Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

ПРЕДМЕТ КУРСА ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

История государства и права является частью марксистско-ленинских наук об обществе. Каждая из общественных наук изучает одну из сторон жизни общества. История государства и права исследует возникновение и развитие таких общественных явлений, как государство и^право.

Эта наука является одновременно исторической и юоилической.


B домарксистской философии и историографии господствовал идеалистический взгляд на ход общественного развития, отрицавший объективные закономерности развития общества, обусловленные материальными условиями жизни. Одни представители буржуазной науки считали, что ход истории предопределен свыше и нет необходимости пытаться познать его и 'влиять на него. Их называли «фаталистами» (от слова «fatum» — судьба). Другие полагали, что ход исторического развития определяется деятельностью «сильных личностей»’, «героев». Представителей этого направления называли «волюнтаристами» (отслова «volunt» — воля).

К. Маркс и Ф. Энгельс произвели революционный/ переворот во взглядах на историю общества, разрабо4 тав учение о материалистическом понимании истории,'1) открывшем путь к познанию объективных законов раз- { вития человеческого общества, государства и права. Они доказали, что в основе всех процессов, происходящих в обществе, лежат объективные, независящие от воли и сознания людей законы.

Возникновение, развитие и функционирование государства и права подчиняются как общим закономерное- ; тям развития человеческого общества, так и специфи- ’ ческим, свойственным только государству и праву. Hof эти закономерности исследует не только история rocy-f дарства и права. Ими занимается также общая теория государства и права1. Однако теория государства и npa-, ва, являющаяся общетеоретической наукой, изучает | «общие закономерности возникновения, развития, наз-1 пачения государства и права... которые свойственны;/ всем социальным историческим типам государства ир права, являются существенными для них, а также общие связи и отношения, свойственные данному типу государства и права в отличие от их отдельных институтов»2.

B истории государства и права предметом исследования являются как общие, так и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования го-1 сударства и права отдельных стран в конкретно-исторических условиях их развития в хронологической последовательности.

1 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М.,Юрид.лит., 1970,c.44-47.

2 Там же, с. 53.

Теория государства и права даст логический анализ возникновения, развития и смены исторических типон государства и права в абстрактной и теоретической форме, при коюром излож.ение освобождено OT его ПС* тррической формы и от нарушающих его случайностей. •История государства и права изучает государство и право в его конкретно-исторической форме, с учетом скачков и зигзагов исторического процесса. В. И. Ленин писал: «.. .представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектичпо, ненаучно, теоретически неверно»[1].

Несмотря на различие между общей теорией государства и права и историей государства и права, .эти науки тесно связаны между собой.

Первая делает своп выводы и обобщения, используя конкретные данные истории государства и права. Последняя в свою очередь при исследовании конкретного государственно-правового материала опирается на выводы и обобщения т.еории государства и права.

B советской историко-правовой литературе в настоя- цее время еще нет общепринятого определения предмета науки истории государства и права, хотя в разные годы различные авторы и предлагали такие определения[2].

B настоящем пособии, исходя из наиболее существенных признаков науки истории государства и нрава, изложенных выше, предлагается следующее общее определение:

Наука История государства и права а хронологичес- кой'последователвности изучает общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных стран в рамках общественно-экономических формаций и в процессе их конкретно-исторического развития.

B высших юридических учебных заведениях изучаются две историко-правовые дисциплины: «История государства и права СССР» и «История государства ипра- ва зарубежных стран(Всеобщая историягосударстваи права)». B курсе История государства и права зару-

бежных стран изучается история государства и правя не всех стран, а только тех, изучение которых предусмотрено учебной программой. История государства н права зарубежных стран как учебная дисциплина изучает не все стороны государства и права, а только те из них, которые раскрываются через понятия «обществен иый строй», «государственный строй» (форма правления, форма государственного устройства, структура, полномочия центральных и местных органов власти и взаимоотношения между ними,' организация карательных органов) и «право» (источники права, основные институты права:, право собственности, семейно-брачное и наследственное право, преступления и наказания и судебный процесс). Право буржуазного общества изучается по отраслям (гражданское, уголовное и т. д.).

МЕТОДОЛОГИЯ, ПАРТИЙНОСТЬ И ЗАДАЧИ КУРСА ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

B марксистской . исторической науке под методом научного исследования понимается совокупность принципов научного исследования, которые в свою очередь определяются мировоззрением ученого.

