<<
>>

Философия о смысле жизни.

Философия о смысле жизни толкует очень и очень давно. Еще Платон под смыслом жизни разумел саморазвитие, то есть

то, что движет само себя. Конфуций сравнивал жизнь с течени­ем реки как источником самообновления.

Жизнь, по Конфу­цию, должна подчиняться закону Неба (вечности). По сути де­ла, она является пиком развития бытия, которое проходит в своем возвышении через несколько фаз: исходную - как турбу­лентно хаотическое состояние бытия; сложившуюся, но дожиз- ненную; живую форму бытия; наконец, особое (разумное) со­стояние бытия, сознающего себя, то есть надбытие. Совокуп­ность и переплетение всех этих форм составляет смысл жизни. Сама возможность постигнуть его всегда уникальна.

Выдающиеся заслуги в деле осмысления проблем жизни принадлежат русским ученым: П.Ф. Горянинову (одному из создателей клеточной теории строения организмов), эволюцио­нистам К.Ф. Рулье, А.Н. Бекетову, а также И.И. Мечникову. Ве­личайшие открытия в физиологии высшей нервной деятельно­сти совершил И.М. Сеченов, который доказал, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы.

Если Р. Декарт выявил рефлекторный характер непроиз­вольных движений, управляемых спинным мозгом, то И.М. Се­ченов первым высказал мысль о рефлекторном характере про­извольных движений, за которые отвечает головной мозг. Он научно доказал, что раздражение определенных центров в го­ловном мозге тормозит деятельность центров спинного мозга. Благодаря открытиям ученого головной мозг стал предметом экспериментального исследования, а психические явления на­чали получать материалистическое объяснение в конкретной научной форме. Продолжением учения о механизмах деятель­ности головного мозга стали работы выдающегося исследовате­ля-физиолога И.П. Павлова, открывшего условные рефлексы.

В.И. Вернадский связал начало функционирования живой материи с возникновением биосферы на Земле, которая, пред­ставляя собой сложную саморегулирующуюся систему, выпол­няла многообразные геохимические функции.

Биосфера, по Вернадскому, включает в себя не только совокупность живых организмов, но и косное вещество (атмосферу, газы, горные по­роды), биокосное вещество (почвы, илы, поверхностные воды), биогенное вещество (поток атомов из живого вещества в Кос­мос), радиоактивное вещество и ряд других составляющих [21].

Выдающиеся достижения в области молекулярной биоло­гии привели сегодня и к новым представлениям о жизни и ее

возникновении на Земле. Но они, к сожалению, становятся все более расплывчатыми. Большинством современных биологов- исследователей за исходную формулу жизни принимается, кстати, старая идея об уникальной форме существования мате­рии как особом способе ее движения - биологическом. Главный же смысл этой идеи состоит в том, что жизнь на Земле просто невозможна без наличия и активного функционирования бел­ков и нуклеиновых кислот. Имеется ввиду «сам себя осуществ­ляющий перманентный химический процесс...» [22]. О специ­фической области органической жизни, именуемой физиологи­ей, Ф. Энгельс писал, что это есть не что иное, как «физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем подни­мается здесь на некоторую более высокую ступень» [23].

Учеными предлагается и несколько иное объяснение бы­тия жизни. Речь идет о концепции пространственно-временного существования самоорганизующейся материи. При этом жизнь представляется в виде некоего ограниченного временем физи­ческого существования как самых элементарных (клеточных и даже доклеточных) форм материи, так и самых высокооргани­зованных - физиологических, социальных, духовных. Только в биологическом смысле жизнь предстает как некий продукт вод­ной оболочки Земли, ее гидросферы и существует в определен­ных пространственно-временных рамках бытия. Причем это только часть нескончаемого процесса самозарождения, само­движения, саморазвития и самосовершенствования Вселенной. Характерные признаки жизни - это взаимосвязь с внешней сре­дой, воспроизведение себе подобных, постоянное саморазви­тие.

Исследуя биосферу, механизмы ее эволюционного разви­тия, ученые пришли к выводу, что живое вещество - это не просто совокупная взаимосвязь функционирующих в ней эле­ментов, а некая единая (живая) система, существующая в кос­мическом времени-пространстве и при этом составляющая ни­чтожную часть нашей планеты. В.И. Вернадский видел цель на­учного познания живого вещества в том, чтобы понять и объяс­нить не столько возникновение самой жизни - она вечна, сколь­ко механизм ее появления на планете Земля.

Вся вторая половина XX века, с ее выдающимися дости­жениями в области математики, физики, астрономии, химии,

биологии, физиологии, характеризуется как существенным при­ростом знаний, способствующих целостному пониманию мира, так и чисто философскими оценками жизни как явления сугубо космического. Сегодня ни для кого не секрет, что космические условия и факторы, в первую очередь солнечные, воздействуют на все физико-химические явления и части биосферы: на ее структуры и звенья, на биологические объекты, само существо­вание которых связано с меняющейся космической средой. Вселенную по всем направлениям пронизывают потоки косми­ческих лучей - потоки частиц, обладающих огромной энергией. Они, скорее всего, и явились истоком жизни. Безусловно, жи­вая материя имеет свою автономную структуру бытия. Но бес­спорно и то, что она находится в постоянном взаимодействии с окружающей космической, земной и социальной средой. Еще в середине XIX века И.М. Сеченов высказал философскую мысль о том, что все живое - это не только телесная организация, но и внешняя среда, влияющая на нее, то есть некая целостность. «Организм, - подчеркивал ученый-физиолог, - без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. По­этому в научное определение организма должна входить и сре­да, влияющая на него. Так как без последней существование ор­ганизма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее - сре­да или само тело, не имеет ни малейшего смысла» [24]. Эта по сути своей революционная идея получила дальнейшее научное развитие спустя столетие.

В ЗО-е годы прошлого века оригинальный мыслитель, уче­ный А.Л. Чижевский заявил: «Теперь мы можем сказать, что в науках о природе идеи о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неразделимого целого никогда не дос­тигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достига­ют в наши дни. Но наука о живом организме и его проявлениях пока еще чужда расцвету этой универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием» [25]. В научной среде дол­гое время господствовало мнение, что органический мир был как бы вырван из естественной природы и кем-то насильно по­ставлен над нею или вне нее. Для живого на Земле, согласно та­кому воззрению, существовала только одна среда - само живое. Подобные представления решительно не устраивали пытливые умы гениальных ученых прошлого и современности. Раздумы­вая об условиях возникновения и развития органической жиз­

ни, К.Э. Циолковский полагал, что «мы не можем тут избежать узкой, земной точки зрения, хотя и будем стараться иметь кос­мический взгляд на вещи» [26]. Главный же акцент ученый де­лал на самозарождении органического вещества, что свидетель­ствовало о понимании им жизни как явления не случайного, а объективно закономерного в силу имманентных тенденций са­модвижения материи. «Быть может, - философски вторил Ци­олковскому А.Л. Чижевский, - активная деятельность на Солн­це и биологические явления на Земле суть соэффекты одной об­щей причины - великой электромагнитной жизни Вселенной? Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука бу­дущего должна будет решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы» [27].

Сама идея ритмов мира (включая ритмы человеческой жизнедеятельности), их воздействия друг на друга долгое вре­мя не имела серьезной научной опоры. Однако в процессе соз­дания современной научной картины мира, ассимилирующей достижения синергетики, формируется новое понимание взаи­модействия частей целого и согласованности их изменений. Особо важным свойством живого вещества современные уче­ные называют его нацеленность на сохранение своей целостно­сти (гомеостаз).

Но как затем выяснилось, таким свойством об­ладают и некоторые неживые структуры. Если принять за исти­ну гипотезу о том, что жизнь - это форма существования белко­вых тел (клеток или многоклеточных организмов), то живое - это не что иное, как некое состояние данных тел, отличных от косной материи. Жизнь как некая сущность движения вещест­ва, считал Н.Н. Моисеев (1917-2000), качественно отличается от изменений в веществе косном, проявляясь некоторым сис­темным свойством, возникающим лишь на определенном уров­не сложности организации материи [28]. По мнению ученого, Мироздание движется от начального взрыва до целенаправлен­ного развития - порядка. Рост разнообразия в мире приводит в итоге к появлению очень сложных материальных образований. А с возникновением Homo sapiens (человека разумного) Миро­здание начинает «познавать себя» и при помощи разума чело­веческого развиваться целенаправленно.

При философском сопряжении новейших научных иссле­дований ученых-химиков и физиков, занимающихся проблема­ми биохимии и биофизики, ученых-биологов, осваивающих но­

вые методы изучения живой клетки, математиков, предлагаю­щих кибернетическую картину существования и воспроизведе­ния сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни. Задача формирования этой картины в Космосе предполагает поиск не­традиционных подходов, корни которых уходят в кибернетику, теорию информации и т.д. Можно допустить и существование иных форм жизни (разума) на небелковой основе. «Мы допус­каем, - заявил знаменитый математик А.Н. Колмогоров (1903- 1987), - что на Земле, возможно, и в самих людях, существуют не только белково-нуклеиновые, но и другие формы жизни. По­чему бы и нет?.. Гипотетические формы жизни могут и не иметь четко очерченных пространственных границ. Их сигналы передаются с помощью более сложных полей, чем известные ныне» [29].

Выдающийся математик-кибернетик Норберт Винер (1894-1964) как-то глубокомысленно заметил: «Я спрашиваю, будет ли это философски очень разниться от того, что происхо­дит в организме, когда ген действует как шаблон, формирую­щий другие молекулы того же гена из неопределенной смеси аминокислот и нуклеиновых кислот, или когда вирус формиру­ет другие подобные себе молекулы того же вируса из тканей и соков организма-хозяина.

Я совсем не утверждаю, что процес­сы одинаковы в деталях, но утверждаю, что философски они представляют собой весьма сходные явления» [30]. Действи­тельно, развитие генетики, в рамках которой до сих пор, кстати, возникает немало научных споров, побуждает к переосмысле­нию сложного становления и развития живого. Отметим, что в вопросах, непосредственно связанных с медицинской практи­кой, генетика человека уже достигла заметных успехов. Однако в морально-философской сфере она делает пока первые робкие шаги. Главное же направление генетической революции связа­но именно с проблемами человека, его здоровья, его выжива­ния в условиях обостряющегося глобального экологического кризиса.

Ни одна из существовавших ранее и ныне существующих гипотез не может предложить новый механизм перехода от не­живого вещества к живой материи. Однако современные сис­темные (синергетические) представления позволяют оценивать характер зарождения и эволюции жизни. Во-первых, нет ничего

удивительного в том, что в далеком прошлом произошла спон­танная «сборка» физико-химических элементов, которая и при­вела к возникновению живого. Наша физико-химическая Все­ленная такова, что в ней является совершенно естественным появление живых организмов. Во-вторых, мало удивительного и в том, что живые организмы способны сохранять свою устой­чивость. Это происходит благодаря отрицательным обратным связям. В-третьих, с позиции синергетики закономерно пред­ставить эволюцию мира живого, которая привела в итоге к по­явлению человека.

Проблема жизни, ее временных границ на Земле остается важнейшей и наиболее сложной научно-философской пробле­мой. Люди всегда мечтали о победе жизни над смертью. Этой извечной мечте суждено было пройти через всю историю чело­веческого саморазвития, зажигаясь потайным огнем в ретортах средневековых химиков, искавших «корень жизни», ярко вспы­хивая в утопиях мудрецов-философов и романах писателей- фантастов, вдохновляя художников и поэтов всех времен и на­родов. Многие тайные «пружины разворачивания» жизненных процессов в связи со становлением и развитием новых наук ти­па генетики, современных биомедицинских технологий, генной инженерии, безусловно, вселили надежды на улучшение форм жизни на Земле, но одновременно принесли с собой опасность ее уничтожения или грубого деформирования.

1.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философия о смысле жизни.: