<<
>>

Научные концепции о здоровье.

Научные концепции о здоровье формировались на протя­жении всего многовекового пути развития медицины и науки. Своими корнями они уходят в философию далекой античности.

Дело в том, что разработка первых научных концепций о здоро­вье человека фактически началась с формирования философ­ских представлений о жизни.

Так, придворные врачи египет­ских фараонов во многом преуспели при теоретических обоб­щениях и объяснении отдельных клинических случаев и про­блем здоровья вообще. Но столь развитая египетская медицина так и не смогла вырасти в теоретическую науку. И только то­гда, когда у античных греков (ионийцев) появилась философия, сформулировавшая общие законы природы, зародилась и тео­ретическая система в медицине, ставшая основой для дальней­ших научных исследований во врачебном деле.

В Древнем Китае и Древней Индии философские учения о жизни и медицинские знания о здоровье людей формировались и развивались целостно, в органическом единстве. Именно в философском рассуждении китайские врачи, например, пришли к выводу, что утрата здоровья происходит из-за нарушения в организме человека естественного (природного) соотношения двух полярных ритмов: «ян» - неба (светлое, духовное) и «инь» - земли (пассивное, вещественное).

С этих в основе своей философских позиций и были разра­ботаны древнекитайскими врачами научная теория и универ­сальный метод лечения иглоукалыванием, или чжень-цзю-тера- пия. Технологически она сводилась к простому введению иглы на определенную глубину с целью удаления якобы излишней физической (материальной) энергии «инь» или, в случае недос­татка внутренних сил, внесения духовной энергии (легкого воз­духа) «ян». Эта методика говорит о факте слияния медицин­ских приемов с философским осмыслением организации жизни. Введение игл осуществлялось в зависимости от вида заболева­ния или места болевых ощущений в строго определенных точ­ках на теле человека (всего их было найдено 694).

В медико­философском плане данная система отражает представление о том, что любые болезни человека (физические и психические) есть грубое нарушение законов Неба, а точнее - дисбаланс двух противоположных сил в организме: «ян» и «инь», которые в нем, как и во внешней (природной и общественной) среде, на­ходятся в вечном взаимодействии и противоборстве.

Глубочайшим убеждением китайских врачей-мудрецов было то, что медицина не всегда может спасти от смерти тяже­лобольного, но только она одна способна продлить полноцен­

ную физическую и духовную человеческую жизнь. При этом врач своими практическими советами по сохранению здоровья народа может укреплять и само государство. Главную же свою цель мудрецы-врачи видели в том, что сегодня мы называем профилактикой. В Древнем Китае было даже возведено в рамки официальной доктрины жесткое требование необходимости предупреждения болезней: «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, ко­гда болезнь уже началась, - это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучает жажда или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком позд­но?». Китайские врачи искали более совершенные, оптималь­ные лекарства, используя для этого философские представле­ния о строении мира и причинах болезни человека. По их мне­нию, сам человек представляет особый мир в миниатюре - мик­рокосм, состоящий из пяти космических элементов: земли, во­ды, огня (тепла), дерева (растительное начало) и металла.

Античная медицина Греции также пришла в органическое соприкосновение с философией. Фактически внедрение фило­софской мысли в сферу медицины началось под влиянием зна­менитых пифагорейских кружков, главным образом благодаря кротонскому мыслителю-врачу Алкмеону. Историки утвержда­ют, что он был молод, когда Пифагор уже был стариком. Ал- кмеон учился у него мудрости, культуре человеческого обще­ния и мастерству врачевания. У пифагорейцев философия здо­ровья была тесно связана с принципами гигиены, правилами со­держания души и тела в чистоте.

В центре познавательного ин­тереса Алкмеона было человеческое тело, впервые рассматри­ваемое им как микрокосм. Фактически благодаря ему вошли в научный и литературный оборот понятия «эмбриология», «фи­зиология», «теория ощущений», «психология».

Учение Алкмеона оказало сильное влияние на становление философских взглядов Платона и Аристотеля. Алкмеон много метафизически размышлял о небесном, космическом совершен­стве, с одной стороны, и о несовершенстве земного бытия - с другой. Однако его философские представления радикально от­личались от гипотез мыслителей милетской школы, которые интересовались прежде всего стихийными явлениями Земли, природой Космоса, Солнца, географическими и астрономиче­скими проблемами. Алкмеона же больше всего привлекали

идеи общечеловеческого, всеобщего благоденствия и смелые мысли философов и врачей-пифагорейцев, придававших боль­шое значение влиянию человеческих поступков на здоровье ин­дивида. Философско-мировоззренческая зависимость Алкмеона от ряда пифагорейских предположений сказалась на определе­нии им понятия «здоровье человека» как гармонии противопо­ложных сил, представленных основными жидкостями организ­ма. Равномерное их сочетание, по Алкмеону, должно означать состояние здоровья, а преобладание какой-либо одной или не­достаток другой влечет за собой патологическое состояние ор­ганизма. Кроме того, Алкмеон впервые ввел в медицинскую практику рассечение трупов. Первым указал он и на мозг чело­века как на средоточие мышления. А нервы Алкмеон называл путеводными каналами органов чувств. Все эти воззрения нахо­дились у него, а позже у Демокрита и Платона, в единстве с теорией противопоставления мышления ощущениям.

В развитии знания о здоровье шаг вперед после Пифагора и Алкмеона сделал врач, философ, ученый Эмпедокл. Он стал основателем итальянской медицинской школы. Эмпедокл ввел в философско-медицинский обиход теорию четырех элементов (огня, воздуха, воды и земли), которые равномерно распределе­ны в крови. Человек и его внешняя среда, по Эмпедоклу, состо­ят из одних и тех же компонентов.

Большой интерес представ­ляют его биологические воззрения. На первой стадии, считал ученый, возникли не животные, а «одночленные органы» буду­щих животных. Затем в эволюционном порядке появились цельные природные существа, от которых произошли растения и животные, состоящие из элементов и способные к размноже­нию. Движущей силой этой эволюции философ назвал противо­борство между Любовью и Враждой. Преобладание какого-ли­бо из этих явлений, считал он, определяет цикличность в разви­тии мира.

Принципиально новый философский подход в медицине продемонстрировал великий врач-мыслитель Гиппократ (460- 377 до н.э.). Именно благодаря ему медицина сохранила свою самостоятельность, несмотря на мощные натурфилософские тенденции. Кстати, Гиппократ выделил медицину из филосо­фии, чисто по-гречески понимая ее как искусство возвращать человеческому телу утраченную вследствие болезни красоту. Еще одна заслуга ученого состоит в том, что он отбросил сим­

птоматическую рутину школы Книдоса. Он требовал, чтобы при тщательных наблюдениях эмпирически определялись при­чины болезни. Гиппократ сознавал и более отдаленные причи­ны болезни. Высоко чтя опыт, он придерживался исключитель­но имманентной и трансцендентно-метафизической этиологии. Что касается отношения к философии и теории медицины Ал- кмеона, то Гиппократ в основном солидаризировался с его иде­ей об особой роли и значении соотношения жидкостей в орга­низме. Он даже главным пунктом своей медицинской теории сделал вопрос о смешении четырех основных жидкостей: кро­ви, слизи, желтой и черной желчи.

Школа Гиппократа обладала более подробными теориями анатомии и физиологии. В первой обращалось внимание на от­ношение к человеческому мозгу и нервной системе, а во второй - на учение о прирожденном тепле. Именно в этом явлении фи­лософ усматривал причину жизни. Источником ее он считал дух, двигающийся по жилам как воздухообразное вещество. Данную гипотезу можно назвать предвосхищением открытия значения кислорода. Но главным достижением Гиппократа ста­ло придание медицине статуса науки.

Данное обстоятельство привело к появлению новых принципов, на которых основыва­лась деятельность медиков, использующих точный метод по­знания. За этим методом стояло интеллектуальное усилие древ­негреческих философов, стремившихся дать естественное объ­яснение здоровому образу жизни, попытка понять поведение живого через нахождение причины его взаимодействия с внут­ренним и внешним факторами. Речь идет об открытии универ­сального и необходимого порядка вещей и явлений, вера в ко­торый, как и вера в возможность проникновения во все тайны мира, была безусловной и нерушимой. Сама по себе научность стала выступать компонентом менталитета медика, основываю­щегося на философской методологии. Все это и конституирова­ло медицину как науку. Йохан Хензинга писал: «В отношении с философами и софистами медик, врачеватель зачастую и в са­мом деле - воистину исторически - был и остался их старшим братом» [21].

Гиппократ и его ученики не ограничивались тем, что стре­мились придать медицине статус теоретической науки. Они впервые в медицинской практике указали на исключительную роль философии, определяющей морально-этический устав ме­

дика. Труд врача становился нравственным долженствованием, которое побуждало действовать в рамках определенных мо­ральных норм врачевания, вытекающих из философии челове­ческого бытия. Как выдающийся мыслитель своего времени Гиппократ прекрасно понимал диалектическую зависимость медицины от философии: «Должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен Богу» [22].

Позже Гален (ок. 130-ок. 200) в своем труде «История фи­лософии», написанном специально для студентов-медиков, с той же уверенностью повторил: «Лучший медик, чтобы стать таковым, должен быть истинным философом» [23]. Медикам своего времени он обосновано предъявил три жестких обвине­ния: в невежестве, коррупции и абсурдной разобщенности. Главная заслуга Галена состоит в придании медицинскому зна­нию о здоровье нового значения.

Процесс развития и примене­ния такого знания должен был включать следующие элементы:

1) анатомические исследования;

2) использование элементов зоологии и биологии;

3) разработка теории элементов, качеств и жидкостей;

4) использование теории «врожденной теплоты» («пнев- мы»).

Завершением античной философско-медицинской концеп­ции о здоровье людей является доктрина «естественных спо­собностей».

Творческий потенциал и гуманистические ценности меди­цины с помощью философской культуры медиков приближают прогрессивное человечество к реализации его мечты о достиже­нии всеобщей справедливости, способности удовлетворять все свои потребности, а также общественные нужды. Исследова­тельский подход к медицине всегда был и остается философ- ски-конструктивистским. Философский он постольку, посколь­ку выведен на тот уровень, где главными являются отношения человека и мира, рассматриваемые в онтологическом, гносеоло­гическом, аксиологическом и праксиологическом аспектах. Вместе с тем именно такой подход являлся всегда и конструк­тивистским, ибо предполагал творческий характер жизни и дея­тельности человека. С этим, собственно, и связывают философ­ско-медицинские представления об особом (демиургическом)

типе личности врача. Демиург (греч. demiurgos - создатель), по Платону, превращает хаос в космос (порядок). Так и врач выво­дит из болезни (хаоса) человеческий организм, возвращая ему здоровье, или, выражаясь философским языком, - порядок, при котором все его органы функционируют гармонично.

Большинство философствующих медиков, осмысливая проблемы современной концепции здоровья, сходится во мне­нии, что человек, будучи «продуктом» космической и солнеч­ной «деятельности», включился в земную эволюцию в качестве особого компонента природы с его созидательной жизнедея­тельностью, заключающейся в непрекращающихся взаимоотно­шениях с общественной средой. Последняя воздействовала на формирование человеческого генетического полиморфизма (греч. polys - много и morphe - форма), отдавая предпочтение тем или иным генотипам и подавляя другие. Это происходило в результате гражданских войн, социальных революций, своеко­рыстной изоляции определенных человеческих популяций или, напротив, их смешения, а также других многообразных особен­ностей демографического и этнического развития. Факторами сильнейшего воздействия на генетический полиморфизм чело­вечества являются геноцид, расизм, фашизм, колониализм и т.п.

Внесение в сознание людей передовых идей и идеалов, связанных с переустройством мира, общества, различных сфер культуры, а также форм человеческого бытия на разумных на­чалах, предполагает самореализацию индивида.

Итак, важнейшим фактором, определяющим бытие чело­века, осмысленность его жизни и созидательной деятельности, является качество социально-культурной реальности - «неорга­нического тела цивилизации». Только благодаря этому фактору индивид осуществляет свою познавательную и созидательную (производственную) деятельность, то есть формирует жизненно необходимые условия для своего нормального природно-обще­ственного существования. Биологическая природа человека в значительной степени социально предопосредована. Видимо, предки человека были коллективистами (стадными существа­ми), и в процессе их естественного выживания выработался способ совместного поведения. Современный человек пред­ставляет собой уже принципиально иное существо - социально­духовное.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидро Д. Избранные философские произведения. - М., 1941. С. 149.

2. Франк Ф. Философия науки. - М., 1960. С. 76.

3. Уэллс Г. Россия во мгле. - М., 1966.

4. Философия и методология науки. - М., 1996. С. 58.

5. Кант И. Критика практического разума. - С.-Пб.: Наука, 1995. С. 258.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 35-36.

7. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искус­ства. - М., 1994. С. 49.

8. Кант И. Сочинения. Т. 3. - М., 1964. С.350.

9. Вопросы философии. - 1995. - № 12. С. 118.

10. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М., 1987. С.

11. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиоло­гия нервной системы. -М., 1952. С. 574.

12. Там же. С. 566.

13. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. С. 4

14. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. С. 272.

15. Гегель Г. Сочинения. Т. XI. С. 277-278.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 1.

17. Философия и мировоззрение. - М., 1990. С. 66.

18. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и фило­софия И Общество. Культура. Философия. - М., 1983. С. 41-42.

19. Гулыга А., Кант И. - М., 1994. С. 72.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 303.

21. Хейзинга Й. Homo ludens. - М., 1992. С. 168.

22. Гиппократ. Избранные книги. - М. 1994. С. 111.

23. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М., 1974. С. 216.

«Религия пагубна не только в умственном, но и в нравствен­ном отношении».

Рассел

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Научные концепции о здоровье.: