<<
>>

Тема 5. Гносеология и психология повседневности

Обыденное сознание в философских исследованиях. Обыденное сознание как инструмент познания мира. Обыденное и научное познание. Их взаимодействие и взаимовлияние. Возрастание влияния научного знания на обыденное сознание в европейской культуре от Нового времени до современности.

Обыденное и мифологическое сознание. Обыденное и художественное мышление. Содержательная и структурная общность форм духовного освоение мира определенной культуры, эпохи.

Внутренняя структура обыденного сознания: мироощущение, мировосприятие, миропонимание (С. С. Гусев, Б. Я. Пушканский). Миропонимание и обыденное знание: содержательное и структурное подобие. "Обыденное сознание", "обыденное миропонимание (мировоззрение)" и "здравый смысл" ("обыденный здравый смысл"). Здравый смысл и бессознательное.

Обыденное сознание и ментальность. Эволюция понятия "ментальность" в "Новой исторической науке". Понятие "ментальность" в исторической психологии (В. Шкуратов), современных социально-психологических исследованиях.

Эволюция форм обыденного сознания. Исторические типы обыденного сознания. Преимущественное внимание исторической антропологии и истории ментальностей к западноевропейскому Средневековью.

Обыденное и массовое сознание. "Психология толп" (Г. Лебон, Г. Гард. 3. Фрейд), массовое и обыденное сознание. Проблема носителя обыденного сознания. Мещанин, обыватель как классический носитель обыденного сознания. Реабилитация обывательского, потребительского образа жизни и связанная с реабилитацией повседневности в современной культуре.

<< | >>
Источник: Виталий Дмитриевич. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ. 2006

Еще по теме Тема 5. Гносеология и психология повседневности: