48. Тропы и стилистические фигуры как приём обеспечения выразительности и действенности речи.
1. Эпитет – образное определение (существительному подбирается прилагательное – золотое сердце)
2. Сравнение – как, словно, будто… (вода как зеркало)
3. Метафора (скрытое сравнение) – объект есть, союз убирается (за окном тянется шлейф дыма – дым как шлейф)
4.
Метонимия – замена одного понятия, предмета, явления другим на основе смежности (не сходства) (читать Пушкина – метонимия (читать произведения Пушкина); мир следит за экономич кризисом –(мир- люди, народ))Разновидностью метонимии является синекдоха – замена части целым или наоборот (должен быть нераздельно связан) «На сцену вышла первая скрипка»; «Красная Шапочка». Классический пример. Словосочетание «Красная Шапочка» замещает образ «девочка в красной шапочке».
5. Перефраз – замена слова описательного оборота как мин 2-мя словами (может не быть схожести). Страна восходящего солнца – Япония; Туманный Альбион – Англия.
6. Гипербола – преувеличение «Безбрежное море (море имеет берега)
7. Литота – преуменьшения или нарочитого смягчения. Например: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг»
Дюймовочка, Мальчик с пальчик.
8. Антитеза – противопоставление, в основе лежат антонимы. Как средство усиления выразительности. «Новый режим»; Я - раб, я - царь; я - червь, я - бог.
9. Оксюморон – соединение противоречащих др другу понятий. «Горячий снег», «Живой труп»
10. Градация – расположение синонимов др за др с целью усиления или ослабления признаков действия. «Яркое, сильное, незабываемое впечатление»
11. Инверсия – не прямой порядок слов, как выразительное средство. «Белеет парус одинокий» (одинокий парус белеет). Используется в худож, публист. стилях. имеет акцент на слово.
12. Риторический вопрос – вопрос, не имеющий и не требующий ответа. «Быть или не быть?», «Кто виноват и что делать?», "Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?"
13. Многосоюзие – повтор одних и тех же или парных союзов. »На празднике были студенты, преподаватели. гости; На празднике были и студенты и преподаватели и гости. »
14. Элипсис – не полное предложение, в котором пропущен член предложения и можно восстановить только приблизительно. «Я за свечку, свечка в печку, я за книжку…» - пропущено слово хватаюсь, берусь, прыгает; «Татьяна в лес, а я за ней» - идет, бежит)
15. Парцелляция – деление предложения на самостоятельные единицы, в этих единицах может отсутствовать грамматическая основа. «Праздник состоится обязательно» или «Праздник состоится. Обязательно»