Наличие руководящих принципов исследования всякого исторического процесса вовсе не означает, что историк изучает факты, подчиняя это изучение какой- то предвзятой идее или произвольно втискивая факты в заранее заготовленную схему. КрЙтикуя Дюринга, Ф. Энгельс писал: «Принципы — не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, прии- ципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории»[3].

Марксистский м.етод исторического исследования выработан на основе философского мировоззрения — диалектического материализм а.

Материалистический фундамент этого метода состоит в том, что изучение развития общества может дать верные результаты лишь в том случае, если видеть основу этого развития, а именно материальные условия жизни общества, которые являются определяющими. B наиболее обобщенной форме К. Маркс следующим образом изложил материалистическое понимание истории: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения— производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[4].

Таким образом, государство и право относятся к области надстройки, они не имеют самостоятельной истории, ибо «правовые отношения, так же точно как я формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизнeIIных отиошенияX»[5].

Открытие материалистического понимания исторни позволило раскрыть ход всемирной истории как естественно-исторический процесс, подчиняющийся объективным законам развития общества. Выделение и анализ производственных отношений, совокупность которых составляет экономический базис, над которым возвышается надстройка (государство, право, общественное сознание), дало «возможность,— писал В. И. Ленин,— подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации. Только такое обобщение и дало возможность перейти от описания (и оценки с точки зрения идеала) общественных явлений к строго научному анализу их, выделяющему, скажем для примера, то, чтб отличает одну капиталистическую страну от другой, и исследующему то, что , обще всем им.., Только сведение общественных отношений к производственным и этих последних к высоте производительных сил дало твердое основание для представления развития общественных формаций естественно-историческим процессом»[6].

Понятие общественно-экономической формации позволяет выделить то общее, что имеется в порядках различных стран, находящихся на одной н той же ступени исторического развития, и превратить историю общества в историю возникновения, развити^ и смены общественно-экономических формаций.

Человеческое общество в своем развитии прошло пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую, являющуюся первой фазой коммунистической формации, и каждая из них есть прогрессивная ступень по сравнению с предыдущей.

К. Маркс открыл также закон смены общественноэкономических формаций. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они развивались. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. C изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»[7].

Каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип государства и права, которые возникают, функционируют и гибнут вместе со своей общественно-экономической формацией.

Ho взаимодействие между базисом и надстройкой заключается ие только в том, что базис определяет надстройку. Последняя, раз возникнув, становится относительно самостоятельной по отношению к базису и оказывает в свою очередь активное воздействие на все стороны общественной жизни, в том числе и на сам базис.

Неверно думать, что ход исторического развития определяется только действием экономических факторов. «Экономическое положение, — пишет Ф. Энгельс, — это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты — государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения и т. n., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские те- ории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество слу.чайностей...»[8]. Ho определяющим моментом в историческомпроцессе«вконечнсшсч£те является производство и воспроизводство действительной жизни»[9], т. e. материальные условия жизни.

Материалистическое понимание истории позволило увидеть, что на определ.енном уровне развития производительных сил возникает эксплуатация человека человеком и происходит раскол общества на классы, которые в эксплуататорском обществе являются антагонистическими классами, и борьба между этими классами составляет движущую силу истории.

Диалектический материализм требует изучения общественной жизни в состоянии развития, которое идет по восходящей линии, от низших форм к высшим.

ШІЙНІШМ L- UCyODlM, Tt Dil 1П C i V. 71 IW1 41U ПЧТІТЛѴАИІѴІІТ riJ]

чать историю государства и права на основе диалектического материализма, который изучает все явления в их взаимной связи и обусловленности, в их возникновении. оазвитии и отмиоании.

Исторические факты с неопровержимой очевидностью свидетельствуют, что государство и право так же, как и другие явления общественной жизни, проходят стадии возникновения, развития и отмирания. Марксизм отвергает концепции о вечности государства и права, до сих пор еще распространенные в буржуазной науке, согласно которым государство и право присущи человеческому обществу на всех ступенях его развития. История показывает, что было время, когда государство и право не существовали.

Основную причину развития согласно диалектическому материализму следует искать в борьбе противоположностей, присущих каждому явлению. Эта борьба является содержанием процесса развития во всех его стадиях и его движущей силой.

История государства и права объясняет происхождение государства и права внутренними противоречиями, возникшими при первобытнообщинном строе и превратившимися в противоречия антагонистические в результате разложения первобытнообщинного строя и образования классов с противоположными интересами.

Изучая особенности образования государства и права в таких условиях, в которых определенную роль играет насилие в виде завоевания одного народа или племени другим (например, в Древнем Вавилоне, Китае, Индии, Спарте, у германских народов), нужно отметить, что завоевание является здесь не основной, решающей причиной, а одним из обстоятельств, ускоривших процесс образования государства в данных условиях.

Научное исследование истории государства и права позволяет сделать вывод, что смена различных типов государства и права, как правило.происходит врезуль- тате острой классовой борьбы и социальных революций, представляющих собой обнаружение в жизни общества одного из законов диалектики — перехода старого качества в результате накопившихся количественных изменений в новое качество.

Поэтому марксисты — историки государства и права отвергают концепцию исторической школы юристов о плавном и безболезненном развитии права, утверждение школы историков-романистов о мирном переходе от рабовладельческого к феодальному обществу путем простого заимствования[10] германскими народами римских государственных учреждений и правовых институтов, об отсутствии качественного различия между рабовладельческим и феодальным обществом. Марксизм отвергает вульгарную теорию эволюционного развития, согласно которой «природа не делает скачков». Эта теория стала теоретической основой ревизионизма. Его представители утверждают, что политические свободы, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы при капитализме и проповедуют мирное врастание капитализма в социализм без всякой революции.

Современные ревизионисты также идут по этому пути, считая, что монополистический капитал врастет в социализм черезстадиюгосударственно-монополисти- ческого капитализма. Поэтому они утверждают, что классовая борьба в капиталистических странах- затухает, поскольку элементы социализма постепенно накапливаются в экономике капитализма и вполне ,возможно использование буржуазного государства как надклассового аппарата для введения социализма.

Очень важно проследить роль народных масс в истории государства и права. Хотя государство и право являются орудиями господствующего в данный исторический момент эксплуататорского класса, народные массы оказывают большое воздействие на их развитие. Это воздействие осуществляется через классовую борьбу народных масс против эксплуатации и угнетения. B курсе Истории государства и права народные движения, революции и другие формы борьбы народных масс изучаются не сами по себе, а только в связи с их воздействием на государство и право. Например, классовая борьба пролетариата является главным фактором, обусловившим демократизацию политического режима в ряде буржуазных стран, введение социального законодательства и проч. Ф. Энгельс, характеризуя буржуазную правовую систему, писал, что буржуазное право «должно претерпевать ежедневно всяческие смягчения благодаря возрастающей силе пролетариата»[11].

Изучение всемирно-исторического процесса показывает, что история человеч.ества представляет собой поступательное движение по восходящей линии, от просто- IO к сложному, от низшего к высшему, т. e. прогресс. Этот процесс, прежде всего, наблюдается в поступательно прогрессивной смене общественно-экономических формаций, типов государства и права, соответствующих этим формациям. Как отмечается в Программе КПСС, «исследование проблем всемирной истории и современною мирового развития должно раскрывать закономерный процесс движения человечества к коммунизму»1.

История государства и права дает богатый фактический материал о действии закона диалектики «отрицания отрицания».

Появление государства и права представляет собой «отрицание» порядков, существовавших при первобытнообщинном строе, когда не было ни государства, ни права. После социалистической революции в конечном счете строится бесклассовое общество, в котором нет эксплуатации человека человеком и происходит отмирание государства и права. Эгот процесс представляет собой «отрицание» порядков, существовавших в эксплуататорских общественно-экономических формациях, т. e. «отрицание отрицания».

Закон «отрицания отрицания» не означает, что человечество возвращается к пройденным ступеням развития, как это утверждают теории «циклического» развития общества. Переход к коммунизму не означает возврата к первобытнообщинному коммунистическому строю, так как коммунистическое общество будущего по уровню развития производительных сил неизмеримо выше первобытнообщинного строя.

Выше было показано использование в исследовании государства и права метода диалектического материализма, являющегося общим методом познания общественных явлений. Кроме того, для этих же целей используются и другие методы, вытекающие из метода диалектического материализма: исторический, логический и сравнительный.

ікшщ^е^ій_м^тод требует изучать общественные явления, в том^чйсл^государство и право, с момента их

розникновения в конкретно исторической форме нх развития, т. e. исследовать «действительное развитие»[12] с учетом всех скачков и зигзагов развития.

