ПРИЛОЖЕНИЕ ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов КНИГА ПЕРВАЯ
Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Крит&ского, а некоторые и тиранна Писистрата. Вот кто были мудрецы.
Философия же имела два начала: одно — от Анаксимандра, а дру&гое — от Пифагора; Анаксимандр учился у Фалеса, а наставником Пи&фагора был Ферекид. Первая философия называется ионийской, пото&му что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Ми- лета; вторая называется италийской, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии. Ионийская философия завершается Клитомахом, Хрисиппом и Феофрастом, италийская же — Эпикуром.
А именно преемником Фалеса был Анаксимандр, за ним следовал Анаксимен, затем Анаксагор, затем Архелай, затем Сократ, который ввел этику; за Сократом — сократики, и среди них Платон, основатель Старшей академии, за Платоном — Спевсипп и Ксенократ, затем По- лемон, затем Крантор и Кратет, затем Аркесилай, с которого начинает&ся Средняя академия; затем Лакид, начинатель Новой академии, за&тем Карнеад, затем Клитомах; вот как эта философия завершается Кли&томахом.
Хрисиппом же она завершается так: учеником Сократа былАнтисфен, за ним следовал киник Диоген, затем Кратет Фиванский, затем Зенон Китийский, затем Клеанф, затем Хрисипп. А Феофрастом она завершается так: учеником Платона был Аристотель, а учеником Аристотеля — Феофраст. Вот каким образом завершается ионийская философия.
Италийская же философия такова: учеником Ферекида был Пифа&гор, за ним следовал сын его Телавг, затем Ксенофан, затем Парменид, затем Зенон Элейский, затем Левкипп, затем Демокрит, затем многие другие, в том числе Навсифан (и Навкид), а за ними — Эпикур.
Философы разделяются на догматиков и скептиков. Догматики — это все те, которые рассуждают о предметах, считая их постижимыми; скеп&тики — это те, которые воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми.
Некоторые философы оставили после себя сочинения, а некоторые совсем ничего не писали. Среди последних — Сократ, Стильпон, Фи&липп, Менедем, Пиррон, Феодор, Карнеад, Брисон, а, по мнению иных, также и Пифагор, и Аристон Хиосский (если не считать нескольких пи&сем). По одному лишь сочинению оставили Мелисс, Парменид, Анакса&гор. Много написал Зенон, еще больше Ксенофан, еще больше Демок&рит, еще больше Аристотель, еще больше Эпикур, еще больше Хрисипп.
Некоторые философы получили наименование по их городам, на&пример элейцы, мегарики, эретрийцы и киренаики; некоторые — по ме&стам занятий, например академики и стоики; некоторые — по особенно&стям занятий, например перипатетики — гуляющие; некоторые — в на&смешку,. например киники — собаки; некоторые — по предрасположе&нию, например евдемоники — искатели счастья; некоторые — по обра&зу мыслей, например филалеты — правдолюбцы, эленктики — опро&вергатели, аналогеты — сопоставители; некоторые — по именам своих наставников, например сократики, эпикурейцы и прочие.
Наконец, одни философы называются физиками, за изучение при&роды; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалекти&ками, за хитросплетение речей.
Физика, этика и диалектика суть три части философии: физика учит о мире и обо всем, что в нем содержит&ся; этика — о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] суще&ствовал только один род — физика; от Сократа, как сказано выше, бе&рет начало этика; от Зенона Элейского — диалектика.В этике существуют десять школ: академическая, киренская, элид- ская, мегарская, киническая, эретрийская, диалектическая, перипате&тическая, стоическая, эпикурейская. Основателем старшей академиче&ской был Платон, средней — Аркесилай, новой — Лакид; основателем киренской—Аристипп Киренский; основателем элидской — Федон Элид- ский; основателем мегарской — Евклид Мегарский; основателем кини- ческой — Антисфен Афинский; основателем эретрийской — Менедем Эретрийский; основателем диалектической — Клитомах Карфагенский; основателем перипатетической — Аристотель Стагирийский; основате- лем стоической — Зенон Китийский; эпикурейская же школа прямо на&звана по Эпикуру. Впрочем, Гиппобот в своей книге «О философских школах» перечисляет девять школ и учений: во-первых, мегарскую, во-вторых, эретрийскую, в-третьих, киренскую, в-четвертых, эпикурей&скую, в-пятых, Анникеридову, в-шестых, Феодорову, в-седьмых, Зено- нову стоическую, в-восьмых, старшую академическую, в-девятых, пе&рипатетическую; ни кинической, ни элидской, ни диалектической он не упоминает.
Пирроновскую школу из-за неясности ее воззрений по большей час&ти тоже не включают в счет, а некоторые считают, что отчасти она яв&ляется школой, отчасти же нет. Ее можно считать школой постольку, поскольку школой мы называем тех, кто придерживается (или делает вид, что придерживается) того или иного истолкования видимых явле&ний; на этом основании действительно можно говорить о скептичес&кой школе. Если же школой называть тех, кто привержен к известным догмам и придерживается их, то здесь нельзя говорить о школе, ибо догм у нее нет.
Вот каковы в философии начала, преемственности, деление на час&ти и деление на школы.
К этим школам не так давно Потамон Александ&рийский прибавил еще одну, эклектическую, отобрав из всех школ то, что ему хотелось. По его мнению (как он пишет в книге «Первоосновы»), критериев истины существует два: первый — тот, который выносит ре&шение, то есть ведущее начало души, и второй — тот, благодаря которо&му выносится решение, например ясный и точный образ; началами все&го являются вещество, деятель, качество и место, то есть «из чего», «что», «как» и «где». Конечно же, целью, к которой все стремится, он считал жизнь, совершенную во всех добродетелях, но вместе с тем не лишающую и тело его благ, как-природных,~так и внешних.Теперь мне следует повести речь о самих этих мужах, начиная с Фа- леса.
Фоку Самосскому. (А Каллимаху он был известен как открыватель Ма&лой Медведицы, что видно из таких стихов в «Ямбах»:
В небесной колеснице он открыл звезды, По коим финикийцы правят путь в море.)
По другому же мнению, он написал только две книги: «О солнцестоя&нии» и «О равноденствии», считая остальное непостижимым.
Некоторые полагают, что он первый стал заниматься астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния (так утверждает Евдем в «Ис&тории астрономии», и за это им восторгаются Ксенофан и Геродот; о том же свидетельствуют Гераклит и Демокрит). Некоторые же утверж&дают также, что он первый объявил душу бессмертной (в их числе поэт Херил). Он первый нашел путь солнца от солнцестояния до солнцесто&яния; он первый (по мнению некоторых) объявил, что размер солнца составляет одну семьсот двадцатую часть [солнечного кругового пути, а размер луны — такую же часть] лунного пути. Он первый назвал по&следний день месяца «тридесятым». Он первый, как говорят иные, стал вести беседы о природе.
Аристотель и Гиппий утверждают, что он приписывал душу даже не&одушевленным телам, ссылаясь на магнит и на янтарь. Памфила гово&рит, что он, научившись у египтян геометрии, первый вписал прямо&угольный треугольник в круг и за это принес в жертву быка.
Впрочем, иные, в том числе Аполлодор Исчислитель, приписывают это Пифаго&ру; Пифагор же ввел в употребление по большей части и то, что Кал- лимах в «Ямбах» считает открытием Евфорба Фригийского, — напри&мер, разносторонние фигуры, треугольники и все, что относится к на&уке о линиях.Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком. Так, когда Крез пригласил милетян к союзу, Фалес этому воспротивился и тем самым спас город после победы Кира. Впрочем, в повествовании Гераклида он сам говорит, что жил в уединении простым гражданином. Некоторые полагают, что он был женат и имел сына Ки- бисфа, некоторые же — что он оставался неженатым, а усыновил сына своей сестры; когда его спросили, почему он не заводит детей, он отве&тил: «Потому что люблю их»; когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: «Слишком рано!», а когда она подступила к нему по&взрослевшему, то ответил: «Слишком поздно!» А Иероним Родосский (во II книге «Разрозненных заметок») сообщает, будто, желая показать, что разбогатеть совсем нетрудно, он однажды в предвидении большого урожая оливок взял внаем все маслодавильни и этим нажил много денег.
Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и пол&ным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней.
Учителей он не имел, если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тиранна (как сообщает Миний). <...>
Его спросили: что на свете трудно? — «Познать себя». Что легко? — «Советовать другому». Что приятнее всего? — «Удача». Что божествен&но? — «То, что не имеет ни начала, ни конца». Что он видел небывало&го? — «Тиранна в старости». Когда легче всего сносить несчастье? — «Когда видишь, что врагам еще хуже». Какая жизнь самая лучшая и спра&ведливая? — «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».
Кто счастлив? — «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и подат&лив на воспитание».Он говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно; что на&добно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. «Не богатей дур&ными средствами, — говорил он, — и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился». «Чем поддержал ты своих родите&лей, — говорил он, — такой поддержки жди и от детей». А разливы Нила, сказал он, бывают оттого, что пассатные ветры встречным напором пре&граждают ему течение.
Аполлодор в «Хронологии» пишет, что родился Фалес в 1-й год 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто) и скончался в 58-ю олимпиаду. Таким образом, жил он при Крезе, для которого отклонил течение Галиса, чтобы перейти реку без мостов. <...>
Ему же принадлежит пословица «Познай себя», хотя Антисфен в «Преемствах» говорит, будто сказано это было Фемоноей, а присвоено Хилоном. <...>