ФИЛОСОФИЯ ДУХА


«Дух» характеризуется Гегелем как третья, высшая
и завершающая ступень развития абсолютной идеи,
когда она «снимает» предшествующую ступень своего
природного «инобытия»: «В этой истине природа ис-
чезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая
своего для-себя-бытия...» Но хотя Гегель объявляет
отличительной чертой духа «его идеальность, т.
е. сня-
тие инобытия идеи, возвращение и возвращенность ее
к себе из своего другого», все же фактически под «ду-
хом» им имеется в виду совокупность определений та-
кого материального существа, как человек в его со-
циально-историческом развитии. Поэтому философия
духа Гегеля это, в сущности, его антропо-социалъная
философия. Гегель именует человеческое бытие «ду-
хом» вследствие идеалистической установки своей фи-
лософской системы, абсолютизирующей тот факт, что
из всех живых существ, возникших в природе, «только
человек впервые поднимается от единичности ощуще-
ния к всеобщности мысли, к знанию о самом себе,
к постижению своей субъективности, своего «я»...»
Именно эта вырабатывающаяся у человека духовность
(«Только человек есть мыслящий дух») лежит в основе
322
гегелевского утверждения, что он «существенно отли-
чается от природы». Однако Гегель не доводит этого
«отличения» до полного разрыва и в своих характери-
стиках духовной стороны человеческого существова-
ния постоянно учитывает материально-биологическую
определенность последнего, кое-где даже преувеличи-
вая ее значимость. Стоит заметить вместе с тем, что
в гегелевском понятии «дух» идеалистически отражена
не только деятельность человеческого сознания, но
и практическая деятельность человека, позволяющая
ему освобождаться от подчиненности природе и сози-
дать в виде социального мира «вторую природу».
От-
сюда утверждение, что «субстанция духа есть свобода,
т. е. независимость от некоего другого...», и что «дей-
ствительная свобода не есть ... нечто непосредственно
сущее в духе», а «еще только должно быть порождено
его деятельностью» (96. 3. 15, 24—26).
Развитие «понятия духа» Гегель рассматривает как
процесс «самоосвобождения духа» от всех не соответ-
ствующих его понятию форм наличного бытия по-
средством их преобразования «в некоторую действи-
тельность, полностью соответствующую понятию ду-
ха». Первая форма существования духа — это субъек-
тивный дух как «отношение к самому себе». Вторая
форма — это объективный дух, существующий как по-
рождаемый духом мир, в котором свобода имеет ме-
сто в виде наличной необходимости. Третья форма —
это абсолютный дух «как в себе и для себя сущее
и вечно себя порождающее единство объективности
духа и его идеальности, или его понятия», т. е. «дух
в его абсолютной истине» (6. 3. 26, 32). По сути же
дела, «субъективный дух» охватывает сферу индиви-
дуального сознания людей в его природной и социаль-
ной обусловленности, «объективный дух» — сферу об-
щественного бытия человечества, а «абсолютный
дух» — сферу мировоззренческих форм общественного
сознания (искусство, религия, философия).
<< | >>
Источник: КузнецовВ. Н.. Немецкая классическая философия второй поло-вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие дляун-тов.-М.: Высш. шк.,1989.-480 с.. 1989

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ ДУХА:

  1.   ФИЛОСОФИЯ ДУХА И МАТЕРИИ РЕНЕ ДЕКАРТА  
  2.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  3.   1. «Новое обоснование» бытия божьего в философии неоавгустинианства  
  4. ФИЛОСОФИЯ ДУХА
  5. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  6. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
  7. Античная философия
  8. Немецкая классическая философия
  9. 2. Философ в духе времени.
  10. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  11. Философия духа