<<
>>

1. Культура Европы XIX века

К концу XIX в. завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли.

В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура.

Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии - про-летариат. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.

Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры - науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его об-служивания дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических, которые материально стимулировались, а их использование позволяло получать сверхприбыль. Это не исключало поощрения гуманитар-

ных исследований, особенно если они были направлены на сохранение существующих общественных отношений и систем. В искусстве сохранили свое влияние старые и возникли новые стили, школы, направления

В начале XIX в. еще сохранял свои ведущие позиции классицизм, продолжавший традиции Возрождения. Развивавшийся в XVII в. в острополемическом взаимодействии с барокко, он лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему.

В конце XVIII - первой половине XIX в. на Европейском и Американском континентах получило распространение одно из крупнейших направлений в литературе и искусстве - романтизм. Разочарование в результатах Великой французской революции и в зародившейся буржуазной культуре привело к антипросветительскому движению. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против прозаичности, бездуховности и эгоизма капиталистических отношений нашли отражение в романтизме.

Романтизм не являлся универсальным стилем, как классицизм, антиподом которого он выступал.

Это было скорее общественное и художественное движение, захватившее не только литературу и музыку, но живопись, скульптуру, садово-парковую архитектуру. Первые признаки романтизма прослеживались уже в поздних работах Ф. Гойи, Ж. Л. Давида и др., в том числе, например, в полотне А.Ж. Гро «Бонапарт на Аркольском мосту». Наиболее последовательная эта школа сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии. Нередко авторы-романтики в скульптуре и живописи поднимались до подлинной революционности, как, например, в полотне Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») или рельефах Ф. Роде на Триумфальной арке в Париже «Выступление добровольцев в 1792» («Марсельеза»).

Реальная жизнь, однако, показывала, что она не подвластна «разуму», иррациональна, полна тайн и непредсказуемости.

Появилось неверие в промышленный, социально-политический и научный прогресс, который предвещали лучшие европейские умы. Вместо них в общество пришли опустошенность личности, разочарование, безнадежность и отчаяние. Эти черты показали в своих произведениях Дж. Байрон, Б. Шелли, А. де Мюссе, Ф. Шатобриан, Г. Гейне,

Э.Т.А. Гофман и др. Одни из них считали, что жизнь полна непостижимых и загадочных сил, которым необходимо подчиниться; в творчестве других преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла, дух бунтарства или разочарования.

На редкость широко романтическое направление было представлено в музыке. Немало композиторов-романтиков стало гордостью мировой культуры. Многие из них были не только композиторами, но и дирижерами, пианистами, музыкальными критиками. Р. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. работали во многих жанрах и являются авторами опер , вокальных циклов, рапсодий, сонат, скерцо, этюдов.

Следующим направлением , которое наиболее широко было представлено в XIX веке и отражало противоречия той эпохи был реализм. Реализм развивался не как антагонист предшествующих направлений (классицизма, сентиментализма, романтизма), а как метод, вобравший в себя достижения предшествовавших направлений.

С середины XIX в. начинается новый этап в его развитии, отмеченный принципиальным разрывом с романтической традицией.

Критический реализм возник во Франции и в Англии, то есть в тех странах, где ранее, чем в других государствах Европы, восторжествовали буржуазные порядки. Поэтому не случайно именно Франция и Англия дали лучшие произведения реалистической литературы. Так, Опоре де Бальзак создал многотомную «Человеческую комедию», Виктор Гюго - романы «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Девяносто третий год», «Труженики моря», Гюстав Флобер - «Госпожу Бовари», «Воспитание чувств», Чарльз Диккенс - «Домби и сына», «Тяжелые времена», «Холодный дом», Уильям Теккерей - «Ярмарку тщеславия», в которых ярко и правдиво показаны сущность и пороки капиталистического строя. Вторая половина XIX в. дала не менее блестящих писателей (Джон Голсуорси, Джорж Бернард Шоу, Ги де Мопассан и др.), а в последней трети века мировое значение приобрела норвежская литература (Генрих Ибсен, Кнут Гамсун и др.)

Главными представителями реализма в изобразительном искусстве являлись Г. Курбе, К. Коро, Дж. Констебл, Дж. Тернер и др. После революции 1830 г. во Франции О.Домье, например, стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку.

Х1 Х столетие оставило миру течения и стили в литературе и искусстве, которые оказали огромное воздействие на развитие культуры XX века. В XIX в. романо-германская цивилизация приобретает новую характерную особенность — индустриальную В ее основе уже лежал научно-технический прогресс, который способствовал, с одной стороны, становлению буржуазных свобод, с другой - существенно потеснил духовную культуру западной цивилизации проявилась опасная тенденция - дегуманизация культуры, венцом которой стала колониальная система, а раздел мира сферы влияния привел человечество к двум мировым войнам в XX столетии.

<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. – 104 стр.. 2005

Еще по теме 1. Культура Европы XIX века: