<<
>>

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Страна и население. Древнейшие обитатели Китая в третьем тысячелетии до н. э. населяли среднее и нижнее течение реки Хуанхэ, равнину, примыкавшую к Бохайскому заливу, а также обширные степи, плоскогорья и долины других районов Китая.

Племена, населявшие эти районы, имели различные названия: на севере — «ли», на востоке — «и», на дападе — «цзян» или «жун», ^ на юге — «мань». B процессе взаимодействия этих племен формировалась общая культура, складывалась основа древиеюітайекой народности.

Природные условия основного района расселения китайских племен были благоприятными для занятия земледелием, но одновременно требовали от земледельца неослабных усилий в борьбе со стихийными силами природы в виде иаводненийилизасухи. Уже в древних легендах и мифах нашли отражение постоянная борьба древних китайцев с грозной рекой Хуанхэ, которая, выходя из берегов, нередко затопляла все прилегающие области, а также их забота об орошении земли и организации земледельческого хозяйства.

Периодизация истории государства и права. История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (ХѴІП—ХІ вв. до н. э.), 2) период Чжоу (XI—111 вв. до

н. э.), 3) период Цинь (221—207 гг. до н. э.) и Хань (111 в. до н. э.— Ill в. II. з.).

Образование и развитие рабовладельческого государства в Китае. Памятники материальной культуры говорят о том, что к концу третьего тысячелетия ДО H э население Китая перешло коседлому образу жизни и начало заниматься земледелием, скотоводством и ремеслом. Обитатели древних поселений жили родовыми общинами, объединенными в племена, и вели общее хозяйство. B конце третьего — начале второго тысячелетия до н. э. в связи с развитием производительных СИЛ общественная собственность начинает все более вытесняться частной собственностью отдельных семей. Выделяется родоплеменная и военно-дру.жинная знать, которая начала сосредоточивать в своих руках средства производства н основные богатства. B это же время сложились необходимые предпосылки для возникнове- ниярабства.

Специфические условия производства, связанные с необходимостью руководства коллективными усилиями земледельцев по орошению земли, предотвращению пагубных последствий разливов рек, обусловили все большее возрастание власти племенного вождя — вана. Грабительские войны еще болёе усиливали его власть. Ван формировал дружины на основе преданности. Если раньше, по обычаю, вана избирали из одних и тех же семейств, то теперь власть вана становится наследственной.

K началу второго тысячелетия до н. э. процесс разложения первобытнообщинного строя проявился совершенно отчетливо. Он протекал в непрерывной борьбе как внутри племени, так и между племенами. Классовое расслоение общества привело к ликвидации родового строя и замене его государством. Согласно китайской исторической традиции примерно в XVlII в. до н. э. (по новейшим данным приблизительно в 1600 году до н. э.) иньцы, принадлежавшие к племенам восточных «и», разбили своих противников и, завоевав обширную территорию СеверногоКитая, основали государство Шан (Инь). Военное столкновение племен явилось фактором, лишь ускорившим процесс разложения первобытного общества и образования государства.

Древнекитайское государство сформировалось как рабовладельческое ио своей классовой сущности.

Период Шан (Инь) был временем становления ріь бовладельческого общества. Если для Раннего Шан (XVIII—XV вв. до н. э.) можно говорить лишь о начальных этапах процесса классообразоваиия, то в период Позднего Шан (XlV—XI вв. до н, э.) складывается классовое общество, низшую ступень в котором занимали рабы.

B период Чжоу идет дальнейшее совершенствование орудий обработки земли. B VII—-VI вв. до н. э. осваивается плавка и обработка железа, из которого в последующие века научились изготовлять различные сельскохозяйственные орудия. Применение железа способствовало развитию ремесла, а это в свою очередь вызывало рост городОв и развитие товарно-денежных отношений. Социальное расслоение чжоуского общества становится более отчетливым. Возникает иерархическая социальная система. Рабский труд в этот период широко приме» няется в железоплавильных масте'рских, на добыче co* ли, в ремесле и т. д.

Вовремена Цинь, и особенно Хань, появляются за- .чатки новых, феодальных отношений.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Уже во времена Позднего Шан (XIV—XI вв. до н. э.) , из обЩей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрг- цов, чиновников, знать подчиненных племен. Причем в этот период родственные связи играли очень важную роль в среде господствующего класса рабовладельцев,

Весьма сильны были родственные связи и в чжоус- ком Китае, где в сословпой иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев — социальных рднгрв составлял единую иерархическую систему, и это находило своевнешкеевыраже- ние в элементах материальной культуры. B соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Верхний халат, шапка, пояс, нижние одежды, туфли и т. д.— все должно было соответствовать раигу. Ранг определяд размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена прежде всбго наследственной аристократией. Лишь постепенно в

нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

K периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с I титулованной знатыо. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар I был чайесен потомственной аристократии гтреббразова- циями, проведенными в IV в. до н. э. в царстве Цинь о^новником Шан Яном. Он ввел новое положение, о рангах знатности, согласнокоторому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с III в. До н. э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая анать — имущественная, военная, служилая, торговоростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Ha противоположном полюсе находились рабы. Единого наименования для рабов в Древнем Китае не существовало. Имелось множество терминов для их обозначения в зависимости от источника рабства, пола, возраста, принадлежности раба частным лицам или государству.

I Источники рабства были различными. Первоначаль

но рабами становились военнопленные, захваченные в многочисленных воениых похбдах. Иньскйе правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Bo времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Сфера применения рабского труда в Китае была довольно обширной. B эпоху Шан (Инь) пленных использовали на охоте, в скотоводстве. Bo времена Чжоу рабы выполняли домашние работы во дворцах вана н знати, изготовляли колесницы, сооружали различные постройки. Женщины ткали, шили одежду. K концу рабовладельческой эпохи труд раба широко применялся в казенном ремесле, особенно в горных промыслах по добыче и обработке меди и железа. Bo времена Ван

Мана (I в. н. э.) из рабов было создано войско, названное «броском кабана». Применялся труд рабов и в земледелии. Характерно, что в таких развивающихся отраслях, как ремесло и торговля, рабы вообще являлись основной рабочей силой.

Рабы находились на положении скота. Их клеймили, наіГЖОПГна них колодки, отрезали уши, заставляли выполнять самую тяжелую и грязную работу, безнаказанно убивали, массами нриносилн в жертву путем закапывания, сожжения.

Первоначально рабы рассматривались как государ:. ственная, коллективная собственность, которая передавалась лишь во владение. B период Чжоу появляется частное рабовладение. Рабы в это время считаются одним из важнейших показателей богатства, их можно было менять, покупать и продавать. Особенно широкие размеры приняла работорговля при Цинь, когда были созданы «рынки рабов и рабынь вместе с волами и конями в одних загонах».

B рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организациюдревнекитайской общинывремениИнь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования — гак называемой системой изинтянь («колодезные поля»)[51]. Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с «общего» поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства или другому лицу, которому была передана данная территория. Урожай с «частных» полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки «общих» полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности, которые тяжелым бременем ложились на их плечи.

B Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Переделы проводились либо ежегодно, либо один раз в три года. Развитие товарно-дейежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общинЬі приводят к тому,

что в VII—V вв. до н. э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, •наиболее плодородные земли. Это разрушало систему «колодезных полей». B царстве Лу в 594 году до н. э, вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование. Наиболее полно ликвидация системы цзинтянь была проведена на основе реформы Шан Яна в царстве Цинь. Здесь была разрешена свободная продажа и покупка земель, установлен налог с каждого земледельца в зависимости от размеров его участка.

Уничтожение системы цзинтянь влекло за собой усиление налогового гнета. Крестьянство разоряется, теряет свою землю, а иногда и свободу. Одновременно происходит концентрация земельной собственности в руках общинной верхушки. Так создаются условия для развития феодального способа производства и превра- щещія общинников в различные группы феодально-зависимого крестьянства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Центральное управление. B рабовладельческом Китае на всеМ'Протяжении его истории существовала монархическая фОрма правлеыня.

Тенденция кмонополизации главой государства всей полноты власти обнаруживается очень рано. Уже в период Позднего Шан в руках правителя объединялись функции организатора экономики, главы культа и воєнного вождя, Это находит свое отражение и в появлении в период Шан (Инь) титула «ван» как верховного правителя «Поднебесной». Зарождается идея неограниченной власти правителя. Ван теперь называет себя «единственным и первым человеком». Co временем лич- пость вана начинает противопоставляться не только свободным общинникам, но и представителям знати. B начальный период Чжоу власть вана распространилась и на территории правителей различных рангов. B это время появляется утверждение о том, что «повсюду под обширным небом нет такой земли, которая не принадлежала бы вану»,

Распад государства Чжоу в VIII в. до н. э. повлек за собой некоторое ослабление власти вана. Ho утвер* ждение династии Цинь вновь резко усиливает могущество верховного правителя. Основатель династии Ин Чжэн, принявший в 221 г. до н. э. титул высочайшего императора (хуанди) и известный в истории под именем Цинь Шихуана, сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Данные источников говорят о'том, что император выслушивал доклады о состоянии различных дел, а многочисленные чиновники получали уже готовые решения. B это время в£е дела в «Поднебесной», независимо от того, большие они или малые, решались императором. Сильна была власть и ханьских императоров.

Древнекитайская монархия была наследственной и поч форме являлась типичной восточной деспотией. Власть правителя переходила к старшему сыну. Лишь в ранний период Шан (Инь) в ряде случаев должность вана наследовалась не сыном, а младшим братом или племянником правителя. Известны в Древнем Китае и случаи, когда при малолетнем монархе вводияась должность регента.

Для рабовладельческого Китая характерно обожествление царской власти. Культ обожествляемой власти вана складывается еще в эпоху Шан (Инь). Вначале ван начинает изображаться в качестве полу- божественного правителя, ведущего происхождение от верховного предка «ди» и облеченного, таким образом, божественной властью. Bo времена Чжоу появляется для обозначения правителя новый титул «тяньцзы» — «Сын Неба». Bce ваны начинают рассматриваться как сыновья «небесного владыки». Следовательно, тяньцзы владеет «Поднебесной» потому, что она дана ему небесным владыкой,’небесиый владыка дает ему и народ. B дальнейшем обожествление вана — правителя выразилось также в запрещении произносить и писать имя царствующего правителя, аналогично запрещению произносить имя египетского фараона.

Врукахвапа находился обширный и разветвленный аппарат управления, главной задачей -которого было подавление эксплуатируемых трудящцхся масс — рабов н общинников. Такого рода аппараг включал в свой состав, с одной стороны, ближайших родственников правителя, а с другой — его личных слуг, что отразилось в самом наименовании должностных лиц и в их поло> жении.

Ha гадательных костях эпохи Шан (Инь) встречается около 20 официальных титулов. Обычно этих должностных лиц подразделяют по их функциям на'З категории. Это, прежде всего, гражданские должностные лица, помогавшие вану в различных видах админи< стративной деятельности. Ko второй категорииотносят военных должностных лиц. Один из них заведовал конницей, другие — различными видами стражи и т. д. K третьей категории относят всевозможных советников, гадателей, прорицателей и т. п.

B период Чжоу центральные органы государ.ствейно- го айпарата являются уже более развитыми. Вокр.уг вана сформировалась значительная группа аристократического чиновничества, уточняется распределение функций между отдельными лицами.

Первым и ближайшим помощником чжоуского вана по управлению, который возглавлял всю массу чиновников и выполнял самые разнообразные поручения правителя, являлся сян. Кроме того, имелись должности трех гунов — главных советников вана.

Непосредственное управление принадлежало высшим чиновникам. Один из них являлся высшим военно-адми- ныстративным лицом в государстве, командовал войском. Другой ведалобщественными работами.вопросами земледелия, ремеслом, торговлей, наблюдал за иррига* ционной системой в стране. Еще однн занимался вопросами, связанными с различными повинностями населения, контролировал уплату дани, налогов. Имелись и другие чиновники, занимавшиеся культом, вопросами суда, снабжением дворца и т. д. Характерно, что в подчинении у них находилось огромное количество низших должностных лиц. .

Это — типичная дворцовая система управления, центром которой являлся дворец обожествленного прр- иителя. Для нее характерно соединение в одних руках управления дворцом и страной. Лица, обслуживающие дворец, одновременно являлись и государственными чиновниками, а дворецкий, возглавлявший всю массу слуг и руководящий Жизнью дворца, в силу этого становился ближайшим помощником правителя, высшим должностным лицом в- этом аппарате. При дворцовой системе управления отсутствуют постоянно действующие государственные учреждения с определенной, четко разграниченной компетенцией, а имеются лишь лица, слуги, которым даются поручения.

Создание империи Цинь повлекло за собой некоторые изменения в центральном управлении. Цинь Ши- хуана, как свидетельствует надпись на стеле, относящаяся к 219 r. до н. э., «навел порядок (в стране), ввел (единое) законоположение и (единую, новую) систему управления (страной)».

Ближайшими помощниками циньского императора становятся два первых советника (два чэнеяна), возглавлявшие pa.6p_T> аппарата и выпблнявшне все указания императора^Оссбая роль принадлежала тайвэю, командбвавиіему" вооружеішыми силами империи. Весь аппарат государственного управления находился под неослабным контролем одного из высших чиновников — юйши дафу и его помощников. У них хранились наиболее важные документы государственного архива, письменные доклады, отчеты и т. д. Чэнсян, тайвэй и юйши дафу были наиболее влиятельными должностными лицами. Они получили наименование «трех гунов» — высших чиновников Циньской империи.

Имелось значительное количество других должностных лиц центрального управления. Особый чиновник занимался финансовыми вопросами и сбором налогов. Вопросы суда и наказания относились к компетенции тинвэя. Должностные лица империи следили за хранением собранного с населения зерна, за строительством и ремонтом оросительных сооружений и т. д. Отдельные чиновники ведали управлением различными племенами, зависимыми от империи, а также делами, связанными с членами императорского дома, государственными колесницами, лотадьмп и т. д.

Bo время Ранней династии Хань (206 г. до н. э.— 25 г. н. э.) центральные органы восстанавливаются по образцу Цііньской империи. Как и ранее, особсе положение занимают 3 гуна. Сохранилось также 9 чиновников, ведавших различнымивопросами управления. Изменения в структуре центральных органов произошли в правление Поздней династии Хань. Государственное управление было сосредоточено в пяти фу (ведомствах). Чиновники центрального аппарата были разделены на группы, каждая из которых относилась к одному из трех главных ведомств. K этому же времениотноситсяипо*

явление императорского совета (шаншутай), в связи с чем заметно слабеет реальная власть высших сановников империи. Отныне все наиболее важные вопросы решаются в императорском совете.

Местное управление. Характеризуя местное управление, следует учитывать, что в эпоху Шан (Инь) io- сударство представляло собой совокупность большсщ> количества коллективов (іілп владений) со своими вож- дями-правителями, занимавших определенные территории и подчинявшихся верховной власти иньского вана. Историческая традиция называет таких местных вождей чжухоу, а гадательные надписи сообщают бкбло 8 специальных наименований (рангов) для их обозначения. Между такими чжухоу u ішьским ваном существовали определенные взаимоотношения. Чжухоу должны были регулярно прибывать ко двору вана, что являлось выражением признания вана и подчинения его власти. Практическим выражением верховной власти вана было его право отдавать приказы, связанные с самыми различными сторонами военной и хозяйственной жизни. Чжухоу были обязаны присылать ко двору вана дань (скот, черепаховые панцыри для гадания, пленных и т. д.). C другой стороны, в случае нападения врага каждый из чжухоу мограссчитывать на военнуюпомощь вана.

Эта же система чж-ухоу сохранялась и в период Чжоу. Такого рода местные правители признавали верховенство чжоуского вана, подчинялись его распоряжениям, помогали вану приносить жертвы в храме предков, были обязаны являться ко двору на прием. Правителям во время приема в торжественной обстановке вручались грамоты, подтверждавшие их права на владение территорией. Определенная часть чиновников, находившихся на службе у таких правителей, назначалась непосредственно ваном. Такие чиновники располагали большой властью и являлись на местах своеобразными представителями и контролерами чжоуского вана.

Однако сама система чжухоу свидетельствовала о слабости объединения, достигнутого Чжоу. Отсутствие прочных связей между отдельными областями, этниче- окая пестрота населения, серьезные различия в уровне общественно-экономического развития отдельных районов и т. д.— все это затрудняло объединение страны.

Власть чжоуского вана ослабевает, растет могущество отдельных местных правителей. И к VIII в. до н. э. единое государство Чжоу распалось на множество самостоятельных царств, которые вели между собой непрекращающуюся ожесточенную борьбу. B VII—VI вв. до н. э. в Китае выделяются 5 царств: Ци, Чу, Цзшгь, Цинь и Сун. Их правители присваивают себе титул ба-вана (« п p а в и т e ль -ге г e мо н ») и подчиняют своей

власти мелких правителей. Чжоу превращается в такое же владение, как остальные царства, даже более слабое, хотя его правитель продолжал носить титул вана, а правители царств-гегемонов считались зависимыми от него и признавали его верховенство.

B условиях политического распада государство Чжоу вообще не имело строго определенного административно* го деления. Страна состояла в это время из множества различных по своим разМерам царств, владений, наделов, деревень и т. д. Однако с середины I тысячелетия до н. э. в отдельных царствах начинает вводиться более четкое территориальное деление в виде областей и уездов, появляются связанные круговой порукой пятидвор- ки. Так, в середине IV в. до н. э. Шан Ян провел в царстве Цинь административную реформу. Территория цар* ства была разделена на 41 уезд, которые подразделялись на более мелкие единицы. Самыми низшими звеньями стали связанные круговой порукой объединения пяти и десяти семей.

Такой же принцип административного деления был проведен и в империи Цинь. Вся территория империи была разделена на 36 округов (позднее было образовано еще 4 округа), которые делились на уезды, волости и тины — административные единицы, включавшие в свой состав около 10 общин. Структура местных органов стала более сложной. Bo главе административных единиц были поставлены чиновники, которые назначались и смещались по воле 'императора. Ханьский император Уди, стремясь к усилению централизации, разделил всю территорию государства на 13 обширных округов — чжоу. B дальнейшем их число значительно воз; росло.

Низшей административной единицей на всем протяжении истории рабовладельческого Китая оставалась сельская территориальная община, имевшая свои органы самоуправления. Например, во времена Чжоу жи*

тели общины избирали фулао (отцов-старейшин), из среды которых избирался уже староста (личжэн). Представители общинной администрации организовывали труд членов общины,,следили за выполнением различных повинностей, обеспечивали охрану деревни и т. д, Получая двойной надел от общины и различные льготьі от государства, они со временем превращаются в ти« пичных представителей зажиточной общинной верхушки. Более высокое положение занимали саньлао, возглавлявшие межобщинные культовые объединения. B периоды ослабления центральной власти и распада единого государства они играли очень важную роль, ока- эывая серьезное воздействие на правителей небольших царств.

Более крупные административные единицы включали в свой состав определенное число общиш 5, 10, 20 и т. д.

Вооруженные силы. B Шан (Инь) постоянной армии не существовало. B случае необходимости «ван собирал людей и приказывал идти в поход». Чжухоу предоставляли отряды в 3000, 5000, 6000 воинов. Собранное ополчение передавалось военачальнику, который возглавлял его. Войска были вооружены бронзовыморужием и подразделялись на две основные части: пехоту и колесницы.

Ko времени Чжоу относится возникновение определенной системы набора в армию. Каждый крестьянский двор' выделял гіо одному человеку. Кроме того, населе- HifC сообща давало тягловый скот и повозки, перевозило провиант, фураж и т. д. K концу периода Чжоу появляются вооруженные всадники, в качестве самостоятельной части армии выделяется обоз.

B начале эпохи Чжоу основная роль принадлежала войскам* находившимся в непосредственном распоряжении "чжоусксцю вана. Армии отдельных областей имели, как правило, вспомогательное значение. Ho с распадом государства Чжоу положение меняется: основной воен- ной .сйлой становятся войска отдельныхцарстБ. Армйя широко использовалась не только для осуществления функции ограбления соседних народов, но и для подавления своего собственного трудового люда.

Различалось трн рода в.оцскі. лехота, конница- и боевые колесницы. Были и речные флотилии. Определенная часть войск находилась па границах. B IV в. до н. э.

Шан Ян Л царстве Цинь провед военную реформу. Циньское войско было перевооружено и реорганизовано. Бронзовое оружие постепенно заменялось железным. Армия была разделена на пятеркй и десятки, связанные системой круговой поруки.

Bo времена Чжоуоформляетсяспециальныи аппараг управления войсками. Bo главе армии стоялполково? дсц. Различались главный полководец, простой, полководцы в пограничных землях и т. д. Их назначение сопровождалось особой церемонией во дворце. Были и другие военные должности: начальники отрядов, младшие военачальники и т. д. C распадом единого государства в каждом царстве создается собственный аппарат управления войсками. Существовал военный совет, заседавший в храме предков правителя.

B империи Цинь была гіроведена реорганизация армии по образцу военной рсформы Шан Яна. Верховным главнокомандующим являлся сам император. Только ему подчинялсятайвэй, в ведении которого находились все военные чины. Надзор за командным составом армии принадлежал инспекторам (юйши), являвшимся представителями императора.

Bo времена Ханьских династий мужчины в возрасте от 23 до Бб ЯСт бътли обязаны отбывать военную повинность, которая подразделялась на три категории: месячная служба в уезде или округе, годичная служба в войске, служба по охране границ. От военной повинности можно было откупиться, разрешалось нанять вместо себя другого человека. Однако уже в период Ранней династии Хань в столице создаются две постоянные армии: северная и южная. Южная армия включала в свой состав стражу и телохранителей императора. Северная—охраняла столицу. Воины этих армий освобождались от военных походов и получали определенное содержание от HMnepaTopQKoro двора. При императоре Уди северная армия была значительно увеличена и разделена на 8 подразделений (конница, пехота и др.). Так было положено начало постоянному войску в Китае.

Судебная система. Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства ^- правитель отдельного

царства в пределах своей территории ц, наконец, впоследствии —'император.' B состав центрального государственного аппарата вхоДил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Bo времена Чжоу он назывался сыкоу. B империи Цинь все более или менее важные судебные дела проходили через руки тин- вэя и двух его заместителей. Bo времена Хань судебные функции, помимо тинвэя, исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

C созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали, как правило, органы об- шинногосамоуправления (фулао и личжэн).Большоеко- личество чиновников обязано было вести борьбу с «разбойниками», разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Главной задачей судебных органов являлось подавление классового противника: рабов и крестьян-общин- ннков.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА

Источники права. Подлинные тексты законодательства Древнего Китая не дошли до нашего времени. Историческая традиция относит появление первых писаных законов и даже сборников законов к государству Шан (Инь). Ta же традиция, которую нельзя считать вполне достоверной, приписывает правителю государства Чжоу Муваиу (X в. до н. э.) составление специализированного уголовного кодекса, насчитывающего 3 тыс. статей. Значительное оживление законодательной деятельности в Китае произошло в VI—III в. до н. э., когда на политическую арену в противовес конфуцианству, делавшему упор на патриархальные традиции и исконные обычаи, выступила школа легистов (фацзя), подчеркивающих важную роль государственных законов.

K V—II вв. до н. э. относится составление ряда сборников законов, из которых наибольшую известность получила «Книга законов» (Фацзин), подготовленная в царстве Вэй Ли Куем (424—387 гг. до н. э.). B этой

книге, состоявшей из 6 глав, излагалось действовавшее в Китае уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. B последующие десятилетия на базе этого своеобразного уголовного кодекса был составлен ряд других описанных в древнекитайских источниках сводов государственных законов («Уложение в 9 главах» и др.).

Право собственности. Закрепление в праве частной собственности на скот, рабов, орудия труда, драгоценности и т, п. происходит еще в государстве Шан (Инь). Однако государственная собственность на землю и общинные отношения сдерживали развитие товарного производства и имущественной дифференциации в древнекитайском обществе.

. Bo второй половине I тысячелетия до н. э. с возрастанием роли торговли и денег частная собственность охватывает уже более широкий круг общественных отношений. B этот период происходит упрочение права частной собственности на землю, получает распространение купля-продажа земельных участков. Разоряющиеся крестьяне и беднота все более опутываются долговыми отношениями, выраженными в виде договора займа. Ростовщики обогащаются за счет взимания процентов по займу (от 5 до 20%), требуют от должника в заклад землю. B связи с разорением крестьянства все более частым явлением в китайском обществе становятся долговое рабство и наемный труд. Имела место также и эксплуатация на основе договора аренды земли.

Семейное лраво Китая периода Шан(Инь) знало еще элементы матриархата, допускало браки между родственниками. Ho уже в государстве Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и отца над детьми. Вступая в брак, женщина порывала связи со своей прежней семьей. Устанавливая моногамию для женщины, древнекитайское право допускало многоженство для мужчины. B богатых домах широкое распространение получили также гаремы с налож- ницами-рабынями.(

B наследственном праве постепенно утверждается • порядок, при котором имущество отца наследовал ею старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа.

Преступления и наказания. Правовыр нормы, относящиеся к преступлениям и наказаниям, получили детали- зиррванную разработку вДревнем.Китае. B уголовном законодательстве Древнего Китаядавался большой перечень преступлений, в числе которых значительное место отводилось государственным преступлениям: оскорбление величества, неповиновение властям н т. д. Особое внимание в законодательстве уделялось наказаниям. Согласно исторической традиции еще в XXIV —- XXIII вв. до н. э. сложилась система наказаний из 5 видов (числу 5 в Китае придавалось магическое значение): татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь.В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символическйе: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. n.'

C развитием классового неравенства и ростом преступности в Китае стали использоваться все более разнообразные и изощренные по своей жестокости наказания. Цель их состояла не только в том, чтобы покарать преступника, но и устрашить окружающих. Участников мятежей и заговоров казнили кипячением и сожжением. Применялась также смертная казнь путем закапывания заживо в землю, разрывания колесницами, разрубания на части. Известны также такие наказания, как заковывание ног в железо, палочные удары, каторжные работы. Для представителей знати и имущих телесная расправа могла быть заменена штршЬом^ ссылкой, отстранением от должности. ^ & *

Процесс. B Древнем Китае суд не был еще отделен от администрации, поэтому предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это способствовало произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение. Он подвергался аресту и пыткам, если не сознавался в совершении преступления. Пытки применялись также и к свидетелям, когда судья, являющийся одновременно и обвинителем, не мог добиться OT них желаемых показаний.

Обжалование приговора практически было невозможно. C просьбой о пересмотре приговора можно было обратиться лишь к тому лицу, которое его вынесло. Так создавались благоприятные условия для взяточничества и судебных злоупотреблений.

<< | >>
Источник: П. H. ГАЛАНЗА и др.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ И ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО). Москва - «Юридическая литература» - 1980. 1980

Еще по теме ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ:

  1. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 
  3. Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
  4. Общие характеристики Древнего Китая
  5. Основные правовые системы современности
  6. «ОСЕВАЯ» МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
  7. 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций
  8. Параграф третий. Школы сравнительного правоведения
  9. Параграф второй. Методология общего сравнительного правоведения
  10. 60. Правовая типология. Общая хар-ка основных правовых семей.
  11. § 2. Рабовладельческое государство и право.
  12. §1.3. Методология теории государства и права
  13. 2.2. Причины и условия происхождения государства и права
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -