ГЛАВА ВОСЬМАЯ ИСХОД К ВОСТОКУ
1 Шопенгауэр А. О воле в природе // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993. С. 13.
2 Hubscher A. Schopenhauer: Biographie eines Weltbildes. - Stuttgart, 1967.
S. 2.3 Шопенгауэр считал счастье по природе своей негативным, это "не изначальное, само явившееся нам счастье, а всегда удовлетворение желания" {Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1993. С. 419-420).
4 См., например: Funke G. Ethik als Grundwissenschaft: Handeln aus Klugheit, Neigung, Pflicht, Mitleid//Schopenhauer-Jahrbuch. - Frankfurt a. M., 1989. Bd. 70. S. 19-42.
5 Шопенгауэр А. О четверояком корне... С. 143.
6 См.: Мееровский Б. В., Нарский И. С. Философия мировой воли и скорби // Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Т. 1. С. 645-646; Autrum H. Der Wille in der Natur und die Biologie heute // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1969. Bd. 50. S. 89-101; Morgenstern M. Schopenhauers Philosophie der Naturwissenschaften. Bonn, 1985.
7 Нефедов Е. И. Взаимодействие физических полей с живым веществом. Тула, 1995; см. также: Sediak W. Homo electronicus. W-wa, 1980 (Реферат на эту книгу опубликован в журнале "Культурология: XX век: Дайджест. М., 1996. № 1. С. 12).
8 Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Т. I. M., 1993. С. 141.
9 Там же. С. 149.
10 Об этом см.: Primer H. Das Problem des Materialismus in der Philosophie Arthur Schopenhauer Frankfurt a. M., 1984; см. также, например, мнение английского историка науки Б. Мейджи: "До Дарвина он выдвинул эволюционный взгляд на дух, усмотрев в сущностном плане, что это механизм выживания, который был необходим как некоторая ступень в эволюции живых организмов" (См.: Magee В. The philosophy of Schopenhauer. Oxford, 1983, p. 156).
11 Шопенгауэр А. О четверояком корне...
Мир как воля и представление. Т. 1. С. 228. Ср. также: "На каждой ступени, освященной познанием, воля является себе как индивид" (там же. С. 412).12 Там же. С. 258.
13 Там же. С. 288.
14 Там же. С. 298-299.
15 Там же. С. 377.
16 Там же. С. 346.
17 Becker A. Arthur Schopenhauer und Sigmund Freud: Historische und charakterologische Grundlagen ihrer gemeinsamen Denksrukturen // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1971. Bd. 52. S. 114-156.
18 Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Т. 1. С. 317.
19 Там же. С. 311.
20 Асмус В. Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 11.
21 См. настоящее издание: гл. 2, § 3.
22 В 1989 г. в Вене был издан сборник материалов конференции, посвященной попыткам интегрировать наследие Шопенгауэра в философию и эстетику постмодернизма (см.: Schopenhauer in der Postmoderne. - Wien, 1989). См. также работу Брюггера, посвященную данной проблеме: Brugger P. Die doppesinnige Aufhebung der negativen Wertungen in Schopenhauers Aesthetik//Schopenhauer-Jahrbuch. - Frankfurt a. M., 1988. Bd. 69. S. 199-211.
23 Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. С. 432.
24 Там же. С. 421.
25 Благодать и вера причастны к конституирующей составляющей учения Шопенгауэра: "...мы помним, писал он, что эстетическое наслаждение прекрасным состоит в том, что, вступая в состояние чистого созерцания, мы на мгновение отрешаемся от всякого воления и... превращаемся в освобожденный от воли вечный субъект познания, коррелят идеи; мы знаем, что эти мгновения, когда мы, освободившись от жесткого напора воли, как бы возносимся над тяжелой атмосферой Земли, - самые блаженные из всех нам известных.
Из этого можно сделать вывод, как блаженна должна быть жизнь индивида, если она укрощена не на мгновения, как при наслаждении прекрасным, а навсегда... Покой и блаженство предстают перед нами только как соцветие, возникшее из постоянного преодоления воли" (там же.
С. 483-484).26 Там же. С. 422.
27 Там же. С. 430.
28 См.: Cartwright D. Schopenhauer as moral philosopher. Toward the actuality of his philosophy // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1989. Bd. 70. P. 54-63; Schirmacher W. Von Schopenhauer zu Marx: Das Problem des Fortschritt // Schopenhauer in der Postmoderne. - Wien, 1989. S. 41-48.
29 Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. С. 502.
30 Там же. С. 426: "Пусть только никто не думает, что христианское вероучение принимает оптимизм; напротив, в Евангелии мир и зло выступают почти как синонимы".
31 Там же. С. 495: "...именно то, что христианские мистики называют благодатью и возрождением, есть для нас единственное непосредственное проявление свободы воли".
32 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб., б.г. С. 105.
33 "Воля вынуждена пожирать самое себя" {Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. С. 276).
34 "Он писал как будто для меня" (Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Ницше Ф. Поли. собр. соч. М., 1909. Т. 2. С. 189).
35 Copleston F. Friedrich Nietzsche: philosopher of culture. London; N. Y. 1975. P. 228.
36 Ницше Ф. Несвоевременные размышления. С. 199.
37 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 346-347.
38 Цит. по: Свясьян К. А. Ницше - мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 25.
39 Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1989. С. 12.
40 Соловьев В. С. Кризис западной философии // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 84.
41 Соловьев В. С. Оправдывание добра // Там же. Т. 1. С. 179- 180.
42 Там же. С. 162-163.
43 Соловьев В. С. Формальный принцип нравственности (Канта)//Там же. Т. 1. С. 553.
44 Булгаков С. Расизм и христианство // Вестник русского христианского движения. Париж. 1990. № 158. С. 179.