<<
>>

Вкус

Есть две группы методов исследования вкуса.

Химические методы основаны на определении вкусовых ощущений к различной концентрации растворов сахара, поваренной соли, соляной или лимонной кислоты и хинина.

На передние, средние и задние отделы правой и левой половины языка наносятся капли растворов сахара (4 %, 10 %. 40 %), поваренной соли (2,5 %, 4 %, 10 %). лимонной кислоты (1 %, 5 %, 10 %) и хинина (0,5 %, 0,7 %, 1 %). Язык испытуемого высунут, и испытуемый должен указать пальцем на табло с перечислением ощущений (сладкое, соленое, кислое, горькое, нет вкуса), что он ощущает (метод Бернштейна).

Электрометрический метод основан на определении пороговых значений силы тока, вызывающей специфическое вкусовое ощущение кислого при раздражении вкусовых точек языка. Электрогустометрия (ЭГМ) проводится с помощью отечественного аппарата «Электроодонтометр ЭОМ-3». Активный электрод прикладывается к боковой поверхности передней части языка, пассивный сжимается пальцами руки испытуемого. До проведения ЭГМ испытуемый должен ознакомиться с обычным ощущением от прикосновения к обеим половинкам языка металлического электрода, который прикладывается поочередно к боковым отделам передней части языка справа и слева на расстоянии 1,5 см от средней линии с тем. чтобы исключить возможность раздражения противоположной стороны. После этого плавно увеличивается сила подаваемого тока в цепи от нуля до значения, при котором на языке возникает вкусовое ощущение. Наименьшая сила тока, вызывающая это ощущение, является пороговой; она регистрируется визуально по движению стрелки микроамперметра, шкалу которого испытуемый не видит. Для того чтобы исключить адаптацию к раздражителю, длительность раздражения языка электрическим током не должна превышать 2 с. За величину порога принимается среднее из 5 измерений. Отсутствие вкусового ощущения при раздражении языка электрическим током силой 300 мкА принимается как выпадение вкуса, разница в порогах 20 мкА — как снижение вкуса на участке языка с более высоким порогом.

Выше изложены методы определения асимметрии функций правой и левой частей парных органов движений и чувств, т. е. методы, уточняющие асимметрию — симметрию в моторной и сенсорной сферах. Можно пользоваться не всеми тестами, пробами, методами, которые приведены. Напротив, некоторые из них можно заменить другими. Но обязательным, на наш взгляд, является изучение достаточно большого числа испытуемых по единой методике.

В протоколе исследования следует регистрировать особенности поведения испытуемого в момент проведения обследования, как и время выполнения отдельных проб при изучении двигательных реакций и время появления ощущения и его осознания, идентификации со знакомыми по прошлому опыту.

В зависимости от целей и задач исследования уточнение моторных и сенсорных асимметрий можно сочетать с экспериментальными приемами, которые были бы направлены на выявление особенностей психической деятельности испытуемого.

<< | >>
Источник: Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.. Функциональные асимметрии человека. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина,1988. — 240 с.. 1988

Еще по теме Вкус:

  1.   О ВКУСЕ 
  2. § 3. О вкусе  
  3.   ГЛАВА ВТОРАЯ Самое вкусное / Бэнь вэй  
  4. ВКУС
  5. Не секрет, шізкопробньїе музыкальные вкусы некоторой части нашей молодежи стремятся использовать на Западе в своих идеологических целях. Как этому противодействовать?
  6. § 8 ВСЕОБЩНОСТЬ БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В СУЖДЕНИИ ВКУСА ТОЛЬКО КАК СУБЪЕКТИВНАЯ
  7. § 16 СУЖДЕНИЕ ВКУСА, В КОТОРОМ ПРЕДМЕТ ПРИЗНАЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ ПРИ УСЛОВИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОНЯТИЯ, НЕ ЕСТЬ ЧИСТОЕ СУЖДЕНИЕ ВКУСА
  8. § 22 НЕОБХОДИМОСТЬ ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ, МЫСЛИМАЯ В СУЖДЕНИИ ВКУСА. ЕСТЬ СУБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, КОТОРАЯ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ ОБЩЕГО ЧУВСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОЙ
  9. § 32 ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ СУЖДЕНИЯ ВКУСА
  10. § 33 ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ СУЖДЕНИЯ ВКУСА
  11. § 34 ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ВКУСА НЕВОЗМОЖЕН
  12. § 40 ВКУС КАК СВОЕГО РОДА SENSUS COMMUN1S
  13. § 48 ОБ ОТНОШЕНИИ ГЕНИЯ К ВКУСУ
  14. § 50 О СВЯЗИ ВКУСА С ГЕНИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРЕКРАСНОГО ИСКУССТВА
  15. Вкус и мода
  16. КАК ВОЙТИ ВО ВКУС