<<
>>

Известно, многие западные кинофильмы, идущие на наших экранах, сеют вредные семена чуждого нам образа жизни, чуждой идеологии и культуры. Как этому противостоять в пропаганде?

Прежде всего разъяснять, что, кроме немногочисленных высокохудожественных произведений западной кине-матографии, к нам чаще всего проникают кинофильмы сугубо развлекательные, в которых аполитичность, пошлость, художественная несостоятельность маскируются привлекательностью «антуража».
Роскошные апартаменты, шикарные наряды и автомобили, красивые и удачливые герои создают идиллическую картинку западного образа жизни.

Не секрет, что кино может оказать мощное позитивное эстетическое и идеологическое воздействие, это подтверждают лучшие произведения советского киноискусства. Но кино способно также отравить ложью, разжечь ненависть к прекрасному и пизменные инстинкты. Именно такое воздействие оказывают сегодня на массы американцев, особенно после встреч в верхах в Женеве и Рейкьявике, злобные антисоветские кинобоевики типа «Рэмбо», «Роки-IV», «Вторжение» и другие, насаждающие страх и ненависть к «русским».

Многие идущие у нас западные кинофильмы в той или иной степени пропагандируют буржуазный образ жизни, ослабляя воздействие социалистических ценностей, отвлекая от тех жизненно важных проблем, которые сегодня волнуют каждого советского человека и от решения которых зависит будущее пашей Родины. Особенно опасно это воздействие на молодежь: ведь почти 80 процентов наших кинозрителей — дети и молодые люди в возрасте до 30 лет. Недаром широкое распространение у нас западпой кинопродукции деятели «психологической войны» расценивают как весьма выгодный для себя фактор.

Вот почему, как подчеркивал июньский (1983 г.) Пле- нум ЦК КПСС, необходимо более тщательно подходить к отбору зарубежной духовной продукции, которую мы получаем по культурному обмену. «Нельзя забывать... что здесь для нас на первом месте должен быть не коммерческий, а политический подход» .

Естественно, наиболее эффективным средством проти-водействия нежелательному влиянию западной кинопродукции служат лучшие произведения советского киноискусства — искусства глубокого гуманизма, добра и мира, высоких идейных, нравственных и эстетических идеалов, искусства огромной воспитательной силы.

Кроме известных произведений киноклассики прошлых лет, свою роль в возвышении человеческого фактора играют такие фильмы, как упомянутые на V съезде Союза кинематографистов СССР «Частная жизнь» Ю. Райзмана, «Остановился поезд» и «Парад планет» В. Абдрашитова, «Послесловие» М. Хуциева, «Семейные тайны» В. Асадова, «Голубые горы» Э. Шенгелая, «Чучело» Р. Быкова, «Иди п смотри» Э. Климова п др. К сожалению, столь высокие оценки мы не можем применить ко многим другим советским фильмам, вышедшим за последпее время, в силу нечеткой идейной позиции их создателей, неумения разглядеть и поднять ключевые проблемы нашей жизни, из-за недостаточного профессионализма. Претендуя на воспитательную роль, моральный урок, некоторые фильмы оказывают достаточно сомнительную услугу в этом деле, так как показывают ущербные образы и персонажи, обывательские концепции, а иной раз вольно или невольно подражают западным эталонам дешевой развлекательности, как об этом справедливо говорилось па V съезде Союза кинематографистов СССР, наметившем задачи нашего кино на переломном этапе развития советского общества.

Опыт свидетельствует об огромном идеологическом воздействии лучших произведений кинопублицистнки и документалистики («Обыкновенпый фашизм», «Заговор против Страны Советов», «Сионизм перед судом истории», «На прицеле ваш мозг» и др.). Набор таких фильмов у нас пока не богат, но и то, что имеется, лишь эпизодически демонстрируется на экранах кинотеатров, клубов, Домов культуры. В репертуарных изданиях (например, в газете «Досуг в Москве») о документальных фильмах даже пе упоминается. Кроме того, наша кнподокументалпстпка, пренебрегая потребностями жизни, зрительскими мнениями, по существу, нередко оказывалась в стороне от кардинальных проблем действительности, острой борьбы за цравду, передовые идеи общества, за социально-экономическую перестройку.

