапелляционный эмпиризм вырождался в сенсуализм и с неизбежностью приводил к крайнему скептицизму в гносео­логии. Сопряжение же эмпиризма с рационализмом сыграло положительную роль в совершенствовании познавательных ме­ханизмов в науке, особенно в медицине. Сегодня, в век всеоб­щей рационализации сознания и интеллектуализации образа мышления, отношения «философия - наука» становятся как ни­когда сложными и острыми.

Наблюдаемые ныне трудности в сфере естественной науки (противоречивые отношения между учеными и философами, субъективистская взаимосвязь между отдельными отраслями наук и философией) позволяют говорить о надвигающемся кри­зисе, который во многом определяется тенденцией к глубокой интеграции рационального начала во все сферы научного по­знания бытия. Однако рационализм, верящий не в универсаль­ную способность разума, а скорее в универсальность опреде­ленной его способности, в выработанный естествознанием ин­струментарий (теоретический и экспериментальный) для полу­чения знаний, искусственно упрощает сложный процесс позна­ния. Эта ориентация ученых, по сути, является умонастроени­ем, предполагающим, что любую реальность (природную или человеческую) якобы может и должна постигать естественная наука своими собственными методами и средствами познания.

То, чем сегодня занимается биологическая наука, нельзя назвать отысканием истины в полном смысле этого слова. В биологии стремление ученого познать истину носит слишком

уж активный характер, то есть в данный процесс привносится немало субъективности (своего собственного «Я»). Отметим, что это нисколько не умаляет значения биологической науки в практическом познании жизни: она имеет свой предмет и соб­ственные научно-исследовательские методы. Но еще до того, как начинается научное исследование в биологии, незаметно для субъекта познания уже вершится процесс субъективного понимания объекта исследования, например природной свобо­ды. Такое исследование происходит спонтанно, подсознатель­но. Биологическая наука должна помочь найти те пределы, при которых свобода остается природосообразной. Разрешима ли такая задача, примет ли человечество найденные ограничения свободы, покажет будущее. Однако совершенно очевидно, что решение этой проблемы - дело не одной биологической науки.

Происходящая дифференциация (дробление) в естествен­ных и особенно в медико-биологических науках повлияла на активность исследовательской деятельности, на ее результатив­ность в технологических сферах, сказалась на увеличении чис­ла так называемых цивилизационных благ, в том числе касаю­щихся здоровья людей. Однако все это, к сожалению, привело и к непонятному самоустранению многих ученых от философ­ского, морально-этического, правового осмысления результа­тов научных и технологических достижений. В результате про­исходит потеря ценностного видения будущей судьбы челове­чества, утрата чувства ответственности за его здоровье. Поэто­му проблема сохранения живой природы на планете, укрепле­ния здоровья людей и выживания человечества ныне незамед­лительно требует интеграции всех естественных наук и их сближения с гуманитарными, и прежде всего с их альма-матер - философией.

Методологический анализ медицинских наук как фило­софская рефлексия на познание проблем здоровья и болезни че­ловека имеет свою специфику. Основная задача всех отраслей медицинской науки заключается в получении адекватного зна­ния о здоровье людей.

3.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философские проблемы науки.: