ГЛАВА СЕДЬМАЯ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА
1 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. II. С. 339. Справедливо замечает Н. Я. Берковский: "Не надо забывать, что в романтизме есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти людям в руки.
Романтизм не огражден от соприкосновений с конкретностями, с бытом, от вторжения их в его собственную среду, так как он сам же хочет того. Романтизм разрушает объект в его обыденных чертах, и романтизм стремится в том же объекте найти для себя опору" {Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Д., 1973. С. 85).2 Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 3. S. 354. Прямо против философии истории Гегеля направлены некоторые пассажи в работе Гумбольдта "О задаче историка". Он говорит об ошибке, которую "допускает так называемая философская история" {Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 4. S. 46). "Философская история" - термин Гегеля.
3 Цит. по: Briefe von und an Hegel. Bd. 3. S. 406.
4 Ibid. S. 424.
5 Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. С. 750-753.
6 Schelling F. W. J. Die Weltalter. Fragmente. Munchen, 1966. S. 75.
7 Ibid. S. 32. Цитата взята из самого раннего варианта трактата. В более поздних усиливается идеалистическая тенденция. Эту эволюцию взглядов Шеллинга не учитывают иные исследователи. В результате - различие в оценках. Так, Ю. Хабермас пишет о "потаенном материализме философии "Мировых эпох" (Habermas J. Theorie und Praxis. Frankfurt a. M., 1980, 1980. S. 215). Против такой интерпретации выступает П. Эстеррайх, усматривающий в "Мировых эпохах" развитие мифологизирующих тенденций {Osterreich P. Philosophie, Mythos und Lebenswelt. Frankfurt a. M., 1984).
8 Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 140.
9 Ibid. S. 153.
10 Цит. по: Dietzsch St. Schelling. Leipzig, 1978. S. 94. В. Фёр-стер отмечает, что "реабилитация чувственности, осуществленная Людвигом Фейербахом, его переход к материалистической интерпретации природы были вызваны в значительной степени ходом рассуждений в натурфилософии Шеллинга (Natur und geschichtlicher Prozess, Frankfurt a.
M., 1984. S. 190).11 Schelling F. W. J. Grundlegung der positiven Philosophie. Torino, 1973. S. 82.
12 Natur und geschichtlicher Prozess. S. 69.
13 Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 290. Трем способностям души соответствуют три вида "гениальности", т. е. творческой способности, - художественная, научная, религиозная (моральная).
14 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 442.
15 Бауэр Б. Трубный глас Страшного суда над Гегелем. М., 1933. С. 127.
16 Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч. Т. 21. С. 280-281.
17 Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1982. Т. 4. С. 240.
18 Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1905. Т. 2. С. 301.
19 Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955, Т. I. С. 508-509.
20 Knebel К. L. Literarischer Nachlass und Briefwechsel. Leipzig, 1840. Bd. 3. S. 410. Подробнее о Кнебеле и о других предшественниках Фейербаха см.: Гулыга А. Из истории немецкого материализма. М., 1962.
21 Фейербах Л. История философии: В Зт. М., 1974. Т. 3. С. 273.
22 Briefe von und an Hegel. Bd. HI. S. 247.
23 Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, Т. 1. С. 243.
24 Там же. С. 244.
25 ФейербахЛ. История философии. М., 1974. Т. 1. С. 54-55.
26 Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 1. Berlin, 1961. S. 338. Это издание, начатое АН ГДР, после его завершения будет наиболее полным. Предполагалось выпустить 20 томов.
27 Ibid. Bd. 9. S. 6.
28 Фейербах Л. История философии. Т. 1. С. 222. В разделе о Бёме Фейербах посвятил специальный параграф его антропологии, который заканчивается афоризмом Парацельса "Одна природа - наша наставница" (там же. С. 223).
29 Там же. С. 435.
30 Там же. С. 500.
31 Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 10.
32 Фейербах Л. История философии. Т. 3. С. 349.
33 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 53.
34 Там же. С. 82-84.
35 Там же. С. 70.
36 Там же. С. 208-209. Цитата заимствована из чернового наброска неотосланного ответа на письмо К.
Маркса (2 октября 1843 г.), который просил Фейербаха выступить с критикой Шеллинга.37 Там же. С. 79.
38 Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 316.
39 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 267.
40 ФейербахЛ. Избранные философские произведения. Т. II. С. 32.
41 Там же. С. 546.
42 Там же. С. 146.
43 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 224.
44 Фейербах Л. Там же. Т. II. С. 420.
45 Там же. С. 420. В русском тексте Wesen ошибочно переведено как "существо", a Gemeinschaft - как "общественность".
46 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 194-195. Перевод выправлен по: Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 329.
47 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1. В тексте цитируемого издания вместо "в грязно-иудейской" стоит "в грязно-торгашеской". Не говоря о недопустимости сведения иудейства к торгашеству, в таком переводе исчезает желание Канта акцентировать внимание на Ветхом Завете.
48 ФейербахЛ. Избранные философские произведения. Т. II. С. 145.
49 Там же. С. 421.
50 "Быть без религии - значит думать только о себе; иметь религию - значит думать о других" (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 414).
51 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 161.
52 Там же. С. 167.
53 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 117. В оригинале употреблен глагол entaussern (Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 246), буквально означающий "эк-стериоризировать", "овнешнять".
54 Там же. С. 302-304.
55 Там же. С. 308-309.
56 Там же. С. 105. "В чем заключается добродетель, достоинство человека как мужчины? - В мужественности. Человека как женщины - В женственности" (там же. С. 124).
57 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 591.
58 Там же. С. 641.
59 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 144.
60 Hettner H. Schriften zur Literatur. Berlin, 1959. S. 5.
61 Вагнер P. Избр. работы. М., 1978. С. 142.