За последнее время участились попытки контрабандного ввоза западных видеофильмов, где порнография, фильмы ужасов уживаются с восхвалением буржуазного образа жизни.

Идеологический противник затеял против нас настоящую «кассетную войну». Нет нужды повторять, что все это в первую очередь нацелено на отравление сознания молодого поколения. В нарушение законов наши доморощенные «бизнесмены», как неоднократно сообщала печать, организуют копирование западной видеопродукции, устраивают домашние видеосеансы. Работа по противодействию «кассетной войне», в первую очередь организация массового проката советских видеофильмов, ведется пока слабо и требует повышенного внимания партийных комитетов и организаций культуры.

Очевидно, задача каждого пропагандиста состоит в том, чтобы любыми доступными путями помочь советским зрителям распознать истинную сущность буржуазных «ценностей», льющихся с экрана, разглядеть вредное влияние западного образа жизни. Одним из методов разъяснительной работы мог бы стать ненавязчивый социально-политический комментарий к тому или иному фильму, транслируемый через радиоустановку кинотеатра перед началом сеанса. И такой опыт уже имеется. В г. Кемерово в кинотеатре «Космос» перед показом итальянского кинофильма «Я — боюсь» прозвучало выступление комментатора, который, делясь собственным опытом, рассказал о политической атмосфере в Италии. И люди совсем иными глазами смотрели эпизоды кинофильма. В г. Невинномысске в комментировании западных кинофильмов активно участвуют работники горкома КПСС. Есть и другие примеры.

Подобным путем и из идеологически ущербного фильма можно извлечь пользу, если в прологе найти доходчивые и убедительные контраргументы для развенчания «сладкой жизни» на Западе, льющейся с экрана. Очевидно, к такой работе вполне возможно привлечь п средства массовой информации. Ведь подвергаем же мы критическому разбору в прессе материалы журналов «Америка», «Англия» или «Гутен таг».

Таким образом, мы не имеем нрава закрывать глаза на то, что в силу сложившихся обстоятельств многие западные кинофильмы на наших экранах служат одним из каналов буржуазного влияния, против которого необходимо вести постоянную и эффективную борьбу.

<< | >>
Источник: Кейзеров Н. М., Ножин Е. А.. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы.— М.: Политиздат, 1987,— 256 с.. 1987

Еще по теме Известно, многие западные кинофильмы, идущие на наших экранах, сеют вредные семена чуждого нам образа жизни, чуждой идеологии и культуры. Как этому противостоять в пропаганде?:

  1. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  2.   АНТИ-СЕНЕК А, ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ О СЧАСТЬЕ
  3. А. Что такое история для неученых?
  4. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества Места обитания и культурные отношения малайских племен
  5. Известно, многие западные кинофильмы, идущие на наших экранах, сеют вредные семена чуждого нам образа жизни, чуждой идеологии и культуры. Как этому противостоять в пропаганде?
  6. Верно ли, что известная у нас по мультфильмам развлекательная корпорация Уолта Диснея служит пропаганде американского образа жизни?
  7. Не секрет, шізкопробньїе музыкальные вкусы некоторой части нашей молодежи стремятся использовать на Западе в своих идеологических целях. Как этому противодействовать?
  8. БЕЛЯЕВ Преступление на Гвардейской
  9. 10.1. Понятие и структура гражданского общества
  10. Глава 7. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
  11. КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ, КАК ИСКРЕННЕ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЮБИЛИ...
  12. НАШЕ ВРЕМЯ
  13. О земле
  14. IV ЭТИКА ТЮРЕМ
  15. МОЕ ОБЩЕНИЕ