<<
>>

Глава 12 Смысл знаков жизни

И я ниоткуда Пришел расколоть Единое чудо На душу и плоть.

Арсений Тарковский

Смысл знаков жизни раскрывается в межорганизменных отношениях совместности, родства и сосуществования.

Поскольку смысл не материален и принадлежит к сфере идеального, отношения выявляют у организмов те же три составляющих, которыми наделен смысл слова: эстетическую, этическую и логическую (рис. 12).

Отношение совместности, скорее всего, отвечает эстетической составляющей смысла слов. Действительно, совместностью называется обитание растений и животных в составе ландшафта. Однако натуралисту, как и любому другому чело

веку, присуще не только собственно познавательное, но и ненаучное чувственное эстетическое восприятие живой природы. В таком восприятии ландшафт представляется пейзажем.

Красота пейзажа — в гармоничном пространственном размещении форм рельефа, водоемов, леса и кустарника, изяществе животных и растений, в созвучии журчания ручьев, шума леса и пения птиц, в соцветии голубого неба, белоснежных облаков и зелени растений, в благоухании цветов. В эстетизации заключается своеобразное очеловечение эстетически /

нейтрального самого по себе ландшафта.

С научной точки зрения, объективно, в природе без человека нет цветов, есть электромагнитные волны различных частот и соразмерность их параметров. Точно так же нет гармонии форм, есть соразмерность телосложения организмов, прежде всего, физиологически оптимальное отношение поверхности к объему (Примечание 17). Нет звуков и созвучий — есть акустические колебания воздуха, которые различаются длиной волны и частотой, и соразмерность параметров акустических волн. Наконец, своеобразной иллюзией является и благоухание цветов; в физической реальности нет запахов, имеются летучие молекулы эфиров и других веществ.

Вполне естественно, что объективно существующая физическая реальность доступна нам в преобразованном органами чувств виде.

Электромагнитные волны становятся цветами радуги, а их соразмерность волн — соцветием. Акустические волны становятся звуками, а их соразмерность — созвучием. Таким образом, физическая реальность расцвечивается и озвучивается.

Подвергается преобразованию соотнесенность параметров летучих молекул и оптимальное отношение поверхности к

объему, столь необходимое для жизнедеятельности организмов (Примечание 17). Оно воспринимается нами как симметрия и изящество форм.

Действительно, все органы чувств, «врата знаний», воспринимают только двумерную пространственность, и поэтому телосложение трехмерных организмов остается для нас соразмерностью всего лишь двух параметров плоской фигуры на сетчатке глаза; в свою очередь, соотнесенность разных организмов в ячейках биологической розетки, сходство, корреляция, симметрия, остается соотнесенностью их плоских изображений. Поэтому мы не наблюдаем жизненно важного для живых организмов отношения поверхности к объему и довольствуемся простиранием фигурных чисел, отношением двух параметров плоской фигуры.

Если все пространственное — числа, то природная совместность — это пространственное соотнесение чисел вроде вычислений. В этой соотнесенности организмы уравнены с неживыми составляющими ландшафта — с облаками, водоемами и формами рельефа; они сливаются в живую, а точнее, оживленную природу. Воспринимаемая нами через «врата знаний», соразмерность эстетизируется, становится красотой: гармонией красок, цветов, ароматов, звуков и размеров. Подвергнутый эстетизации, ландшафт воспринимается как пейзаж.

Через отношение совместности у натуралистов осуществляется целостное эстетическое восприятие живой природы, вызывающее чувство восхищения ее величием и красотой. Поэтому отношение Совместности отвечает эстетической составляющей смысла слова.

Отношение родства (сродства), скорее всего, представляет в биологической розетке логическую составляющую смысла слов, потому что родство (сродство) объясняет. В чистом виде функция объяснения выполняется родством в систематике: почему организмы сходны? — Потому что родственны.

Почему в разных фаунах (флорах) имеются общие виды? — Потому • что между фаунами (флорами) имеет место сродство. Сродство может служить причиной и других отношений, включая сосуществование (Примечание 18). Родство (сродство) служит подобием научного объяснения, потому что предлагает причинное объяснение прочих отношений, ответ на вопрос «почему?». Отношение родства (сродства) осуществляется в потоке поколений организмов и обладает свойствами течения времени, в котором прошлое остается причиной настоящего, а настоящее предопределяет будущее.

Отношение сосуществования пребывает в неопределяемом настоящем течения времени. Именно в ускользающем и неопределимо-преходящем настоящем осуществляется жизнь как семиотическое существование организмов. Для биологических организмов жизнь остается самоцелью: зачем выживать? — Чтобы жить. В таком случае, отношение сосуществования выполняет в биологической розетке функции, отвечающие этической составляющей триединого смысла

СЛ0В8»

Вообще, биологическая розетка (рис. 3) как объединение двух триад (рис. 5) может считаться объединением триединого смысла слова (рис. 12) с триединым значением числа (рис. 10). Более точно, она может иметь два истолкования в зависимости от выбора соотносимых элементарных объектов: выборки организмов определенной численности (в пределе, отдельные организмы) или открытые популяции (виды) (Глава 3). От этого выбора существенно зависят свойства отношений.

Если в качестве соотносимых элементов принять единичные организмы или выборки организмов определенной численности, то все отношения следует считать определяемыми. Их можно было бы вычислять, как, например, вычисляется величина сходства в нумерической таксономии. Определив численность организмов в выборках, количество признаков сходства и различия между ними и пр., мы тем самым создали бы необходимые условия для собственно научного исследования, которое опирается на измерение и счет и пользуется математическим языком чисел.

Разумеется, всё натуралистское знание относится исключительно к подобным объектам; это для теоретического понимания конкретного знания следует считаться с принципом «вне вида нет организма», т. е. со временем как длением.

Действительно, если в качестве соотносимых элементов принять открытые популяции видов, то все отношения следует признать открытыми, неопределяемыми. В свою очередь, привнесение дления есть очеловечение смысла текста натуралистской Книги о жизни.

<< | >>
Источник: Заренков Николай Алексеевич. Семиотическая теория биологической жизни. — М.:,2007. — 224 с.. 2007

Еще по теме Глава 12 Смысл знаков жизни:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  3. Глава IIIМЕНТАЛИТЕТ И ЯЗЫК
  4. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  5. Глава 1Ситуации личностного развитиякак предметная деятельность психолога в кризисной ситуации
  6. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  7. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  8. Глава 2 Многосложная натуралистская картина жизни
  9. Глава 5 Биологическая билингва
  10. Глава 6 Что такое жизнь с точки зрения натуралиста
  11. Глава 9 Написание звучанием
  12. Глава 12 Смысл знаков жизни
  13. Глава 3.3. КВАЛИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
  14. Глава 7. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
  15. Выводы по II главе
  16. Глава 6. Главный социально-экономический феномен обеспечения рыночного реформирования России
  17. Глава XV ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  18. Глава пятая
  19. Глава 5. Национальный вопрос и национальные проблемы в трудах и дискуссиях российской диаспоры