Логический метод исследования является в сущности «те\Г~жC^- до вол ь- ствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе»[17].

To же самое наблюдается и у земледельческих племен. Появление плуга (первоначально с каменными ле-

мехами), использование животных в качестве тягловой силы, необходимость расширения пашни за счет рубки и выкорчевывания лёса и т. п. привели к появлению подсечного земледелия, потребовавшего применения мужской физической силы. Мужской труд с развитием плужного земледелия заменил женский труд.

Р^реход-тгтгатриархату изменил характер брачносемейных отношений в роде. Еще при матриархате возник парный брак. «На. этой ступени мужчина живет с с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушения верности остаются правом мужчин. .; в то же время от женщнн в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая. верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери»[18]. При этом семья не является обособленной хозяйственной единицей, а принимает участие в примитивном коммунистическом произ- f} водстве и потреблении всей родовой общины, представлявшей единую социально-производственную организацию.

Эта форма брака вводила новый элемент. «Рядом с родной матерыо он (парный брак.—Авт.) поставил достоверного родного отца»[19]. Ho наследование имущества происходило еще но материнской линии. «После смерти владельца стадего стада должны были переходить прежде всего к его братьям и сестрам и к детям его сестер или же к потомкам сестер его матери. Его же собственные дети оказывались лишенными наследства»[20].

Укрепление господствующего полож.ения в роде мужчин привело к отмене существовавшего порядка наследов'ания и установлению правила, что «потомство членов рода мужчин должно оставаться внутри него, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Этим отменялось определение происхождения по женской и право наследования по материнской линии и вводилось определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии»[21].

Патриархальная с.емья — переходная форма от парного брака к так называемой моногамной семье, т. e. семье, принципиально исключающей многомужество и многоженство. Глава семьи пользовался чаще всего неограниченной властью в отношении членов семьи и распоряжался всем семейным имуществом. Форма и размеры такой семьи очень разнообразны у различных народов.

При патриархате начинается разложение первобыт- нOOбщкшйброхдродІ~С~~п6явлением скотоводства развивается частная собственность на стада, которые находятся в обособленном владении главы семейства, так же как и домашняя утварь, и предметы роскоши. C развитием скотоводства появляется потребность влюдяхдля надзора за скотом. Для этой цели стали использовать взятых в плен врагов. Так появилось рабство. Экономической основой рабства явилось развитие скотоводства, обработки металлов и ткачества, повышение производительности труда в земледелии, что позволяло получать продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. Появился излишек необходимого продукта (прибавочный продукт), а труд производителя, создававшего этот продукт, явился прибавочным трудом. Возможность присвоения прибавочного продукта непосредственного производителя другими людьми породила эксплуатацию человека человеком.

«Увеличение производства во всех отраслях — скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле — сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее. Вместе с тем оно увеличивало ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов... Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых»[22].

Развитие рабства и обмена привело к тому, что одни роды и семейства, обладавшие большим количеством рабочих рук, богатели, а другие беднели. Богатели родовые старейшины и вожди, захватывавшие значительную часть военной добычи и родового имущества в личное пользование.

Общественная власть при родовом строе характеризуется господством Первобытной демократииЗВьісшим органом общественной власти в родс, а также высшим судебным органом было общее собрание взрослых мужчин и женщин, а при патриархате только мужчин. Оно решало производственные вопросы, избирало предводителей рода, решало спорные вопросы между членами рода, рассматривало дела об измене, трусости, убийстве внутри рода и проч.

Другим органом общественной власти являлся совет старейшин, состоявший из глав семейных общин. Co- вет старейшин предварительно обсуждал вопросы, выносившиеся на общее собрание.

По мере усложнения дуальных организаций возникают племена, объединявшие множество родов и даже союзы племен. Высшими органами племен становятся народные собрания и советы племен. Народные собрания племени собирались нерегулярно, поэтому возросла роль совета племени, состоявшего из родовой знати. Народны.е собрания избирали вождя племени. Должности членов совета и вождя захватываются разбогатевшей родовой знатыо, благодаря чему постепенно наследственный принцип вытесняет принцип выборности этих должностных лиц.

Таким образом, при родовом строе общественная власть принадлежит всему обществу, всем членам данного рода или племени. Еще не было специального слоя людей, специального аппарата для управлениялюдьми.

Отношения между сородичами и соплеменниками регулировались обычаями, т. е. правилами поведения, сложившимися в результате их многократного употребления. Их характерной чертой было то, что они создавались самим обществом и выражали интересы всех членов рода или племени. Обычаи соблюдались в силу установившихся традиций и взаимного уважения. Родовой строй не знал, что такое право и обязанность в юридическом смысле слова.

Как указывает Ф. Энгельс, объединение родов в более широкие группы становится повсюду необходимостью и влечет за собой слияние отдельных террито- рнй племен в одну общую Территорию всего народа. «Военный вождь народа — гех, basileus, thiudans — становится необходимым, постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание там, где его еще не существовало. Военачальник, совет, народное собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни»[23].

Раньше войну вели только для того, чтобы отомстить за нападение, или для того, чтобы расширить территорию. C возникновением частной собственности войны начинают вести ради грабежа. Война становится постоянным промыслом. Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника и подчиненных ему военачальников, должности которых с течением времени превращаются из выборных в наследственные, и тем самым «закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати»[24]. Оценивая это явление, Ф. Энгельс писал: «Так органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственноэтомуего органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа»[25].

Дальнейший рост производительных сил, выразившийся в развитии ремесла, вызвал второе крупное аб- щественное разделение труда. БлагбДДря этому появля- ются продукты для обмена, и обмен становится регулярным. B процессе товаррного обмена возникают деньги и складываются т^арно^денежнь^е отношения, которые превращаются^вДшш^Г^^это^ов разложения первобытнообщинного строя.

Развитие техники и рост производительности труда отдельного человека приводят к индивидуализации труда. Первобытнообщинный коллективизм стал тормозом для развития производства, так как связывал инициативу отдельных людей: назревает и обостряется противоречие между производительными силами, требующими индивидуального труда, и производственными отношениями, основанными на коллективной собственности и совместном коллективном труде.

B новых условиях из большой патриархальной семьи выделяется индивидуальная с.емья, состоящаяиз родителей и детей. Продукты, создаваемые этой семьей, перестают поступать в общее пользование и распределяться между всеми членами рода и превращаются в собственность индивидуальной семьи. Родовая община распадается н возникает сельская, или соседская, община. Кровнородственные родовые связи распадаются и зам.еняются территориальными, соседскими связями.

Сельская община характеризуется сосуществованием коллективной и частной собственности: каждая индивидуальная семья имела в своей собственности дом, приусадебный участок и обособленное имущество, а земля оставалась коллективной собственностью всей сельской общины. Каждая семья по числу работников или по числу едоков получала от общины земельный надел, который обрабатывался силами этой семьи, и все, что ею создавалось, становилось ее собственностью, 'частной собственностью. «Пока, — писал В. И. Ленин,— например, все члены первобытной индейской общины вырабатывали сообща все необходимые для них продукты,—невозможна была и частная собственность. Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в оДиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности. И частная собственность,, и наследство— категории таких общественных порядков, когда сложились уже обособленные, мелкие семьи (моногамные) и стал развиваться обмен»[26].

Большую роль в возникновении частной собственности сыграла религия. Выработанная в период первобытнообщинного строя система табу (запретов) была

использована сначала для защиты имущества вождей, а зат.ем и других членов общины. Система табу' запрещала пользоваться вещами тем, кому они не принадлежали.

Развитие разделения труда, обмена и появление частной собственности приводят к имущественному расслоению в общине, к делению на бедных и богатых.

Важным фактором, ускорившим разложение первобытнообщинного строя, явилось третье крупное общественное разделение труда: появление класса, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов — класса купцов.

Таким образом, внутри первобытнообщинного строя произошли глубокие изменения: во-первых, общество раскололось на классы; во-вторых, были разрушены кровнородственные связи и возникли территориальные связи между членами общины. «...Возникло общество, которое в силу всех своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуата- торов-богачей и эксплуатируемых бедняков, — общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было все больше обострять их. Такоеобщество моглосуществоватьтолько внепрекраща- ющейся открытой борьбе между этими классами или же под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большее только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством»[27].

Ф. Энгельс указывает на три признака, отличающие государство от родовой организации[28]. Во-первых, разделение населения по территориальному признаку, а это значит, что людей соединяют уже не кровнородственные, родовые связи, а единство территории, на которой они проживают. Во-вторых, «учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим себя как вооруженная сила»[29]. Из общества выделяется и становится над обществом специальный

аппарат управления. «Когда появляется такая особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы управ- лять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию—• в тюрьмах, в особых отрядах людей, войске и np., — тогда появляется государство»1. В-третьих, налоги — взносы граждан на содержание публичной власти.

Государство закрепляло господство эксплуататорского класса над классом эксплуатируемым. При помоши государства экономически господствующий класс становился политически господствующим классом2. Определяя государство, В. И. Ленин писал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»3.

Специфические черты и признаки государства, отличающие его от родовой организации, возникают не сразу и не одновременно. Долгое время в жлассовом обществе сохраняются учреждения старого родового устройства, которые окончательно ликвидируются в результате упорной и ожесточенной борьбы или превращаются в органы государства. Так, в Афинах до реформы Клисфена существовали родовые подразделения, во Франкском государстве долгое время существовали народные собрания общин и сотен.

[1] Л e н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 69.

[1] См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 171,

* Л e н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 75.

редственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств»1.

Нужно отметить, что завоевание отнюдь не являлось причиной образования государства у древних германцев. До завоевания римских провинций германские племена уже находились на стадии разложения первобытнообщинного строя: у них возникли частная собственность, рабство и имущественное неравенство. Они жили строем военной демократии. Очень важным элементом этого строя, способствовавшим возвышению роли военачальника и созданию знати у германцев, являлась дружина, которая выделилась нз общей массы вооруженных общинников. «Военный вождь, приобретший славу, собирал вокруг себя отряд жаждавших добычи молодых людей, обязанных ему личной верностью, как и он им. Он содержал и награждал их, устанавливал известную иерархию между ними»2. Такая организация могла существовать за счет постоянных войн и разбойных набегов, ее целыо был грабеж. C одной стороны, она способствовала появлению королевской власти, а с другой — росту имущественного неравенства, разложению первобытнообщинного строя. Завоевание римских провинций явилось толчком к разру-

[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е нзд., т. 21, с. 169.

[1] Там же, с. 143.

развития закон разрастается в более или менее обширное законодательство[30]. _

Ha смену первобытнообщинному строю раньше всего пришел рабовладельч.еский строй — такая общественно-экономическая формация, экономической основой которой являлась собственность рабовладельцев как на средства производства, так и на непосредственных производителей — рабов. Основным классовым делением общества было деление на рабовладельцев и рабов. Это общество явилось первым в истории классовым обществом, основанным на эксплуатации человека человеком. C его появлением вся история общества стала историей классов, а борьба классов стала движущей силой истории.

Рабство в той или иной степени знали все народы, но рабовладельческий строй, основанный на соответствующем способе производства, сложился на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э. в Азии, Африкелі Европ.е и просуществовал до III—V вв. и. э.

B истории различаются две разновидности рабовладельческого строя в рамках одной рабовладельческой общественно-экономической формации: восточное рабовладельческое общество и античное рабовладельческое общество.

Древнейшие рабовладельческие государства Древнего Востока находились в Южной Азии и в Северной Африке. B курсе Истории государства и права зарубежных стран изучаются государственный строй и право Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая. Особенностями o(>m

<< | >>
Источник: П. H. ГАЛАНЗА и др.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ И ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО). Москва - «Юридическая литература» - 1980. 1980

Еще по теме ПРЕДМЕТ КУРСА ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА):

  1. ТЕМА: Пути развития отечественной государственности и права в средние века.
  2. § 2. Исключительное право и право интеллектуальной собственности: генезис, соотношение и перспективы развития
  3. § 2. Цели ограничений прав
  4. § 1. Сервитуты как основание ограничения и обременения прав собственника недвижимого имущества
  5. § 2. Понятие и виды (формы) злоупотребления правом
  6. § 1. Цивилистическое понимание собственности и права собственности
  7. § 2. Содержание права собственности
  8. § 1. Общая характеристика основных видов права собственности
  9. § 1. Способы возникновения права собственности
  10. § 2. Объект и предмет хищения
  11. § 6. Наука уголовного права
  12. §1.4. Место теории государства и права в системе научного знания вообще, гуманитарных наук в частности и юриспруденции в особенности
  13. §4.1. Соотношение категорий «форма государства» и «форма правления»
  14. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
  15. Гражданское процессуальное право
  16. Основные понятия и категории курса «Экономическая теория»
  17. ПРЕДМЕТ КУРСА ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)
  18. Глава II. Историография истории Древней Греции
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -