<<
>>

Закат и угасание философии античности

Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через многократное повторение, реализовало свою цель и обозначило конец своей истории в форме переходного периода к «юности» европейской части человечества.

Переходный период включает этапы разрушения, аккумуляции и созидания. Каждый имеет свои проблемы.

Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская академия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания, и вырождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342-271 гг. до н. э.).

Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Природы. Подлинное наслаждение может дать знание, ибо только оно обеспечивает свободу.

Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру.

Философия учит благоразумию, а благоразумие является основанием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не уклоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом. Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимости применительно к развитию общества.

В учении о душе Эпикур материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью необоснован. «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет».

В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, природа не нуждается в сверхъестественных силах. Она имеет свое основание в себе и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии — страх смерти и незнание законов природы.

В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения, как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта).

В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье.

В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая что справедливость между людьми должна носить договорный характер.

Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению и тем не менее, эта философия лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя природную сущность человека, разделявшего принцип «здесь и только сейчас» и, опираясь исключительно на рациональное освоение мира. И в этом смысле, философия Эпикура уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки парадигмы космоцентризма.

В конце IV века до н. э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления Зенон из Кития (336-264 гг. до н. э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.

Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы.

В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии стоики ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качества, отношения и сущности.

Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (350-270 г. до н. э.), а также Тимон (320-230 г. до н. э.). исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.

Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу, и только тогда мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.

Римские завоевательские походы, устремленные во все стороны мира, создали особый менталитет, ориентированный на ассимиляцию чужого опыта. Этим объясняется своеобразный перенос на «римскую почву» идей эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.

Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита

Лукреция Кара (99-55 г. до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной силой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.

Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни[8]. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посему, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.

Ключевой ценностью о философии стоиков является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью».

Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь,— отмечает Эпиктет,— но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».

Линия греческого скептицизма наиболее ярко проявилась в учении Секста Эмпирика, о чем свидетельствует одна из основных его работ — «Основы пирронизма»[9]. Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.

В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.

Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106-45 г. до н. э.) отождествляет всю философию с этикой, как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.

По мере углубления кризиса античного общества, место философии, как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существование души и природы. В своей эманации Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий.

Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.

Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления (экстазы).

Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие предпосылки вызвали становление античной философии?
  2. Определите предмет философии античности и ее метод.
  3. Как объясняют первоначало сущего представители милетской школы, пифагорийского союза, Гераклит, элеаты?
  4. Каким образом Демокрит снимает крайности позиций Гераклита и Парменида по вопросу определения первоначала сущего?
  5. Какие три принципа положил Гераклит в основание диалектики как метода освоения Природы?
  6. Что нового в развитии методологии внесли другие мыслители античности?
  7. В чем сущность философии Платона и каков ее эвристический потенциал?
  8. Платон дал блестящую критику существующих форм государственного правления, но его модель оказалась не лучшей. Почему?
  9. По каким параметрам Аристотель не приемлет государство Платона?
  10. Дайте классификацию философского наследия Аристотеля.
  11. Как понимал Аристотель движение?
  12. Реконструируйте аристотелевскую теорию познания.
  13. Воспроизведите аристотелевское учение о причине.
  14. Дайте анализ аристотелевской логике и его учению о категориях.
  15. Дайте характеристику философии Эпикура и его последователя Лукреция Кара.
  16. В чем сущность концепции скептицизма и как она перекликается с философией Эпикура?
  17. В чем суть концепции стоицизма?
  18. Дайте оценку античному эклектизму Цицерона и иррационализму Плотина.

Литература Основная

  1. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1969.
  2. Античная литература. Греция. М., 1989.
  3. Античная литература. Рим. М., 1988.
  4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1978-1984.

Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1990-1995.

Плотин. Эннеады. СПб., 1995.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1973.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Дополнительная

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило

софов. М., 1979.

  1. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
  2. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и разум: античная парадигма. Л.,

1990.

  1. Томсон Дж. Первые философы. М., 1959.
  2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1984.
  3. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб. 1994.

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия.              Учебное пособие.              - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 448 с.. 2002

Еще по теме Закат и угасание философии античности:

  1. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  4. А. Что такое история для неученых?
  5. Натурфилософия античности.
  6. Закат и угасание философии античности
  7. Античная философия
  8. II. РАЗРУШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  9. § 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. Числа, циклы, история
  11. ДРЕВНЯЯ цивилизация Египта. ИСТОРИЧЕСКИМ ОЧЕРК