Проблема генетической безопасности жизни.
Сложность современной экологической ситуации в нашем мире очевидна. Уровень Мирового океана стремительно повышается. Продолжается постепенное разрушение Арктики. Атмосфера Земли деградирует.
С умопомрачительной скоростью хиреет озоновый слой. Все ощутимее дает о себе знать так называемый «парниковый эффект». Температура воздуха на планете год от года повышается. Если в минувших столетиях в Европе случалось одно-два сильных землетрясения, то в XXI веке ожидаются уже десятки. Один за другим пробуждаются вулканы. Короче говоря, общая планетарная напряженность неуклонно растет. Она обострила многие аспекты существования жизни на Земле. Есть основания опасаться за перерождение или деформацию генома (набора генов). Общепризнанно, что генам (материальным носителям наследственности, единицам наследственной информации) подконтрольны все процессы, происходящие в организме. В тех случаях, когда происходит малейшая их «поломка», биохимическое равновесие нарушается, возникают новые признаки, которые могут вызвать тяжелые нарушения в естественных процессах жизнедеятельности.
Появление на Земле человека стало событием исключительного значения. Многие философы и ученые-медики, оценивающие жизнь через призму социального бытия человека, считают его главной ценностью Мироздания. Человек принципиально отличается от всех земных живых организмов прежде всего по своему воздействию на окружающую среду. Это различие, которое было велико и раньше, стало с течением времени поистине огромным. Человеку разумному (Homo sapiens), как известно, порядка сорока тысяч лет. За это время много видов живых существ исчезло вообще из-за неспособности адаптироваться к постоянно меняющейся среде обитания. Последнее обстоятельство не могло не коснуться и человеческого организма, но в итоге человечество сохранилось на Земле, и пока нет признаков его исчезновения.
Почему же человек оказался столь «живуч»? Скорее всего, это связано с таким его уникальным качеством, как наличие разума.Человеческий разум привнес в «механизм» земной биосферы новые, ранее не известные коэволюционные процессы, аналогичных которым не было и не могло быть до появления человека на Земле. Он радикально преобразовал, по сути, весь внешний вид планеты, изменил химический и минеральный состав окружающей природной среды. Его созидательная деятельность с каждым тысячелетием, веком, даже десятилетием становилась все более емкой и одновременно противоречивой. Человек принципиально поменял естественное течение многих геохимических реакций, качественно изменил флору и фауну планеты. При этом стоит отметить, что в своей преобразовательной деятельности люди далеко не всегда двигались в правильном направлении. Так, всем известно о глобальных экологических проблемах, связанных с разрушением окружающей среды: загрязнением океанов и морей, уничтожением девственных лесов, отравлением вод рек и озер. «Деятельностью человека уничтожено - прямо или косвенно - огромное количество
видов, разновидностей, может быть, целых родов животных и растений, - с тревогой писал еще В.И. Вернадский. - Вместе с тем созданы новые виды животных и растений, до него не существовавшие, - расы домашних животных и культурных растений» [31].
Любой земной феномен может быть философски рассмотрен двояко: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной самоценности. Герберт Спенсер (1820-1903), один из родоначальников позитивизма, отмечал: «Жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешнему» [32]. Обоснование сущности жизни человека «изнутри» предполагает критическое осмысление его связей с природой (Космосом), обществом, Богом и самим собой. Целостное познание жизни человека «изнутри» сопряжено с изучением его телесного, психического, духовного и социального бытия. Все это и позволяет «увидеть» в нем наличие особого качественного состояния живого вещества - мыслящую материю.
Именно в силу этого обстоятельства люди не только творят свою собственную историю, но и радикально воздействуют на естественный мир, глобально преобразовывая его. Так, всем известно, что без кислорода жизнь на Земле просто невозможна. В 70-е годы XX столетия, по оценке ученых, океаны, моря, реки, озера, леса выделяли его порядка 200 млрд, тонн в год. Этого было вполне достаточно для нормального существования всего живущего на планете. В наше время пренебрежительное отношение к экологии привело к значительному снижению приведенных выше показателей. Зато увеличилось потребление кислорода в результате техногенной деятельности человека - примерно на 30-40 млрд, тонн в год.И еще один примечательный факт. Около 15 лет назад над Антарктидой была обнаружена так называемая «озоновая дыра». А сегодня уже установлено, что озоновый слой земли существенно «похудел» из-за резкого сокращения его подпитки кислородом. Отметим, что параметры истощения озонового слоя весьма впечатляющи (над Европой - на 15-20%, а над Сибирью - на 35%). Разрушение же озонового слоя Земли влечет за собой изменение электромагнитного поля планеты и, как следствие, увеличение мощности воздействующего на Землю ультрафиолетового излучения. Последствия этого явления врачам хорошо известны: человеческий организм остро реагирует
на малейшие изменения внешнего электромагнитного поля. При увеличении частоты его колебаний человеческий мозг, как правило, мобилизует резервы организма на его защиту, естественно, отключая последовательно другие свои функции. А так как резервы организма ограничены, при постоянном росте частоты колебаний поля планеты дело может закончиться припадком типа эпилептического.
Могут быть и другие негативные последствия неблагоприятной экологической обстановки. В недавнем прошлом московские врачи-психиатры ввели в оборот новый медицинский термин - «зкологичесісий психоз». Оказывается, что у многих людей, которые дышат отравленным воздухом, возникают острые неврозы. Из-за явно неудовлетворительного состояния воздушного бассейна промышленных городов ухудшается работа мозга.
У детей нередко развивается слабоумие. Более того, жители городов-гигантов нашей планеты начинают уже буквально задыхаться от дефицита кислорода.Таким образом, налицо запущенный автоматически регулируемый механизм уничтожения, созданное человеком и направляемое против него же своеобразное экологическое оружие. Перед людьми открывается весьма противоречивая перспектива бытия. Если они будут направлять свой разум и созидательный труд на совершенствование природы и себя в ней, а не на самоистребление, то перед ними появятся новые горизонты счастливой жизни.
Однако в научной литературе последнего времени описываются все более тревожные факты, затрагивающие основы человеческого существования. Так, анализ новейших сведений об эффектах, производимых ионизирующими излучениями, показывает, что появляется реальная опасность генетических деформаций человеческого организма в связи с мощным радиационным загрязнением окружающей среды. Негативное изменение флоры и фауны планеты становится сегодня глобальной проблемой из-за трансформации молекулярных механизмов, генетических процессов, радиационного мутагенеза, рекомбиноге- неза и репарации на клеточном и организменном уровнях, а также из-за реализации мутационной изменчивости, накопления индуцированных мутаций и их элиминаций в популяциях различных видов. Стоит отметить, однако, что некоторые ученые-медики и биологи, а также специалисты в области генной
теории наследственности и изменчивости допускают существование неких специальных генов, контролирующих изменчивость. Однако философская оценка возможных негативных генетических изменений в результате радиационного облучения растений, животных и человека, с одной стороны, позволяет осмыслить вполне корректные исходные данные о биологических особенностях действия ионизирующих излучений на живые объекты, а с другой - дает возможность быстро реагировать на него с целью упреждения радиационного поражения живого вещества.
Одним из основных принципов, которыми нужно руководствоваться при прогнозировании генетических последствий облучения, должен быть принцип сохранения самоценности живого объекта.
Генетический ущерб от ионизирующих излучений (равно как и от любых других мутагенных факторов) для природных популяций микроорганизмов, растений и особенно животных интегрально включает в себя произведения частот всех типов мутаций и их относительной жизнеспособности. Например, для популяций любых видов растений и животных при анализе генетического ущерба может быть оценен факт снижения жизнеспособности или генетической стабильности популяции эмбриональных элементов различных видимых мутаций, изменения количественных и качественных признаков. Философские критерии оценки генетических последствий загрязнения биосферы должны быть введены в связи с тем, что процесс поражения мутагенами окружающей среды популяций организмов не ограничивается одним поколением, а продолжает развертываться, создавая определенную картину динамики развития мутационных изменений во времени.Чтобы понять роль и значение философии в данной области, следует в первую очередь обратиться к суждениям и высказываниям самих философов по этому вопросу.
Процесс генетической адаптации к мутагенному фактору (ионизирующее излучение, пестициды, антибиотики и др.) влияет на генетическое содержание популяции. Областью социальной оценки коэволюционных факторов изменения человеческой жизни могут быть в основном природные популяции микроорганизмов, растений и животных, хотя вступление человечества в эпоху ноосферы оставляет возможность для применения в будущем иных методов, строже оценивающих коэволю-
ционные изменения в обществе, которое преобразуется «научной мыслью социального человечества» (В.И. Вернадский).
С самим термином «ноосфера» не все так просто: его однозначное толкование до сих пор отсутствует. Сегодня ноосферой принято называть только ту часть биосферы, которая оказалась под влиянием человеческого разума и преобразуется им. Из этого следует, что переход биосферы в ноосферу произойдет только тогда, когда первая будет основательно освоена. Однако надо заметить, что подобная трансформация понятия не вполне правомерна.
Ноосфера, по Вернадскому, - это такое состояние биосферы, при котором ее качественное изменение происходит целенаправленно, а человеческий разум имеет возможность направлять ее развитие в интересах людей, их активной жизнедеятельности. Но наличие возможности далеко не всегда приводит к ее реализации. И. Кант в своей статье «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» совершенно справедливо заметил: «Природа, таким образом, опять использовала неуживчивость людей, даже больших обществ и государственных организмов, как средство для того, чтобы в неизбежном антагонизме между ними найти состояние покоя и безопасности, другими словами, она посредством войн и требующей чрезвычайного напряжения, никогда не ослабевающей подготовки к ним, посредством бедствий, которые из-за этого должны даже в мирное время ощущаться внутри каждого государства, понуждает сначала к несовершенным попыткам, но, в конце концов, после многих опустошений, разрушений и даже полного внутреннего истощения сил к тому, что разум мог бы подсказать им без столь печального опыта, именно выйти из не знающего законов варварского состояния и вступить в союз народов, где каждое, даже самое маленькое, государство могло бы ожидать своей безопасности и прав не от своих собственных сил, а исключительно от великого союза народов» [33].Традиционная апелляция к разуму ныне оказалась совершенно излишней. Выяснилось, что человеческий разум слишком ненадежен, чтобы быть гарантом безопасности. Современная философская мысль определяется общей культурно-нравственной ситуацией, которая, в свою очередь, выражается в факте кризиса техногенной цивилизации. Последняя нарушила существовавшую ранее гармонию между человеком и природой. Став господином над природой, человек со временем сам пре
вратился в жертву своей собственной преобразовательной деятельности, результатом которой явилось развитие науки и техники. Современное производство, породившее новый тип цивилизации - информационное общество, привело к верховенству безличных технологических структур: человек постепенно превращается в придаток технологического производства и становится «одномерным» (Маркузе). Сама человеческая жизнь механизируется, а люди как бы растворяются в технологическом производстве, превращаясь «из цели в средство» (Кант): не техника работает для человека, а человек для техники. Современный уровень развития последней достиг такого состояния, при котором возникла угроза ее выхода из-под контроля. Власть техники над человеком вызвала к жизни чувства бессилия, страха перед информационным миром, безысходности, обреченности, ничтожности человеческого бытия, отчаяния.
1.5.