<<
>>

Информационные процессы в живых организмах.

Информационные процессы в живых организмах длитель­ное время оставались в тени, крайне редко подвергались науч­ному исследованию или даже полностью игнорировались уче­ными. В настоящее время интерес к ним заметно возрос.

Информация рассматривается как всеобщее состояние ма­терии. Об этом очень много писали и иностранные, и отечест­венные ученые: Н. Винер («Кибернетика как управление и связь в животном и машине», 1983), Г.Б. Двойрин («Единая го­лографическая информационная теория Вселенной», 1996), В.И. Лощилов («Информационно-волновая медицина и биоло­гия», 1998), И.Р. Пригожин, И. Стенгере «Время, хаос, квант», 1994), П.В. Симонов («Потребно-информационная организация деятельности мозга», 1979), А.Д. Урсул («Концепция выжива­ния и устойчивого развития цивилизации», 1993), Л.М. Чайла- хян («Информационно-энергетическая концепция происхожде­ния психики», 1996), И.И. Юзвишин («Информациология», 1996). Обращают на себя внимание работы отечественных фи­зиологов: П.К. Анохина («Очерки по физиологии функциональ­ных систем», 1975) К.В. Судакова («Информационный феномен жизнедеятельности», 1999), В.Г. Зилова, К.В. Судакова, О.И.

Эпштейна («Элементы информационной биологии и медици­ны», 2000) и др.

Осмысление информационных процессов - это осознание определяющего принципа жизни, заключающегося в стремле­нии к свободному порядку, который признают сегодня все мыс­лящие люди. Это, по существу, и есть открытый в XX веке ки­бернетиками, в первую очередь Норбертом Винером и П.К. Анохиным, «закон ограниченного разнообразия», который главенствует во Вселенной и делает наш мир не царством хао­са, а «островком свободного порядка» в океане энтропии, то есть «упорядоченной функциональной системой» в стихиях, стремящихся к беспорядку. Продолжительность и качество жизни человека зависят от его генотипа, образа жизни, приоб­ретенных привычек, оптимистического настроя на дела, творче­ство и т.д.

Философское осмысление этого явления позволяет лучше понять сам феномен человеческой жизни, которая ни при каких условиях не сводима только к биологии как способу существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Она опре­деляется многими субъективными факторами: разумом, волей, совестливостью. Более того, медики доказывают, что «экспери­ментирование над лабораторными животными, когда вирулент­ная (лат. virulentus - ядовитый) доза микробов вызывает инфек­цию с математической точностью, неприменимо к человече­ской патологии» [34].

Человеческая жизнь - это величайшее «чудо природы» и одновременно тайна бытия, концентрированное выражение сущностных сил индивида, узел всех его связей и энергий, спонтанное информационное озарение, личное самопережива- ние и самораскрытие. Далеко не всякое существование челове­ка можно считать подлинно человеческой жизнью, адекватной высокой «идее Космоса», личному призванию. Настоящая че­ловеческая жизнь - это творчество, разумное созидание. Чтобы понять и по достоинству оценить данный феномен, желательно бросить ретроспективный взгляд на развитие идей о жизни че­ловека. Впервые в истории мудрый Сократ направил философ­ский поиск истины мыслителей-натуралистов в русло осмысле­ния центрального феномена бытия - внутреннего мира челове­ка. Всей своей судьбой он оправдывал высокий пафос собст­венных идей об уникальной ценности и глубоком смысле чело­

веческой жизни. Смерть же великого философа стала апофео­зом его учения.

Софисты называли человека «мерой всех вещей» (Прота­гор). Они учили молодежь искусству жить по уму и совести. При этом основное их внимание сосредоточивалось на трех мо­ментах. Во-первых, софисты отличались релятивизмом и край­ним субъективизмом в понимании таких этических правил-по­нятий, как благо, добродетель, милосердие. Во-вторых, челове­ка они считали главным действующим лицом в общественно­природной среде. И в-третьих, софисты впервые познание жиз­ни наполнили экзистенциальным смыслом.

В философской концепции Платона, а чуть позже и в уче­нии Аристотеля жизнь предстала как проявление вечного дра­матического разделения человеческой сущности.

В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования (экзистенции жизни). Позиция Аристотеля примыкает к методологическому коллек­тивизму, так как философ проповедует приоритет социального целого над интересом индивида. «Первичным по природе, - считает он, - является государство по сравнению с семьей и ка­ждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части».

На известных этапах духовного кризиса человека, времен­ной утраты экзистенциальных ценностей и общественного смысла в жизни людей на первый план выступала философская антропология (философия человека). Одним из самых ярких ее представителей является Эпикур, утверждавший, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело, так философия при­звана помогать исцелять душу человека. Общество людей - это лишь среда удовлетворения потребностей индивида, его жела­ний и стремлений. Этический оптимизм Эпикура утверждал прежде всего самолюбие, что не исключало самопожертвова­ние во имя сохранения рода. Здесь впервые просматривается парадигма нравственного, разумного эгоизма.

В Средние века человеческая жизнь рассматривалась как часть мирового порядка, установленного Богом. Религиозные мыслители не сомневались в том, что человек создан Богом по его образу и подобию. Поэтому он должен строго следовать всем Божьим установлениям. Божий разум и Божья воля счита­лись вечными ценностями, которые должны входить в кровь и

плоть каждого индивида. Основное положение христианского учения заключается в том, что человек несет персональную от­ветственность за все свои мысли и поступки. Святой Августин (354-→430) в «Исповеди» произвел психологический анализ про­тиворечивой человеческой судьбы. Он пришел к выводу, что человек должен уметь «слушать» голос Божьего разума в са­мом себе.

Иначе на природу человека и его жизнь смотрели в эпоху Возрождения. Тогда за основу вновь стал приниматься принцип софистов: «человек - мера всех вещей». Так, итальянский фи­лософ-гуманист Лоренцио Валла (1407-1457) называл жизнь человека наивысшей ценностью.

Он был убежден в том, что любое наслаждение, получаемое человеком, представляет со­бой высшее благо, если оно является его жизненной целью. Но Валла со всей определенностью настаивает на том, что благора­зумие и справедливость сводятся к выгоде индивида. На пер­вом месте, считает философ, должны стоять собственные жиз­ненные интересы. По его мнению, всегда сохраняет «свою силу славнейшее изречение ’’там для меня родина, где мне хорошо”» [35].

А несколько позже Мишель Монтень (1533-1592) пишет наставления в виде «учебника жизни человека». Он рассматри­вает человека как «взятого самого по себе, без всякой посто­ронней помощи, вооруженного лишь человеческими рассудком и разумом и лишенного божественной милости и знания, со­ставляющих в действительности всю его славу, его силу, осно­ву его существа» [36].

Революционные подвижки во взглядах ученых и филосо­фов на жизнь человека произошли в XVII-XVIII веках. Вели­кий И. Кант рассматривал человека как «жителя» двух миров: чувственного и умопостигаемого. В его философии произошло в связи с этим никогда прежде не проводившееся разделение жизненного бытия человека на мир естественной природы и мир собственно человеческий (разумный), то есть искусствен­ный.

Человек - это сложнейшая саморегулирующаяся физиосо- циальная функциональная система, возникшая в результате длительного синтеза различных природно-культурных систем всех предыдущих поколений людей. Его организм состоит из огромного множества гетерофункциональных подсистем, орга­

ны и ткани которых представляют собой комбинации различ­ных по строению и функциям клеток. Но главное, что есть у че­ловека, - это мозг, который сознательно управляет всеми жиз­ненными процессами в организме. Мозг человека - непосредст­венная материальная основа его мышления и сознания, его ду­ховности. С мыследеятельностью мозга связана судьба челове­ческого «Я», то есть самосознание. Он представляет собой ак­тивный самоуправляемый механизм, функции которого заклю­чаются в оперировании информацией, нервным кодом и в под­держании достаточной для этого собственной жизнедеятельно­сти.

Информационная и осмысливающая функции человеческо­го мозга непосредственно связаны с деятельностью нервных и глиальных клеток. В основе мозговых ритмов лежат биохими­ческие реакции, меняющие структуру РНК, что указывает на биоэлектрическую проводимость клеткой тех или иных им­пульсов, их генерацию и затухание.

В соответствии с современными представлениями вся Все­ленная - от элементарных частиц до гигантских сверхскопле­ний галактик - пронизана средой, способом существования ко­торой являются волновые процессы. Волны с различными час­тотно-амплитудными характеристиками выступают в роли бес­конечного по емкости хранилища информации. Мозг человека с помощью специальных механизмов перекодирует волновую информацию, придавая ей форму, доступную для использова­ния и передачи. Как известно, магнитное поле Земли «пульси­рует» с частотой от 8 до 16 колебаний в секунду. Некоторые ученые высказали предположение, что именно с влиянием та­кой пульсации связан основной ритм биопотенциалов головно­го мозга человека, так называемый альфа-ритм, имеющий ту же частоту. Все процессы, протекающие в человеческом организ­ме, имеют еще и свои скрытые ритмы. Это ритмы мозга, серд­ца, других органов. Они являются чрезвычайно динамичными. На характер ритмов мозга, например, оказывают воздействие все позитивные и негативные ощущения и переживания челове­ка. Точнее говоря, ритмы мозга есть продукт внешней природ­ной и социальной среды.

Хаотически изменяющаяся частота колебаний магнитного поля Земли может «навязывать» биологическим процессам не свойственные им ритмы. У здорового человека нервная система хорошо приспосабливается к изменениям окружающей среды.

Ослабленная же нервная система не справляется с возросшей нагрузкой, вызванной «беспорядком» в изменениях геомагнит­ного поля. Каждодневный ритмический цикл жизнедеятельно­сти человеческого мозга, длящийся 24 часа в сутки, делится на периоды бодрствования и сна. Период бодрствования включает время наиболее активного функционирования (обработки полу­чаемой информации) и время релаксации (восстановительных процессов), а также непроизводительные (или вспомогатель­ные) затраты времени.

Сон человека, включающий парадоксальную и медленную фазы, несет мозгу не меньшую по значению нагрузку, чем бод- роствование. В основном она связана с нервно-психической деятельностью. В процессе научных исследований ученые-ме­дики обнаружили четыре вида волновых ритмов мозга: дельта, тета, альфа и бета. Их можно увидеть на электроэнцефалограм­ме. Частоту каждого названною здесь вида мозговых волн при­нято измерять в циклах за секунду. Это, по сути, есть графиче­ское выражение разных уровней мозговой жизнедеятельности. Наиболее низкая частота волн мозговой активности (дельта) со­ставляет один цикл за две секунды, а самая высокая (бета) - во­семьдесят пять циклов за секунду.

Первый уровень частоты работы мозга (дельта) указывает на состояние очень глубокого сна или даже на бессознательное состояние. Последний же уровень (бета) свидетельствуют о наисильнейшем (запредельном) возбуждении. Это, можно ска­зать, два крайне болезненных состояния мозга. У большинства людей амплитуда колебаний мозговых волн варьирует где-то между четырьмя (глубокий сон) и сорока (возбуждение) цикла­ми за секунду. Тета-колебания отражают обычное состояние сна (частота волн от пяти до семи циклов в секунду), а при аль­фа-колебаниях (от восьми до тринадцати) сон сопровождается сновидениями, происходит расслабление организма. Бета-вол­ны (от четырнадцати до сорока циклов за секунду) свидетельст­вуют о том, что человек находится в состоянии естественного бодрствования, то есть активной жизнедеятельности. И все же диапазон частот волнового ритма мозга от четырнадцати до со­рока за секунду, конечно, очень велик. Медики полагают, что если частота волн мозговой активности ниже двадцати циклов за секунду, то это указывает на особое состояние умственного спокойствия, чувственной уравновешенности. Даже иммунная

система в этом случае функционирует наиболее эффективно. В таком состоянии человек чувствует себя комфортно и физиче­ски, и психически. Человеческий мозг функционирует нормаль­но, он способен успешно решать многие практические и твор­ческие задачи; мысли приобретают более четкие и конкретные формы.

Обычно человеческий мозг в процессе выполнения им обычных жизненных функций производит бета-волны, частота которых двадцать и чуть более циклов в секунду. Когда же он возбуждается, частота волнового цикла возрастает, порой зна­чительно. Это нередко приводит к нарушению нормального протекания мыслительного процесса. Человеку становится все труднее концентрировать свое внимание на чем-либо. В голове начинают мелькать тысячи беспорядочных мыслей. Иногда по­является некое безотчетное чувство тревоги, возникает стрессо­вое состояние. Кстати, тревога и особенно стресс ассоциируют­ся у медиков с частотой мозговых волн, значительно превы­шающей частоту в двадцать циклов за секунду. А это уже дале­ко не нормально. В результате резко снижается иммунитет, что дает возможность разного рода вирусам и микробам «хозяйни­чать» в человеческом организме, поражая его клетки.

Организм человека находится в информационной взаимо­связи с естественной средой обитания и в определенной зависи­мости от нее. Оттуда поступают кислород, вода и пища для осу­ществления метаболических процессов. Воздух, пища и вода для человека являются необходимой комбинацией деинтегри- рованных информационных компонентов всех живых организ­мов первого и второго поколений (растений и животных), из которых он синтезирует различного рода жизненные средства для своего существования. И чем шире спектр потребляемых им натуральных компонентов, которые человеческий организм приспосабливался усваивать в течение многих тысячелетий, тем разнообразнее реакции метаболизма, протекающие в нем. Вот почему основой своего питания человек сделал раститель­ные и мясомолочные продукты, отличающиеся большим разно­образием субэлементов и легко подвергающиеся внутрисистем­ной переработке. Напротив, упрощенный набор компонентов в пище или ее искусственное синтезирование, затрудняющее рас­щепление, может нарушить ход метаболических реакций.

1.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Информационные процессы в живых организмах.: